Особенности формирования и функционирования инфраструктуры туризма. Т. В. УсковаТуристская инфраструктура в регионе: оценка и перспективы. Подходы и оценка туристской инфраструктуры

Особое значение при производстве туристской услуги имеет инфраструктура туризма. Рассмотрим более подробно ее состав и функции.
Классической триадой туризма принято считать: транспорт - приют - развлечение. Организация услуг по этим направлениям остается главным в деятельности туристических организаций.
Непосредственно туристские организации производят, в основном, информационные услуги (экскурсионные, рекламные и пр.) Остальные же услуги, входящие в состав туристского продукта, производят предприятия инфраструктуры туризма. По определению, принятому Государственной Думой Российской Федерации, инфраструктура туризма — это «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков».
Таким образом, инфраструктура туризма — это группа производств, обеспечивающих пассивный туристический баланс. Ее наличие свидетельствует, как правило, об уровне развития национальной промышленности и высоком уровне доходов на душу населения.
С развитием туризма возникает новая, весьма динамичная форма потребительского спроса, которая связана с перемещением потребителя с места постоянного жительства. Спрос этот касается целого комплекса товаров и услуг. Удовлетворение любого спроса требует производства соответствующих продуктов. С точки зрения экономики туризм создает новую форму потребления и обуславливает появление соответствующей ей сферы хозяйственной деятельности. Туристское хозяйство состоит из взаимно дополняющих друг друга секторов, которые могут удовлетворить спрос туристов лишь в комплексе.
Предприятия, занятые производством туристских услуг и товаров, рассматриваются как отдельный сектор экономики. Инфраструктура туризма имеет собственные ресурсы: природные, рекреационные, производственные фонды-предприятия обслуживания, кадры, а также связи с другими секторами экономики. Инфраструктуру туризма в настоящее время характеризуют самые высокие темпы роста среди производственно-хозяйственных межотраслевых комплексов.
В 1950 году число туристов во всем мире составило 25 млн человек, а оборот предприятий инфраструктуры туризма составил 2,1 млрд долларов США, в 1990 году эти показатели составили соответственно 363 млн человек и 150 млрд долларов США, в 1999 годы эти показатели выросли в полтора раза. На международный туризм приходится сегодня 6-7% международного торгового оборота. Сейчас оборот предприятий инфраструктуры туризма равен размеру валового национального продукта Японии и составляет свыше 3 трлн долларов США. За исторически короткий период, прошедший после окончания второй Мировой войны, инфраструктура туризма превратилась в один из крупнейших секторов мирового хозяйства. Это произошло в результате воздействия ряда факторов: роста доходов населения, в частности, той части, которую можно употребить сверх удовлетворения потребностей первой необходимости и на удовлетворение рекреационных потребностей; растущей урбанизации и ухудшения экологической ситуации в городах; роста массива свободного времени; развития транспортных средств; увеличения доли международной торговли в хозяйственном комплексе; развития международного разделения труда.
Материальная основа международного туризма представляет собой важный элемент международных экономических отношений. Она создает необходимые условия для осуществления деловых и профессиональных контактов, неуклонное расширение которых обусловлено объективным процессом интеграционных процессов мирового сообщества. Обеспечивая размещение, питание, отдых, информационное и транспортное обслуживание представителей деловых и научных кругов, инфраструктура туризма способствует нормальному функционированию механизмов международного экономического и научно-технического сотрудничества развитых стран.
Наряду с удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания зарубежных посетителей, инфраструктура туризма часто выступает в качестве катализатора хозяйственного освоения экономически менее развитых районов. Входящие в нее предприятия позволяют вовлекать в хозяйственный оборот непригодные для использования другими отраслями природные ресурсы и созданные человеком объекты. Кроме того инфраструктура туризма расширяет сферу приложения труда, влияет на развитие экономики и способствует улучшению условий жизни местного населения.
Материальную основу туризма в широком смысле образует сложный комплекс отраслей, подотраслей и видов деятельности материального производства и социально-культурного сервиса и туризма, которые либо непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов, либо создают необходимые для этого условия. Из всех входящих в ее состав предприятий лишь относительно небольшая часть специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных исключительно для личного потребления туристов, в то время как большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения и способствуют росту туристского потребления косвенно. Таким образом, для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа предприятий и производств, не связанных между собой технологически. Одни обслуживают преимущественно туристов, вторые — туристов и местное население, а третьи обеспечивают функционирование первых и вторых. Смешанные функции этих предприятий делают невозможной их четкую, формальную организацию в рамках единой отрасли хозяйства. Вообще предприятия можно разделить на «туристские» и «нетуристские» приближенно, что позволяет лишь относительно установить границы отрасли, а отсюда определение доходов инфраструктуры туризма значительно затруднено, а диверсифицированность доходов затрудняет точный подсчет поступлений от туризма.
Приведем перечень предприятий, способствующих производству туристского продукта (Таблица 16).

