Техника и тактика движения в походе. Преодоление препятствий. Техника пешеходного туризма (командные соревнования) Техника пешего туризма

Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций.

Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение уровня подготовленности и снаряженности тургруппы. Повторение основных правил организации и проведения походов на территории России, пройденных по программе первого года занятий; Почему необходимо соблюдать правила организации и проведения туристских походов. Понятие о плановом и самодеятельном туризме.

Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться колонной, построение колонны, обязанности направляющего (проводника), замыкающего и остальных участников в летнем, зимнем походах. Опасность отставания отдельных участников от группы.

Темп движения: нормальный темп движения и его изменения в течение дня, с течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и других условий.

Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для мальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение равномерности в разгрузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком; типичные ошибки туристов при укладке рюкзака, его деформация при переноске.

Режим дня и режим движения в пешеходном и лыжном походе; что такое ходовой час, количество и распределение ходовых часов в течение дня в начале, в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду, в зависимости от других условий на маршруте. Режим движения группы на подъемах в зависимости от их крутизны. Режим дня на дневках. Значение хронометрирования {протокола движения) для ориентирования на местности; как определить среднюю скорость движения группы в различных условиях.

Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп, интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам, при подъемах и спусках с невысоких гор.

Движение без дорог и троп на равнине. Характеристика типичных естественных препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку, мокрому грунту, кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам; положение корпуса, шаг, темп, интервал, использование альпенштока, разведка и маркировка пути.

Броды через равнинные реки: разведка места брода, проверка, порядок и способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на броде.

Практические занятия. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком.

Подготовка походов.

При подготовке к предусмотренным учебным планом работы группы учебно-тренировочным походам (практическим занятиям на местности) со всем составом группы, а также по отдельным группам учащихся и индивидуально руководитель организует закрепление на практике пройденного материала по всем разделам программы.

Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. Утверждение маршрута. Проработка деталей каждого маршрута. Расчет времени переездов, переходов, привалов и краеведческой работы в пути, составление плана-графика; с дежурными проводниками индивидуально «проиграть» пути движения на их участках маршрута, продумать способы ориентирования и преодоления препятствий, проверить их расчеты контрольного времени движения на участках и качество Сделанных ими копирок топокарты.

Хозяйственная и техническая подготовка походов. Маршруты учебно-краеведческих походов поих краеведческому и спортивному содержанию должны быть как можно ближе к характеру маршрута предстоящего летнего зачетного похода. Часть учебного времени, отведенного на данный раздел, должна быть использована для работы кружка по подготовке этого летнего зачетного похода.

Проведение походов.

В соответствии с количеством часов отведенных по примерному тематическому плану занятий учебной группы, рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) трехдневный учебно-тренировочный поход.

В результате этого похода учащиеся приобретут опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями своего края.

Во время учебно-тренировочного похода необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешего или лыжного движения выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление естественных различных препятствий (подъемы, спуски по залесенным, травянистым, песчаным, каменистым склонам, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переправы по бревнам, кладям, камням, броды). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПО
Старооскольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе»
СОФ МГРИ-РГГРУ

Махонина М.В.

