Затонувшие корабли с сокровищами в черном море. Подводные клады в крыму. Что за сокровища в ларчике лежат

18 августа, президент России Владимир Путин совершил погружение на дно Черного моря в районе Балаклавы и осмотрел затонувшую византийскую галеру. Спускаемый аппарат, на борту которого находился Путин, погрузился на глубину 83 метра. По окончанию подводного путешествия он прибыл на Графскую пристань в Севастополе.

Я осмотрел один из редких объектов - специалисты относят его к Х - ХI вв. Это галеон, перевозивший гражданские грузы и затонувший напротив Балаклавской бухты. Думаю, эта находка подтолкнет к тому, чтобы еще больше обратить внимание на нашу историю, ее изучение, искать что-то новое для того, чтобы использовать это в будущем, - сказал Владимир Путин.

Глава государства также подчеркнул значимость находки, которую совершило Русское географическое общество, и поделился впечатлениями от увиденного.

«Трудно рассмотреть всё судно целиком. Даже те части, которые находятся на поверхности дна, покрыты 40-сантиметровым слоем ила. Предположительно, это судно длиной 27-30 м, шириной от 13 до 15 м. Вокруг объекта очень много амфор», - рассказал президент специально приглашенным на встречу журналистам.

Владимир Путин прошел через Графскую пристань на главную площадь города и поприветствовал собравшихся на площади Нахимова севастопольцев.

Напомним, что византийская галера была найдена на дне Черного моря вблизи Балаклавы дайверами клуба «Ростов дайв» весной этого года. Техническое содействие по изучению подводных артефактов и возможности поднятия их на поверхность оказало Русское географическое общество. По оценкам археологов, находка является крупнейшим подарком для науки как минимум за последнее столетие.




Серия сообщений " ":

Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 5 -
Часть 6 -
Часть 7 - Путин погрузился на дно Черного моря вблизи Балаклавы и осмотрел византийскую галеру
Часть 8 -

Черное море полное загадок и тайн манит исследователей и кладоискателей и по сей день. Даже обладая современной техникой и знаниями очень сложно сделать открытие или найти что-либо имеющее историческую или материальную ценность. Найти пиратский клад – едва ли не самая желанная мечта детства у большинства из нас. Иногда, прогуливаясь по берегу или ныряя с маской под воду мы словно дети ищем глазами нечто таинственное…

Черное море… сколько загадок и тайн скрыто в нем?

С древних времен по Черному морю ходили торговые и военные суда, античные галеры, гребные и парусные суда. Сколько кораблей не достигли своей цели и скрылись под толщей воды? Не зря античные греки называли Черное море – Негостеприимным. Шторма были частой причиной гибели кораблей с незапамятных времен. Не меньше кораблей затонуло в морских боях. Сколько их было это тайна, которая так и останется тайной навсегда.

Одно из событий произошедшее во времена Крымской войны 1853-1856 годов не дает покое уже нескольким поколениям исследователей и кладоискателей. Это история о сокровищах «Черного Принца», которая остается не разгаданной до настоящего времени.

Неожиданный и мощный шторм обрушился на военные и торговые суда, ломая мачты как спички и разбивая корабли о скалы Балаклавы в Черном море. Случилось это 27 ноября 1854 года. Морская стихия застала множество кораблей Английского флота, находившихся на Внешнем рейде Балаклавской бухты. Именно здесь находилась база английской армии и здесь, для пополнения запасов, выгружались корабли. Закрытая и глубокая бухта была отлично защищенным от непогоды и вражеских атак местом. Английское правительство зафрахтовало более двухсот судов для подержания своей армии в период осады Севастополя, которые постоянно переправляли необходимые запасы оружия и провианта.

Среди прочих кораблей был и «Принц» - английский, совершенно новый, трехмачтовый винтовой пароход с водоизмещением 3 тонны, со стальным корпусом, который был загружен особо важным грузом: серебряными монетами и 500 тысячами фунтов стерлингов золотом, а по некоторым данным эта цифра доходит до 6 миллионов, упакованных в бочки. Это было первое плавание «Принца», окончившееся в водах Черного моря. Приплыв из Англии в Константинополь, а затем к берегам Крыма корабль встал на внешний рейд Балаклавской бухты.

Потери Английского флота в этом знаменитом шторме были катастрофическими! Жестокая морская стихия разметала корабли, стоявшие на Внешнем рейде. «Черный Принц» разбился о скалы и затонул в мгновение. Спастись удалось лишь 6 морякам…

И с тех пор сокровища «Черного Принца» стали желанным лакомым куском кладоискателей.