Это далеко не полный перечень, ибо туристскую инфраструктуру формируют косвенно предприятия морского, речного, авиационного, городского транспорта, дорожные и городские коммунальные службы, организации связи, торговли и пр.

Туристская инфраструктура

В экономической литературе существуют различные определения понятия инфраструктуры. Так, Большая советская энциклопедия содержит развернутую статью, в которой появление термина "инфраструктура" (от лат. infra -- ниже, под и structura -- строение, расположение) в экономической науке относится к концу 40-х гг. 20 в. Данный термин был применен для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).

Более четко обслуживающий, подчиненный системе более высокого уровня смысл анализируемого понятия - следует из определения, данного в Экономическом словаре: "инфраструктура - это совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения, товаров, а также жизнедеятельности людей".

Инфраструктура взаимосвязана и взаимодействует, исходя из интересов субъектов рыночных отношений, и формирует при этом предпосылки для воспроизводственного процесса. Взаимодействие рынков осуществляется саморегулируемым механизмом отношений и регулирующим вмешательством государства. Инфраструктура формируется как открытая система, реагирующая на внутреннюю и внешнюю социальную и политическую ситуацию. Все процессы формирования рынков, и функционирования субъектов экономических отношений находятся в зависимости от состояния экономического пространства, зависящее от характера и структуры производства, емкости и качества потребления внутри субъекта экономики.

Инфраструктура, обеспечивающая целостное функционирование экономической системы отличается от инфраструктуры, способствующей развитию экономики, что позволяет выйти на "новое качество" экономического роста в воспроизводственном аспекте в современных условиях. Конкретная экономическая система может обладать более или менее развитой инфраструктурой, обеспечивающей ее функционирование, но не иметь инфраструктуры, способствующей развитию самой экономической системы.

Введение

Наличие туристских ресурсов -- важная, но не единственная составляющая индустрии туризма. Второй необходимой составляющей является развитая инфраструктура. Складывается она из имеющихся в регионе средств размещения и обслуживания туристов -- гостиниц, туристских баз, пансионатов и профилакториев, а также специализированных туристских фирм, обеспечивающих информационное и справочное сопровождение и обслуживание туристов. Благодаря формирующейся инфраструктуре происходит освоение туристских ресурсов, повышаются их привлекательность, доступность для туристов, увеличивается туристская емкость территории (без ущерба для окружающей среды), компенсируется неблагоприятное воздействие природно-климатических условий региона.

Исходя из актуальности, нами была поставлена цель - изучение туристской инфраструктуры Юго-Восточной Азии. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. Понятие туристской инфраструктуры и классификация объектов туристской инфраструктуры в Юго-Восточной Азии.

2. Изучение транспортной инфраструктуры.

3. Средства размещения, общественное питание и инфраструктура досуга.

Объектом изучения является Юго-Восточная Азия.

Предметом является выявление условий, которые способствуют развитию туристкой инфраструктуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал может быть использован туристскими предприятиями для организации отдыха туристов.

Работа базируется на использовании статистических методов, сравнительном анализе и описании.

Информационная база представлена работами, которые носят теоретический и практический характер. Среди них особенно важны труды таких авторов как М.Б. Биржаков, В.Г. Гуляев, И.Ю. Ляпина

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы из 10 наименований на 34 страницах текста, 9 рисунков.