ТЕХНИКА ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА

Методический доклад

Старый Оскол, 2014г.
Пешеходный туризм - самый массовый и самый доступный вид туризма. На плановые и самодеятельные пешеходные маршруты по стране ежегодно выходят миллионы людей.
Общая характеристика пешеходного туризма
Пешеходный туризм это туристические походы, совершаемые пешком. Пешие походы проводятся практически на всей территории бывшего СССР, во всех климатических зонах и географических регионах - от арктической тундры до пустынь и гор. Пешеходный туризм - наиболее массовый вид туризма. Его привлекательность и главная отличительная особенность в том, что он доступен и полезен любому практически здоровому человеку. независимо от возраста и физического развития, предоставляет большую свободу в выборе маршрута в соответствии с эстетическими познавательными и культурными потребностями участников путешествия. Для пеших переходов характерны простота подготовки и проведения походов, относительная легкость организации полноценного отдыха на биваке. По сложности пешие походы могут быть самыми разнообразными - от экскурсий и походов выходного дня до сложных категорийных.
Маршруты некатегорийных походов обычно выбирают так, чтобы на пути следования по возможности не было естественных препятствий, прохождение которых требует особой подготовки и владения специальными техническими приемами. Основными естественными препятствиями и трудностями, осложняющими прохождение маршрута, в пешеходном туризме являются водные преграды (равнинные и горные реки, болота), лесные завалы, буреломы, плотные заросли, глубокие овраги, крутые травянистые склоны, камнепады, осыпи, скалы, продолжит, дожди, участки пустынь с сыпучим песком в жару (характерно в апреле - сентябре), обилие гнуса (особенно на Севере и Северо-востоке Российской Федерации в июне - августе). Если такие препятствия на маршруте есть, то от участников похода требуется (для обеспечения собственной безопасности) знание простейших способов их преодоления (например, переход реки вброд или по наведенной переправе, подъем по осыпи, расчистка завалов, разбивка бивака с надежным укрытием от дождя и мошкары) и умение применить свои знания в конкретных условиях (если почему-либо препятствие нельзя обойти). При наличии на маршруте большого числа разнообразных естественных препятствий пеший поход может превратиться в комбинированный, например, пешеходно-водный, горно-пешеходный. Дальнейшее усложнение маршрута с преобладанием на нем какого-либо вида препятствий или способа передвижения (помимо пешеходного) превращает комбинированный поход в специализированный, относящийся, например, к горному или водному туризму.
Особенности проведения пеших переходов
Правильный выбор режима движения, рациональное распределение своих сил, овладение способами передвижения по различной местности и приемами преодоления препятствий - все это дает возможность успешно и безопасно пройти намеченный маршрут.
Режим дня должен обеспечивать определенную ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха, необходимого для восстановления сил. Для подростков старшего возраста и юношей переход продолжается не более 40-45 минут, а при повышенной сложности участков пути - еще меньше. Малые привалы обычно длятся 10-15 минут, а на сложных и трудных участках достигают 20-25 минут. Режим движения зависит от рельефа местности, сезона, погодных и других условий. В первую половину дня рекомендуется преодолевать не более 60% суточного перехода. Разделив дневной переход на равномерные отрезки, турист успевает до обеда пройти четыре-шесть участков маршрута, а после обеда и отдыха - еще два-три. Продолжительность обеда, послеобеденный отдых, экскурсионно-краеведческая работа в послеобеденный период могут занять не менее 3-5 часов.
Если стоит жаркая погода, следует выходить на маршрут в 6-7 часов утра, а значит, раньше подниматься после сна. В 10-11 часов заканчиваются переходы первой половины дня. Переходы второй половины дня рекомендуется начинать после того, как спадет жара, обычно не раньше 18 часов. Ранние подъемы и выходы на маршрут выгодны и в горах, где в утренние часы вода в реках еще не поднялась, камнепады случаются реже и безопаснее проходить в лавинообразных местах.
Группа должна всегда идти равномерно и в «темпе слабейшего» (поэтому группа подбирается по равным силам и готовится к серьезному походу, поднимая уровень слабых до средних и более сильных). Равномерность движения помогает сохранять силы, работоспособность туристов. Для поддержания равномерности движения надо следить за постоянством количества шагов в одинаковые отрезки времени. Причем на пересеченной местности шаг туриста удлиняется на легких спусках и укорачивается на трудных участках и подъемах. Уходя с привала, туристы медленно набирают оптимальную скорость движения и сбавляют ее, подходя к очередному привалу.
Для движения туристская группа располагается в колонну по одному. Первым идет направляющий (штурман), который хорошо знает данный участок маршрута и выбирает лучший способ его прохождения, следит за темпом движения, временем переходов и привалов. В конце туристской колонны идет обычно ремонтный мастер или механик (если поход лыжный, байдарочный, велосипедный и др.). Замыкающий должен следить за тем, чтобы в колонне не было значительных разрывов между туристами, чтобы никто не отставал. В случае необходимости остановиться или снизить темп движения, он дает сигнал ведущему.
При движении по маршруту не допускается (особенно в группах учащихся) разрыв в колонне до потери голосовой или визуальной связи участников между собой. Руководитель похода обеспечивает управление группой и безопасность прохождения маршрута. Опасные участки он проходит всегда первым (на остальных участках его место в колонне не регламентируется).
В пешем походе способ прохождения участков маршрута определяется рельефом местности, состоянием почвы, растительностью, наличием троп и дорог. Луга, незасеянные поля, перелески и леса без густого подлеска проходятся насквозь по азимуту. Леса с густым подлеском, пересеченный рельеф, заросли кустарника лучше проходить по тропам, даже если при этом значительно увеличивается длина дневного перехода.
При подъемах нога ставится на всю ступню, а не на носок. Чем круче подъем, тем медленнее должны подниматься туристы. Для большего сцепления с почвой и удобства ходьбы ступня на таких подъемах разворачивается наружу. При долгом, «затяжном» подъеме рекомендуется подниматься «серпантином», поворачиваясь попеременно то правым, то левым боком к склону.
Во время прохождения лесных зарослей, густого кустарника дистанция в колонне резко сокращается, причем каждый последующий участник повторяет движение предыдущего: придерживает и отводит ветви и т. д. Заболоченные, но проходимые участки преодолеваются по кочкам; реки и другие водные преграды - по мостам и кладям. Если кладь неустойчива, ее закрепляют и переходят по ней с помощью шеста, а также натягивают веревочные перила или используют в качестве перил длинную жердь. При необходимости наводится переправа из бревен, что требует особых умений. Реки со спокойным течением можно переходить вброд при обязательной страховке друг друга.
На лыжных маршрутах порядок движения несколько иной. Участники похода, прокладывая лыжню, непрерывно сменяют друг друга. На спусках дистанция между участниками увеличивается. В целом линия движения в лыжном походе на каждом отдельном участке значительно прямее, чем в пешем, так как лыжник может преодолевать по прямой замерзшие болота, пруды, озера и другие препятствия.
Лыжные дневные переходы начинаются значительно позже, так как рассвет зимой наступает не ранее 8-9 часов, особенно в январские каникулы в северной части страны. Обеденный привал в лыжном походе сокращается до одного часа и меньше. Сокращаются и малые привалы. Останавливаться на ночлег также приходится значительно раньше, в 16-17 часов.