Более 15 экспедиций из разных стран занимались поисками затонувшего корабля. Исследователи из Норвегии, США, Японии, России и некоторых других государств, провели огромную исследовательскую работу. Были сделаны детальные съемки грунта, дно обследовали металлоискателями, на подводном аппарате, предназначенном для глубоководного погружения, созданном инженером Даниленко, подводники погружались на глубину 123 метра, совершив на тот момент рекорд погружения, но все безрезультатно. Единственная страна, не участвующая в поисках «Черного Принца» – это Англия… Возможно, британские архивы хранят тайну о сокровищах?

Но пока эти странички истории закрыты, мы можем лишь предполагать о том, какие еще секреты хранит Черное море?

Ответ на вопрос, какая польза России от Крыма, может быть дан уже нынешним летом. Черноморский центр подводных исследований объявил о своих планах поднять наконец лежащий на дне близ мыса Форос древний византийский корабль. Торговое судно, затонувшее тысячу лет назад, археологи обнаружили ещё в 2006-м, однако скудный украинский бюджет не позволил провести подъёмные работы. Учёные застыли в предвкушении сенсации: какие сокровища могут находиться на борту судна богатейшей империи всех времён и народов, можно только предполагать.

На покоящиеся на 124-метровой глубине останки византийского «купца» украинские археологи наткнулись в ходе масштабной экспедиции по изучению Чёрного моря у Южного берега Крыма. Когда объективы аппарата, рыскавшего по дну в 20 километрах от берега, вдруг поймали торчащую из ила мачту, учёные поначалу не поверили своим глазам – каких-либо исторических данных о крушении в этих местах большого парусного судна в архивах не имелось. Впрочем, приглядевшись, они поняли: искать письменные упоминания бесполезно – найденный корабль старше любой сохранившейся хроники.

– Это исключительный объект, – признаётся директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. – На нём могут быть бесценные находки. Учитывая большое удаление места затопления от берега, корабль скорее всего не подвергся разграблению.

Ещё большим чудом археологи называют то, что древний корабль сохранился почти в первозданном виде. Даже вёсла до сих пор торчат из уключин. Причина – в уникальном составе черноморской воды. На большой глубине в ней присутствует уникальная концентрация сероводородных газов, которые являются естественным природным консервантом. В такой воде не только дерево не гниёт, но даже бумага и папирус сохраняют свой естественный вид.

Поэтому сегодня учёные тайно лелеют в душе мечту: а ну как удастся найти на борту древнюю рукопись? Например, неизвестную трагедию Эсхила? В том, что в трюмах вполне могут лежать сундуки с золотом и драгоценностями, археологи почти не сомневаются – державы богаче Византии в те времена в мире не было. В любом случае стоимость находки заранее исчисляется миллионами долларов.

И похоже, что она не последняя. За время экспедиции у крымского побережья было обнаружено 494 затонувших судна, в том числе 40 дневнегреческих, которые до сих пор остаются неисследованными. Для сравнения: у берегов Турции за шесть лет поисков нашли всего четыре более-менее интересных «утопленника».

Тайна советского «Титаника»

Впрочем, десяткам историков, кладо­искателей и просто любителям конспирологических тайн вполне достаточно было бы узнать о местонахождении всего одного корабля.

Утром 7 ноября 1941 года из ялтинского порта вышел теплоход «Армения». Капитан Владимир Плаушевский торопился с отправлением – в 10 километрах от города были замечены немецкие танки, в любую минуту немцы могли прорваться в Ялту. Рисковать судном он не мог – на борту «Армении» находилось около 7 тыс. пассажиров. Когда стало ясно, что удержать Крым не удастся, круизный теплоход наскоро переоборудовали в санитарный транспорт. Теперь «Армения» увозила в Туапсе раненых и медперсонал главного госпиталя Черноморского флота, а также семьи работников НКВД и партийных деятелей. По идее, теплоход уже должен был прийти в пункт назначения. Но после выхода из Севастополя прямо в пути судно нагнал приказ срочно завернуть в Ялту и принять особо ценный груз. Плаушевский видел, как под покровом ночи группа энкавэдэшников погрузила на «Армению» несколько десятков объёмных ящиков. В результате отправляться в путь пришлось с задержкой на сутки, когда фашисты уже наступали на пятки.