Подходы и оценка туристской инфраструктуры

Понятие туристской инфраструктуры

Туристская инфраструктура - это комплекс действующих сооружений и сетей производственного, социального и рекреационного назначения, предназначенный для функционирования сферы туризма, обеспечивающий нормальный доступ туристов к турресурсам и их надлежащее использование в целях туризма, а также обеспечение жизнедеятельности предприятий индустрии туризма. Туристические ресурсы - совокупность природных и антропогенных (экономические, финансовые, культурно-исторические, трудовые, социальные производственные) объектов и явлений, которые при существующих технических и материальных возможностях могут быть использованы для организации туристической деятельности. Индустрия туризма - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. Инфраструктура туризма является неотъемлемой частью индустрии туризма, в составе которой выделено два элемента. Первый элемент - индустрия гостеприимства, куда следует отнести предприятия, предоставляющие услуги по размещению и питанию. Второй элемент индустрии туризма является инфраструктурной составляющей, которая представляет собой трехуровневую систему. Первый уровень инфраструктуры туризма представлен производственной инфраструктурой - комплексом действующих сооружений, зданий, транспортных сетей, систем, непосредственно не относящихся к производству турпродукта (в отличие от структур двух последующих уровней), но необходимых для предоставления туристских услуг, - транспорт, связь, энергетика, коммунальное хозяйство, финансы, страхование, безопасность. Второй и третий уровни туристской инфраструктуры формируют предприятия и организации, непосредственно участвующие в туристской деятельности и формировании турпродукта. Ко второму уровню относятся те структуры, которые могут существовать и без туристов, но деятельность которых расширяется при нахождении в местах пребывания туристов. Являясь частью инфраструктурного комплекса региона, инфраструктура туризма выполняет ряд важных функций. К ним следует отнести обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция туристской инфраструктуры - создание необходимых условий для организации обслуживания туристов. Интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристско-рекреационных комплексов. Важнейшей является регулирующая функция туристской инфраструктуры в экономике: создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней. Туристская инфраструктура оказывает прямое и косвенное влияние на экономику. Прямое влияние - привлечение средств от услуг в турпредприятию, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений. Косвенное влияние заключается в мультипликативном эффекте межотраслевого взаимодействия. Эффект мультипликатора будет тем больше, чем больше будет доля дохода, потраченная в пределах определенного региона.

Рисунок 1. Инфраструктура туризма как часть индустрии туризма

Индустрия туризма как ни одна другая отрасль хозяйства заинтересована в сохранении природы, культуры, облика исторических городов, благоприятной экологической ситуации. Ведь бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и путешествий. Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного наследия, становятся все более популярными и привлекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов. Экологические туры имеют высокое экологическое значение. По данным ВТО, на долю экотуризма приходится от 7 до 10% ежегодного дохода всей индустрии туризма. Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреационном значении. Так, например, в программу туров на ряду с посещением экологически чистых районов, включены экскурсии в места экологических катастроф. Видение последствий современной цивилизации побуждает человека к бережному отношению к природе, рациональному использованию окружающей среды.

Рецензенты:

кандидат исторических наук

В. К. Егоров

кандидат экономических наук

С. В. Теребова

© Ускова Т.В., Величкина А.В., 2014

© ИСЭРТ РАН, 2014

Введение

Мировая туристская индустрия сегодня переживает переломный момент. В большинстве стран происходит трансформация представлений людей о путешествиях, которые все больше воспринимаются как необходимый атрибут жизни. Этому способствует также интенсивный рост скорости обращения информации и доступности транспортных услуг. Происходящие перемены позволяют сделать вывод о том, что в долгосрочной перспективе туризм будет развиваться высокими темпами независимо от экономической и геополитической конъюнктуры .

Несмотря на отрицательную динамику общей макроэкономической конъюнктуры, можно отметить, что туристический рынок России демонстрирует феноменальный рост. Особенно активно развивается выездной туризм. Так, по данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО), расходы на международные туристические поездки россиян ежегодно увеличиваются: если в 2010 году этот показатель составлял 26,6 млрд. долларов, то в 2012 году – уже 42,8 млрд. долларов (увеличение на 61 %). С экономической точки зрения стремительное развитие выездного международного туризма свидетельствует о вывозе капитала и валютных сбережений граждан за рубеж. В современных условиях такая «расточительность» недопустима, особенно при наличии туристического, культурно-исторического и рекреационного потенциала. Таким образом, для российской экономики приобретает острую актуальность проблема развития внутреннего туризма.

Развитие регионального туризма находится в тесной связи с туристской инфраструктурой, которая либо выступает сдерживающим фактором развития отрасли, либо определяет его положительную динамику. Вместе с тем для большинства регионов России инфраструктурные проблемы становятся основной причиной снижения конкурентных преимуществ территории на рынке туристических услуг.

В большинстве регионов туристской инфраструктуре присущи такие черты, как: старение объектов, недостаточное финансирование, нехватка мощностей в различных сегментах, обеспечивающих размещение, питание, оздоровление и досуг потребителей регионального туристского продукта. Кроме того, имеет место высокий износ инженерных сетей, плохое состояние автомобильных и железных дорог, слабое развитие транспортных маршрутов и придорожного сервиса. Особую озабоченность вызывают проблемы в сфере услуг: низкая квалификация обслуживающего персонала, несоответствие качества предоставляемых услуг международным стандартам, слабый учет потребностей туристов.