Привалы и ночлеги в туристском походе.
Туристский привал (бивуак) - это стоянка участников похода, место отдых, питания, сна, обработки собранных материалов экскурсий, краеведческой работы, подготовки к дальнейшему пути. В зависимости от продолжительности привалы подразделяются на малые, большие (обеденные или экскурсионные, краеведческие), ночлег и дневку.
Особое условие для организации привала - выбор безопасного для участников похода места. Для большого привала, ночлега и дневок оно должно отвечать еще и другим требованиям: наличие питьевой воды и топлива в достаточном для приготовления пищи количестве, площадки для разбивки лагеря и разведения костра. На малом привале, место и время которого определяет штурман группы, уставшие могут посидеть или даже полежать, сделать небольшую разминку. В зимних условиях отдыхают на очищенных от снега поваленных деревьях, пнях или рюкзаках, поставленных сзади на лыжи.
Работа на больших привалах должна быть сразу же четко организована. При остановке на обед один-два человека идут за водой, еще один приступает к разведению костра. Это дежурные по кухне. Остальные отправляются за топливом. И только после того как ведра поставлены на костер и началось приготовление обеда, участники похода, свободные от дежурства, могут заняться своими делами.
Организация привалов на ночь (ночлег) и на день-два отдыха от движения (дневка) требует значительных затрат времени. Несколько человек занимаются установкой палаток (палаточного лагеря). Дежурный командир назначает ответственных за подготовку ямы для мусора, оборудование места ля костра, сооружение скамеек-сидений и т. д. Он же отвечает за подъем, завтрак, обед, ужин, подготовку к ночлегу, отбой; следит за проведением экскурсий, краеведческой работы, участвует в проведении линейки по подведению итогов дня. Устраивать ночлег зимой неподготовленным туристам не рекомендуется.
Установка палаток требует определенных умений и навыков. Прежде всего надо выбрать чистое и ровное место, безопасное для ночлега. Палатки лучше располагать входом к открытому месту - поляне, озеру и т. д. При сильном ветре палатку располагают входом по ветру. Двускатные палатки располагают полом вниз, и пол равномерно и плотно натягивают на колышки. Затем устанавливают большие колья (стойки) у входа и задней стенки палатки (у концов конька), равномерно и одновременно натягивают оттяжки. Застегнув вход в палатку (потом это сделать сложнее), натягивают поочередно по диагонали боковые оттяжки крышки. Колышки обычно забивают под углом 45? к боковым стенкам палатки. В дождливую погоду на палатку надо натянуть полиэтиленовую пленку или другой непромокаемый материал, а вокруг палатки вырыть неглубокий ров с отводной канавкой для дождевой воды.
Место для костра на привалах выбирается так, чтобы огонь не портил деревья и кустарники, не служил причиной пожара. Категорически запрещается летом разжигать костры в хвойных молодняках, на участках с сухим камышом, тростником, мхом, травой, на вырубках, где ранее были костры, на торфяниках, в лесу на каменистых россыпях.
Свертывание лагеря происходит организованно и начинается с укладки личных вещей в рюкзаки. Затем убирают палатки. Колья не сжигают, а складывают и оставляют для других групп туристов. Весь мусор сжигают на костре, а несжигаемые вещи (консервные банки и др.) закапывают. Костер разгребают и гасят, заливая водой, забрасывая землей, а сверху кладут ранее снятый дерн.
Обеспечение безопасности в походе
В походе необходимо предусмотреть и свести к минимуму возможность несчастных случаев.
Можно выделить четыре основные причины, вызывающие несчастные случаи: слабая дисциплина в группе, недостаточная туристская подготовка и опыт, сложность естественных препятствий, неожиданное критическое изменение погоды. Самая опасная из этих причин - слабая дисциплина в группе. Игнорирование общепринятых норм поведения, установленных правил похода, путешествия, лихаческое отношение к опасностям на маршруте, безответственность, пренебрежение страховкой чреваты несчастными случаями.
Недостаточная подготовка и неопытность являются нередко причиной плохого представления о возможных опасностях на данном маршруте. Безопасность в походе также во многом зависит от наличия и качества снаряжения. Экипировка участника похода, его одежда и обувь определяют возможность личной защиты от неблагоприятных влияний внешней среды.