Это последнее, что доподлинно известно о теплоходе. Спустя три с половиной часа он был атакован немецким торпедоносцем и за четыре минуты ушёл на дно. Из почти 7 тыс. находившихся на борту спастись удалось только восьмерым. Место гибели «Армении» до сих пор остаётся загадкой. Искать транспорт пробовали уже не раз. Но не нашли ни одного следа – ни обломков, ни личных вещей, вообще ничего. А ведь даже «Титаник» обнаружили по «фирменным» тарелкам, вынесенным течением из недр разбитого ко­рабля. Заглянуть же в трюмы «Армении», на которой погибло в четыре раза больше людей, чем на легендарном трансатлантике, мечтают многие. Ведь всё указывает на то, что в секретных ящиках находились экспонаты крымских музеев, предназначенные к срочной эвакуации. Среди них раритеты Алупкинского и Бахчисарайского дворцов-музеев, Ялтинского музея краеведения, коллекции античных древностей и восточных ковров, полотна Караваджо, Маратти, Доу, Брюллова и Шишкина – словом, ценности на немалые суммы. Археологи признают: обнаружение «Армении» станет событием мирового масштаба.

Золото «Принца»

Не меньшая интрига сохраняется и вокруг самой знаменитой жертвы корабле­крушения у крымского побережья – британского корабля «Принц». Отчего же такое внимание досталось именно «Принцу»? Всё просто: как оказалось, на борту транспорта находилось жалованье, предназначенное для британских солдат, – всего около 500 тыс. фунтов стерлингов.

Итальянцы, американцы, французы – кто только не искал на дне балаклавской бухты останки «золотого» транспорта. В 1923 году о лежащем на дне сокровище узнало советское правительство. В результате на Чёрном море было создано спецподразделение подводных работ. Пять лет водолазы тщетно обшаривали дно, пока «сверху» им не начали намекать, что за зря потраченные народные деньги хорошо бы и ответить. К счастью для подводников, золотой дым застил глаза японцам. Свои услуги СССР самураи предлагали на куда как выгодных условиях: расходы за их счёт, доходы – пополам. Буквально через несколько месяцев японцы доложили: «Принц» найден. В подтверждение прикладывался поднятый со дна золотой соверен. Однако найти удалось ещё всего шесть монет. В конце концов на поиски окончательно махнули рукой.

И вот теперь появились новые данные: найденный японцами корабль был вовсе не «Принцем». А сам он, как пояснял Сергей Воронов, лежит совсем в другом месте. Вот только золота на нём нет. «Его выгрузили ещё в Стамбуле», – утверждает исследователь.

Впрочем, в ответ на все клятвы археологов, что на самом деле в трюмах «Принца» нет ни пенни, знающие люди только хитро подмигивают. Драгоценный клад – такая штука, о которой лучше молчать. Если только не хочешь остаться с носом.

Всё дело в том, что в мире до сих пор нет единого понимания, кто же должен считаться владельцем затонувших сокровищ. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, если затонувшее судно лежит в пределах 24-мильной прибрежной зоны прибрежного государства, то оно и имеет на него все права. Если же обломки находятся в международных водах, то тогда в силу вступает Брюссельская конвенция и распоряжаться кладом может тот, кто его первым обнаружил. Однако это на бумаге, а на деле отдавать своё пусть и давно затонувшее имущество не интересно никому. Поэтому любая крупная находка затонувших сокровищ сразу же обрастает скандалами. Страны-судовладельцы и частные лица подают в международный суд, требуя признать их право на сокровища. Судебные тяжбы могут идти годами и стоить огромных денег и нервов. Так что желание кладоискателей не афишировать свои находки вполне понятно. Хорошо, что в случае с византийским парусником никаких проблем России не грозит совершенно точно.

Как сообщает директор Института археологии Национальной академии наук Украины Денис Козак, в прибрежной акватории Чёрного моря обнаружено 494 затонувших объекта, принадлежащих к разному времени, из них 141 объект идентифицирован археологами, как остатки кораблей, относящихся к античным временам истории Причерноморья.

В Украине планируется составление государственного атласа объектов подводного культурного наследия и антиквариата Черного моря.