Самостраховка - это умение самостоятельно выполнять специальные приемы во избежание падений, срывов, переворотов, применять меры предосторожности, выходить из сложных ситуаций с минимальными потерями.
Страховка - это мера готовности оказать и оказание помощи товарищу, преодолевающему сложный участок пути или препятствие, для предотвращения возможного срыва, падения, утопления и прочего.
Для самостраховки в походах средней сложности можно пользоваться обычной или лыжной палкой. Наиболее распространенный способ страховки - страховка с помощью веревки. Одновременная страховка проводится на простых участках маршрута и при несложных препятствиях: туристы, находясь в движении, одновременно страхуют своих товарищей.
Важно помнить, что опасны не сами маршруты, а неправильные действия при их прохождении.
Спелеотуризм
Одним из самых опасных видов туризма является спелеотуризм - исследование пещер, глубоких разломов, пропастей, шахт.
По степени сложности и направленности спелеотуризм делится на экскурсионно-познавательный, спортивный, научно-исследовательский. Самыми несложными и безопасными являются посещения специально обустроенных для экскурсионного показа пещер, которые проводятся для всех желающих, без какой-либо подготовки, квалифицированными экскурсоводами.
Спортсмены-спелеологи предпочитают в основном необорудованные, но в той или иной мере изученные пещеры. Такие пещеры относительно безопасны, их посещают в основном группы хорошо физически подготовленных людей под руководством профессиональных инструкторов.
По-настоящему экстремальным спелеотуризмом является поиск и исследования новых пещер и пещерных комплексов. Он требует специального оборудования, подготовки и особых навыков. Как правило, такие путешествия проводятся профессиональными спелеологами с научно-исследовательскими целями.
Огромный риск, непредвиденные опасности, физические трудности не останавливают желающих совершить открытие новых подземных дворцов с причудливыми творениями природы или памятниками археологии, истории и культуры, а также получить потрясающие впечатления и эмоции.
Наиболее богаты пещерами, шахтами и пропастями такие регионы, как Кавказ и Урал. На весь мир известны Архызская пещера, Кунгурская Ледяная карстовая, Капова, "Парящая птица" на горе Фишт и многие другие.
Для любителей подземного туризма организуются спелеопоходы. Широкую известность получил сравнительно недавно открытый (в 1995 г.) на реке Ай пещерный комплекс "Сикияз - Таман", состоящий из 42 подземных помещений.
Самыми крупными пещерами на территории Российской Федерации являются "Горло Барлога", "Ростовская", "Ручейная-Заблудших", "Воронцовская", "Назаровская" (Осенняя, Примусная), "Октябрьская" (ТЕП), "Школьная", "Географическая", "Майская", "Медвежья", "Абсолютная" в Карачаево-Черкессии.
Богата пещерами гора Фишт в Адыгее: кроме "Парящей птицы", здесь обнаружены также система "Крестик-Турист", "Ольга", "Англо-Русская".
Очень крупные пещеры имеются на Алтае - "Кек-таш", "Экологическая", "Алтайская", в Красноярском крае- "Большая Орешная", "Баджейская", "Партизанская", "Женевская", "Ящик Пандоры", Архангельской области - "Конституционная", "Кумичевская", на Урале- "Сумган-Кутук", "Киндерлинская", "Кизеловская" (Виашерская).
Это список лишь самых больших или самых известных пещер, общее же количество открытых к настоящему времени подземных комплексов на Российской территории подсчитать невозможно.
Одной из разновидностей спелеотуризма, возникшей относительно недавно, являются исследования подземных коммуникаций, которым занимаются диггеры.
Возможные факторы риска на маршруте
При оказании туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов, как в обычных условиях, так и в чрезвычайных ситуациях.
Риск для жизни и здоровья человека в туристско-экскурсионном обслуживании возникает в условиях:
существования факторов риска;
проявление данного источника на опасном для человека уровне;
подверженности человека воздействию источников опасности.
Вредные факторы (факторы риска) в туризме с активным способом передвижения могут быть квалифицированы следующим образом:
- травмоопасность;
- воздействие окружающей среды;
- пожароопасность;
- биологические воздействия;
- психофизиологические нагрузки;
- опасность излучения;
- специфические факторы риска.