Директор Института археологии Денис Козак подготовил отчёт о результатах экспедиции, исследовавшей участки дна Черного моря от мыса Херсонес до мыса Меганом. За прошедшие тысячелетия в Чёрном море затонуло большое количество разнообразных судов — это и военные, и торговые, и прогулочные суда, совершающие морские круизы . Не всегда морские круизы в Чёрном море заканчивались счастливо, как далёком прошлом, так и в наши дни.
В 31 августа 1986 года у берегов Новороссийска затонул круизный пароход «Адмирал Нахимов» , построенное в 1925 году в Германии («Berlin», III). Пароход затонул в 4 километрах от берега, он и до сих пор покоится на морском дне. Подводная археологическая экспедиция провела фото и киносъёмку затонувших объектов, исторических памятников найденных в акватории прилегающей к крымскому побережью.
Как сообщает Lenta.ru, для исследования черноморского дна украинские археологи использовали поисковое оборудование Института археологии и океанографии США. Украина не предоставила средств на исследование, подводная экспедиция была профинансирована американской стороной, на экспедицию было израсходовано около $2,5 млн. долларов.

Активное участие в исследовании морского дна принимал доктор Роберт Баллард американский исследователь и ученый, известный в научных кругах, тем, что он обнаружил место катастрофы «Титаника».

На глубине около километра археологическая экспедиция обнаружила на дне Черного моря затонувшее византийское судно IX-X веков. От самого деревянного корабля почти ничего не осталось, кроме 200 амфор на дне.

Аквалангистами было обследовано пассажирский пароход «Ленин», затонувший в 1941 году, на борту которого было около 4 тыс. пассажиров. Среди затонувших объектов, обнаружен броненосец Российской империи «Екатерина II», эсминец «Дзержинский», который затонул в 1942 году, военный самолёт времён Второй мировой войны и военный вертолёт Черноморского флота СССР.

9 августа 2010 года во время испытаний экспериментального глубоководного научно-исследовательского аппарата «Софокл» с дистанционным управлением, Сергей Воронов заметил лежащий на дне корабль.
По мнению археологов, кораблю, по предварительным оценкам, около 1,2 тысячи лет. О возрасте амфор, лежащих на палубе, можно судить по их форме и размерам.

Корпус византийского военного корабля прекрасно сохранился, как целостный объект, оттого, что он частично погружён в морской ил. Длина корабля — около 50 метров, на нём уцелели две мачты, из уключинторчат около 15 весел.

Об этой находке сообщил Сергей Воронов — директор департамента подводного наследия Института археологии Национальной академии наук Украины.

Подобное судно в Чёрном море археологам еще не попадалось. На затонувшем корабле находится несколько тысяч артефактов «не старше VIII и не моложе XIII века нашей эры» — целый музей! Затонувшее византийское парусно-гребное судно лежит на глубине около 130 метров в 20 километрах от недалеко от курортного поселка Форос.

Раскопки и процесс поднятия корабля может затянуться до трех лет, то есть до 2013 года. Участники археологической экспедиции делают всё возможное, для успешного поднятия средневекового корабля и сожалеют о том, что летний сезон подводных раскопок на очень короткий и осенние штормы не дают возможности их продолжить. Планируется и восстановление корабля.

От разграбления чёрными археологами затонувший византийский корабль защищает не только глубина, на которой он находится, но и Служба Безопасности Украины и пограничники, которым известны координаты находки.
Лето 2011 года оказалось необычайно богатым на открытия и новые находки для российских археологов. Институт археологии РАН снарядил научные экспедиции на Кавказ, Урал и даже Чукотку.

Результатами археологических исследований явились уникальные открытия очага античной цивилизации в . В этом древнем античном городе обнаружены общественные и жилые здания древнего города, найдено большое количество разнообразных предметов из Средиземноморья.

На некрополе Фанагории археологи исследовали каменный склеп IV в. до н.э., никогда раньше в нашей стране не было обнаружено подобных архитектурных сооружений.

Как стало известно археологам, часть античной Фанагории находится под водой. По сообщению доктора исторических наук Владимира Кузнецова археологическая провела принесшие важные открытия. Проведя подводные раскопки аквалангисты обнаружили портовые сооружения Фанагории, фрагменты мраморных архитектурных деталей античных храмов, древнегреческие надписи, обломки мраморных статуй и постаменты, древнегреческая керамика и .

Если совочек и кисточка археолога опередят экскаватор грабителя и лопату «чёрных археологов», у нас появится шанс чуть больше узнать о быте наших далеких предков.

С приходом тепла археологи Крыма с новыми силами начинают искать и обследовать корабли, в свое время затонувшие в близлежащих водах.

Какие же сокровища покоятся под волнами Черного моря?

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

«ЛЭРИС»:

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Первое издание Библии
Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.

Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...