Конспект – занятия «Техника пешеходного туризма»

Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию конспект занятия «Техника пешеходного туризма», которое направлено на подготовку ребят к соревнованиям по туризму. Данный материал будет полезен начинающим педагогам дополнительного образования, работающим в направлении туризма. Возраст детей 12-15 лет.
Цель: подготовка ребят к соревнованиям по туризму.
Задачи:
-отрабатывать с воспитанниками технику прохождения этапов.
-обучать воспитанников техническим приемам прохождения туристских этапов;
-воспитывать волю, смелость и решительность, способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, навыков здорового образа жизни, укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию.
Оборудование: Страховочные обвязки, карабины «Манарага», заранее подготовленные этапы: «Маятник», «Параллельная переправа», «Бабочка».
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте ребята!
Сегодня мы с вами будем отрабатывать технику прохождения этапов «Маятник», «Параллельная переправа» и «Бабочка».
Но для начала подготовим наши мышцы к физическим нагрузкам.
Комплекс физических упражнений:
1.В одну шеренгу становись.
2.На 1-2 рассчитайсь.
3.Первые номера 2 шага вперед шагом марш.
4.Упражнения для мышц шеи
5.Исходное положение: руки на пояс.
6.поворот головы, влево.
7.вправо.
8.наклон головы, вперед.
9.назад.
10. Исходное положение: руки на пояс.
11.Круговые движения головы.
12. 8- круговых движений влево.
13. 8- круговых движений вправо.
14.Подготовка мышцы плечевого пояса
15.Исходное положение: стойка ноги врозь.
16. 4-4 круговых движений, в локтевых суставах во внутрь.
17.4-4 то же наружи.
18.Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс.
19.1 – поворот влево.
20.2 – Исходное положение
21.3-4 – то же вправо
22.Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс.
23.1-наклон туловища в лево.
24.2- Исходное положение
25.3-4-тоже вправо.
26.Подготовка мышцы туловища
27.Исходное положение: широкая стойка.
28.1 – наклон к левой ноге.
29.2 – наклон по середине.
30.3 – наклон к правой ноге.
31.4 – Исходное положение
32.Исходное положение: узкая стойка
33.1-3 – пружинистых наклона.
34.4 – задержать.
35.Подготовка мышцы ног.
36.Исходное положение: узкая стойка, руки на коленях.
37.1-8 круговых движений в коленных суставах влево.
38.2-8 – то же вправо.
39.Исходное положение: широкая стойка, руки на поясе
40. присесть руки вперед
41.встать руки на пояс
42.встать стряхнуть ноги.
43.Разминка закончена.
Педагог: Ребята все взяли обвязки. И сейчас мы будем одевать, страховочную систему на время (контрольное время 10 мин.)
Работа с обвязкой страховочной верёвкой, пристёгивание страховочных карабинов.
Педагог: Молодцы вы хорошо справились с этим заданием, обвязки на всех одеты и страховочная веревка завязана, карабины пристегнуты. Мы смело можем приступать к тренировочным занятиям.
Первый этап «Маятник»
Прохождение этого этапа потребует от вас умение держать равновесие и правильно передвигаться по натянутой веревке.
(веревка толщиной 10 мм натянута между 2 деревьями и третья веревка одним концом привязана посредине на высоте 2- 4 м, конец свободный образует маятник)
Задача встать на веревку двумя ногами держатся за маятник конец, которого должен находиться с левой стороны участника для регулировки движения. И переставным шагом переправляться на другую сторону при этом регулировать свое движение веревкой маятником. Обратите внимание, на земле лежит красочная лента – это обозначение контрольного участка, за который заступать нельзя. Хочу напомнить, что во время соревнования за неправильное выполнение задания команда получает штрафные баллы. Поэтому старайтесь сразу выполнять все без ошибок.
Педагог: Ребята вы все поняли? Готовы?
Ответы ребят: Да!
Вперед. Каждый участник команды по очереди отрабатывает движение по маятнику.

Педагог: Молодцы. Не у всех все сразу получилось, но ваше упорство показало, что вы хотите и пройдете. И этот этап вам уже на соревнованиях не страшен. Его вы преодолели.
Второй этап «Параллельная переправа »
(веревки толщиной 10 мм натянуты между 2 деревьями параллельно друг другу. Длина дистанции 12-15 м. переход через дерево и также делаем параллельный этап длиной 10-12 м.)
Педагог: Ваша задача преодолеть переправу, но только правильно это сделать. Не забываем в первую очередь про рукавицы. Движемся по нижней веревке ногами, а руками держимся за верхние страховочные перила. Самомостраховка осуществляется с помощью уса самостраховки, который карабином пристегивается к верхним страховочным перилам. Передвигаемся по переправе боком приставными шагами, а лучше всего скользящим шагом это снижает колебание веревки. Держаться за верхние страховочные перила двумя рука, между руками продвигается карабин самостраховки. Данную переправу проходят по одиночку. Если на этапе еще проходит участник, а кто-то из вас встанет на веревку команда зарабатывает штрафные балы. Поэтому будьте очень внимательны. Слушаем, дальше доходим до конца переправы в данном случае до дерева и нам надо перейти на другую переправу, возникшее на пути дерево нужно правильно обойти. Мы берем самостраховку с карабином, который свободный и пристегиваем к перилам другой переправы. Затем переставляем одну ногу на переправу и отстегиваем карабин с перил той переправы, которую вы прошли. Только после этого вы можете продолжить движение по переправе дальше.


Педагог: Ну, вот вы все прошли параллельную переправу и поняли, что это все не так просто и легко, как казалось в начале. Но вы молодцы справились с этим и по времени уложились.
Третий этап «Бабочка»
(натягиваем веревки, как в параллельной переправе, только середину стягиваем карабином для сужения получается бабочка. Длина дистанции 10-12 м.)
Педагог: На этом этапе пристегиваем два карабина самостраховки, а дальше все, как и в параллельной переправе до середины пути, а дальше нужно сесть на веревку подтянуть свое тело, как можно ближе к соединению двух веревок. Перестегнуть один страховочный карабин на другую сторону и одну ногу перекинуть через бабочку, затем перетянуть свое тело на другую сторону. Перестегнуть второй страховочный карабин и перетягиваем вторую ногу. Отодвигаемся от середины, становимся на ноги, продолжая прохождение этапа.


Подведение итогов занятия.
Педагог: Мы здорово с вами провели сегодняшнее занятие. Вы хорошо отработали некоторые этапы пешеходного туризма. Устали? Но ничего скоро отдохнете. Но прежде чем мы закончим, наше занятие ответе мне на вопросы.
Вопрос: Какие этапы мы сегодня с вами отработали?
Ответы ребят: «Маятник», «Параллельная переправа», «Бабочка».
Вопрос: Сколько участников могут одновременно находиться на этапе?
Ответы ребят: Только один.
Вопрос: Как надо передвигаться по веревкам?
Ответы ребят: боком приставными шагами, а лучше всего скользящим шагом.
Вопрос: Где должны находиться страховочные карабины при движении на этапе?
Ответы ребят: На страховочных перилах между руками.
Педагог: На этом наше занятие окончено. Вам понравилось?
Ребята: Да!
Всем спасибо.

Московского Педагогического Государственного Университета

«Осень – 2016»

Соревнования проводятся в соответствии с «Правилами вида спорта «Спортивный туризм» (далее – «Правила…»), «Регламентом проведения соревнований «Неофициальный туристский слет МПГУ» (далее – «Регламент…»), настоящим Положением, Условиями проведения соревнований, утвержденными ГСК.

I. Техника пешеходного туризма

(Туристская полоса препятствий)

Состав команды: 6 человек (не менее 2 женщин) и два запасных участника.

Возможные этапы:

1. «Слеги»

«слеги» - переправа через «болото». Команда должна перебраться из одной «безопасной зоны» в другую, используя и касаясь в «опасной зоне», только слег (длинные жерди) и опор, обозначенных судьями. Касаться остальных предметов, находящихся в «опасной зоне», запрещено.

Штрафы на этапе:

2. Неспортивное поведение;

3. Заступ за ограничение;

5. Падение;

6. Отказ от прохождения этапа участником;

7. Невыполнение условий прохождения этапа командой;

8. Пререкание с судьей;

9. Помощь/советы со стороны.

2. «КОЧКИ»

«Кочки» - переправа через «болото» по кочкам, подготовленным судейской бригадой. Команда должна перебраться из одной «безопасной зоны» в другую используя только «кочки», обозначенные судьями. Касаться остальных предметов, находящихся в «опасной зоне», запрещено.

Штрафы на этапе:

1. Одиночное касание за ограничением;

2. Неспортивное поведение;

3. Заступ за ограничение;

4. Нагружение опоры за ограничением;

5. Падение;

6. Не прохождение этапа участником;

7. Отказ от прохождения этапа участником;

8. Невыполнение условий прохождения этапа командой;

9. Пререкание с судьей;

10. Помощь/советы со стороны.

3. «Переправа с шестом»

Переправа с шестом – переправа через естественное или искусственное препятствия, обозначенные судьями, при помощи шеста. Касание шеста двумя руками обязательно.

Штрафы на этапе:

1. Одиночное касание за ограничением;

2. Неспортивное поведение;

3. Заступ за ограничение;

4. Двое на этапе;

5. Намокание;

6. Нагружение опоры за ограничением;

7. Падение;

8. Не прохождение этапа участником;

9. Отказ от прохождения этапа участником;

10. Невыполнение условий прохождения этапа командой;

11. Пререкания с судьей;

12. Помощь/советы со стороны.

4. «Переправа маятником»

«Переправа маятником» – переправа через естественное или искусственное препятствие, при помощи «маятника».

Маятник устроен следующим образом:

Между двумя опорами натянута веревка 1. На третьей опоре, не находящейся на одной линии с двумя первыми, привязан конец веревки 2. Участник должен переправиться через препятствие наступая ногами на веревку 1 и держась руками за конец веревки 2. Веревка 2 при этом должна быть нагружена.

При прохождении этапа:

участник может касаться только веревок, опор и их частей;

Мандатная комиссия

Прием документов команд и участников :

ü Удостоверение личности (паспорт или свидетельство о рождении – оригинал),

ü Медицинская справка,

ü Заявка команды на участие в соревнованиях (приложение 1).

2. Техническая информация соревнований - "кросс-поход".

Ø Состав команды 6 человек.

Ø Старт команд по графику (сформированному по жеребьёвке накануне вечером на совещании представителей команд).

Ø Главная цель соревнований "Кросс-поход" – демонстрация навыков передвижения по пересечённой местности в несложных спортивных походах, проверка наличия основных элементов группового и личного снаряжения .

Ø Задача команды – пройти заданный судьями маршрут, сделав контрольные отметки (указанные на карте местности), подтверждающие правильность прохождения маршрута и пройдя указанные в карточке команды этапы.

Ø Прохождение маршрута - команды группы "В", "С" с представителем команды. На усмотрение представителя команды допускается прохождение маршрута "кросс-поход" группы "В" без представителя команды.

Ø Контрольное время прохождения дистанции - 2 часа.

Ø Участники соревнований кросс-поход передвигаются по маркировке, спортивной карте, азимуту.

Ø На маршруте команда делает контрольные отметки .

Ø Этапы соревнований "Кросс-поход":

1. Вязка узлов. Соревнования проводятся согласно «регламента проведения спортивных соревнований по спортивному туризму», спортивная дисциплина: "Дистанция пешеходная" от 2014 года (номер-код 0840091811я) .

Каждый участник команды завязывает по одном узлу из следующих групп узлов:

· для связывания верёвок – встречный, встречная восьмёрка, грейпвайн, брамшкотовый;

· для крепления на опоре – карабинная удавка, штык, стремя, булинь, двойной булинь, грейпвайн-удавка;

· петлевые – проводник-восьмёрка, двойной проводник, австрийский проводник;

· схватывающие – симметричный (прусик), Бахмана, австрийский (обмоточный)

ü Каждый участник команды вяжет всего 4 узла. Ориентировочное контрольное время - 30 секунд.

ü Узлы не должны иметь перекрученных прядей. Рисунки должны соответствовать рисункам на сайте (файл "Узлы") и на стенде по узлам.

ü Все узлы, кроме встречного, встречной восьмёрки, грейпвайна, проводника-восьмёрки, двойного проводника, австрийского проводника, двойного булиня, грейпвайна-удавки, должны иметь контрольные узлы.

ü Все завязанные узлы, в т.ч. контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.

2. Бревно с наведением страховочных перил (верёвка для организации перил – судейская).

3. Гать. Переход команды по брёвнам через заболоченный участок. Участник не приносит команде очки в случае опоры ногой, шестом или рукой опасного (заболоченного) участка.

4. Азимут. Каждый участник команды судейским компасом выполняет 3 задания: 1. определяет азимут на предмет; 2. определяет направление на предмет по заданному азимуту; 3. берёт азимут по карте и указывает направление движения. В случае неточного ответа команде не начисляются очки.

5. Топография. Каждый участник команды указывает название 2-х знаков топографической карты из 40 предложенных (см. топографические знаки на сайте и на стенде соревнований).

6. Ориентирование - отметка компостером на всех контрольных пунктах. (Самостоятельно).

7. Пережигание нити .

8. Рельеф местности. Каждый участник команды указывает название 2-х форм рельефа из предложенных вариантов.

Ø Групповое снаряжение на дистанции "Кросс-поход": компас, аптечка, мобильный телефон (2 шт. на команду), часы, по-желанию – перекус .

Ø Перед выходом команды на старт проводится предстартовая проверка , где проверяется наличие группового снаряжения, личная одежда и обувь, знание границ зоны проведения соревнований и действия в аварийной ситуации.

Ø Команда-участник соревнований "кросс-поход" должна набрать максимальное количество очков за прохождение дистанции (см. таблицу) и уложиться в контрольное время. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Ø Команда самостоятельно, с учётом физических сил, морально-психологического состояния, наличия необходимого группового снаряжения, погодных условий принимает решение об участии в соревнованиях "кросс-поход" и прохождении его отдельных этапов.

Ø Очки за этапы представлены в таблице "Карточки команды":


Этапы дистанции "Кросс-поход" и очки, начисляемые за прохождение этапа:

КАРТОЧКА КОМАНДЫ (вариант)

№ этапа Название этапа Условия прохождения этапа Очки за прохождение этапа Группа
Прохождение маршрутаполностью. За превышение контрольного времени – минус 2 балла за каждую минуту опоздания на финиш. 100 А,В,С
Бревно с организацией перил 2-й, 3-й, 4-й, 5-й участник проходят по бревну, держась руками за перила (верёвка для организации перил – судейская). 6 участников по 4 балла = 24 А,В,С
Вязка узлов Каждый участник команды завязывает по одном узлу из следующих групп узлов: · для связывания верёвок – встречный, встречная восьмёрка, грейпвайн, брамшкотовый; · для крепления на опоре – карабинная удавка, штык, стремя, булинь, двойной булинь, грейпвайн-удавка; · петлевые – проводник-восьмёрка, двойной проводник, австрийский проводник; · схватывающие – симметричный (прусик), Бахмана, австрийский (обмоточный) ü Каждый участник команды вяжет всего 4 узла. Ориентировочное контрольное время - 30 секунд. ü Узлы не должны иметь перекрученных прядей (рисунки должны соответствовать рисункам на сайте (файл "узлы") и на стенде по узлам). ü Все узлы, кроме встречного, встречной восьмёрки, грейпвайна, проводника- восьмёрки, двойного проводника, австрийского проводника, двойного булиня, грейпвайна-удавки, должны иметь контрольные узлы. ü Все завязанные узлы, в т.ч. контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм. 4 узла * 1 балл * 6 чел. = 24 А,В,С
Гать Переход команды по брёвнам через заболоченный участок. Участник не приносит команде очки в случае опоры ногой, шестом или рукой опасного (заболоченного) участка. 6 участников по 4 балла = 24 А,В,С
Азимут Каждый участник команды судейским компасом выполняет 3 задания: 1. определяет азимут на предмет; 2. определяет направление на предмет по заданному азимуту; 3. берёт азимут по карте и указывает направление движения. В случае не правильного ответа хотя бы на одно задание, участник не приносит команде 4 балла 6 участников * 4 балла = 24 А,В,С
Топография Каждый участник команды указывает название 2-х знаков топографической карты из 40 предложенных. 6 чел.*2 знака* 2 балла = 24 А,В,С
Ориентирование Отметка компостером на всех контрольных пунктах. (Самостоятельно). 4 КП по 6 баллов = 24 А,В,С
Пережигание нити Команда пережигает нить в течение контрольного времени (КВ) 24 А,В,С
Рельеф местности Каждый участник команды указывает название 2-х вариантов рельефа из предложенных. 6 участников * 2 ответа * 2 балла = 24 А,В,С
Максимальное количество баллов: 292

3. «Узелок на память» (лично-командные соревнования).

Ø Состав команды – 6 человек.

Ø Стартуют одновременно все команды возрастной группы (в случае большого количества команд в возрастной группе, возможно разделение команд на подгруппы), выстроившись в линию по командно.

Ø Соревнования проводятся по этапам.

1-й этап:

· простая контролька - 5 сек.

· контрольная восьмёрка - 5 сек.

· проводник-восьмёрка - 10 сек.

· симметричный схватывающий - 5 сек.

· прямой (две контрольки) - 15 сек.

· булинь – 15 сек.

· встречный - 10 сек.

· двойной проводник - 10 сек.

· грейпвайн - 10 сек.

· австрийский (серединный, "пчёлка") проводник - 10 сек.

2-й этап : все участники команды завязывают узел названный судьёй (время для завязывания узла определяет судья).

На последующих этапах условия завязывания узлов ожесточаются до момента определения победителя.

Примечание:

1. Каждый участник прошедший этап приносит команде очко.

2. Из суммы результатов участников складывается командный результат.

3. В случае любой ошибки (перехлёст, неправильно завязанный узел) или вязки узлов после команды "стоп" участник выбывает из последующего участия в соревнованиях.

4. Дополнительные узлы, не вошедшие в перечень 1-го этапа: двойной булинь, стремя, грейпвайн-удавка, встречный, брамшкотовый, встречная восьмёрка, двойной проводник-восьмёрка, схватывающий Бахмана, австрийский схватывающий, штык.

5. Узлы не должны иметь перекрученных прядей (рисунки должны соответствовать рисункам узлов на сайте (файл "узлы-форум" и на стенде по узлам).

6. Все узлы, кроме встречного, встречной восьмёрки, грейпвайна, проводника-восьмёрки, двойного проводника, австрийского проводника, двойного булиня, грейпвайна-удавки, должны иметь контрольные узлы.

7. Все завязанные узлы, в т.ч. контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.

4. Краеведческий и экологический конкурс . Для участия в краеведческом и экологическом конкурсе потребуется знание природы Карелии, истории, этнографии, географии и основных достопримечательностей Карелии. Для участия в конкурсах специальная подготовка не требуется.

5. Вечерняя программа . 23.09- представление своей команды, 24.09 – «Наше путешествие» (в любой форме: презентация. выступление, видео- или др.)

6. Лично-командные соревнования по спортивному ориентированию на дистанции по выбору.

Ø Состав команды – 6 человек.

Ø Соревнования проводятся по возрастным группам. Младшая возрастная группа проходит дистанцию меньшей протяжённости.

Ø Отметка на всех контрольных пунктах (КП) электронным "чипом".

Ø Дополнительная информация по протяжённости дистанции, количеству контрольных пунктов, будет передана накануне на совещании представителей команд.

Ø Из результатов 6-ти участников команды (времени прохождения дистанции и взятых КП) подводится общекомандный результат. Сначала места распределяются среди команд прошедших дистанцию полностью, затем - по мере уменьшения взятых КП.

Ø Обязательно наличие компасов на команду - минимум 6 шт. (по 1 компасу на каждого участника).

Техника пешеходного туризма (командные соревнования)

Ø Состав команды – 6 человек.

Ø Команды стартуют по графику, утверждённому накануне вечером (по жеребьёвке) на совещании представителей команд.

Ø Все участники проходят дистанцию в страховочных системах.

Ø На подготовку команды перед стартом (в том числе, надевание и подгонка страховочных систем) выделяется 5 минут, после чего команде даётся старт на "Техническую дистанцию по выбору".

Возможные этапы:

· Схема дистанции вывешивается за 1 час до начала соревнований.

· Дистанция по выбору проходится без потери самостраховки.

· Задача участника получить в карточку участника (Приложение – 3) отметки на контрольных пунктах (КП), расположенных на различных технических этапах и между этапами, не теряя самостраховки. Контрольных пунктов может быть - до 10-12 КП.

· Отдельные этапы могут быть соединены траверсом.

· Вариантов прохождения может быть несколько. Старт по команде судьи от любой опоры (отмечены сигнальной лентой).

· Схема дистанции (вариант → Приложение – 4).

· Одновременно дистанцию проходит вся команда (6 человек), успевших на предварительном этапе надеть страховочные системы.

· Участнику, допустившему штраф (потеря самостраховки) при прохождении этапа, снимется взятие одного КП.

· Результат участника оценивается только по отметкам компостера в карточке участника (если участник находился рядом с КП, но не сделал отметитку компостером в карточке, считается, что участник на данном КП не был.

· Карабины на дистанции не муфтуются.

· Контрольное время работы на дистанции – 5 минут.

· Команде, не сдавшей после прохождения дистанции хоть один элемент снаряжения, выданного на старте (страховочная система, карабины) результат прохождения технической дистанции не засчитывается.

Туристская эстафета.

Ø Состав команды – 6 человек.

Ø Соревнования проводятся по возрастным группам.

Ø Одновременно стартуют три команды по трём ниткам дистанции с этапами:

ü 1-й этап (2 участника) - проводка участника на коротком "усе" (два участника первого этапа, скреплённые усами страховочной система проходят этап - шкуродёр, демонстрируя умение контролировать проводку личного снаряжения через узкие и неудобные участки маршрута);

ü 2-й этап (2 участника) - навесная переправа (два участника второго этапа стартуют в связке и проходят этап с сопровождением участника);