Целью данного исследования стала разработка методики комплексной оценки региональной туристской инфраструктуры и обоснование направлений ее развития.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи :

– исследованы теоретико-методологические основы развития туристской инфраструктуры;

– обобщены и проанализированы имеющиеся методики оценки туристской инфраструктуры, разработана авторская методика ее оценки;

– оценен уровень развития туристской инфраструктуры регионов СЗФО;

– предложены направления и комплексные меры развития региональной туристской инфраструктуры.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования туристской инфраструктуры. Информационной базой исследования послужили периодические издания и интернет-ресурсы, данные Федеральной службы государственной статистики и Департамента международных, межрегиональных связей и туризма Вологодской области, нормативно-правовые акты в сфере туризма. Методические подходы к исследованию базировались на комплексном анализе туристской инфраструктуры, также использовались такие научные методы, как сравнение, анализ, обобщение, графические и табличные приемы обработки информации.

Результаты исследования могут быть полезны региональным органам власти при формировании программных документов, направленных на развитие сферы туризма, и принятии управленческих решений.

1. Теоретико-методологические аспекты развития Туристской инфраструктуры региона

В настоящее время туризм является межотраслевой сферой экономики, охватывающей средства размещения, транспорт, связь, индустрию питания, отдыха и развлечений, предприятия торговли и др. Эффективное функционирование сферы туризма оказывает положительное влияние на все стороны регионального развития, способствует росту налоговых поступлений в бюджет, совершенствованию социальной и рыночной инфраструктуры, решению проблемы занятости, укреплению межгосударственных и межрегиональных связей. При этом развитие сферы туризма в регионе возможно лишь при наличии эффективно действующей туристской инфраструктуры.

Инфраструктура туризма служит необходимым условием освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Её развитие, с одной стороны, способствует туристскому освоению территории, а с другой – улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создаёт большое количество рабочих мест .

Хотя понятие туристской инфраструктуры не является новым, в отечественной литературе нет его единого толкования. Неоднозначность и размытость содержательного смысла этого понятия объясняется необоснованностью четких признаков отнесения к инфраструктуре туризма отдельных видов хозяйственной деятельности и неопределенностью круга ее объектов.

Анализ представленных в таблице 1 дефиниций этого понятия позволяет нам согласиться с мнением Д. Ф. Василихи, который под региональной инфраструктурой туризма понимает «совокупность материальных объектов, являющихся носителями различных материальных и нематериальных свойств, которые обеспечивают максимально возможную количественную и качественную реализацию целей туристов при определенных пространственно-временных параметрах (в конкретном месте и в конкретное время)».

Таблица 1.Трактовки понятия «туристская инфраструктура»


Региональная инфраструктура туризма – это совокупность предприятий, создающих условия для удовлетворения потребностей туризма (производственная инфраструктура), и предприятий, непосредственно удовлетворяющих различные потребности туристов (инфраструктура сферы услуг) . В свою очередь производственная инфраструктура состоит из транспортной, информационно-коммуникативной и коммунальной инфраструктур, объектов экологической очистки. Инфраструктура сферы услуг включает в себя такие элементы, как туроператоры и турагенты, средства размещения, предприятия отдыха и развлечений, торговля и общественное питание, инфраструктура безопасности (рис. 1).


Рис. 1. Элементы региональной инфраструктуры туризма


Важное методологическое значение имеет оценка развития туристской инфраструктуры. В научной литературе известен ряд авторских методик, применяемых специалистами непосредственно для этих целей (например, методики В. С. Боголюбова, И. Г. Лимониной, О. Б. Евреинова, А. В. Кучумова и др.). Условно можно выделить два подхода к оценке развития туристской инфраструктуры.

Согласно первому подходу (И. Г. Лимонина, А. В. Кучумов), развитие региональной туристской инфраструктуры можно оценить через совокупность ее элементов. Данные методики позволяют выделить наиболее «слабые места» туристской инфраструктуры в территориальном разрезе, а также дают возможность провести комплексное экономико-географическое исследование развития туристской инфраструктуры в целом, но без снижения значимости развития отдельных ее элементов. Однако эти методики не лишены ряда недостатков, поскольку не вполне четко определяют значимость системы тех показателей внутри каждой группы инфраструктурных элементов, которые позволяют более полно охарактеризовать фактическое состояние инфраструктуры туризма. В то же время отдельные методики охватывают ее неполный компонентный состав.

Представители второго подхода (В. С. Боголюбов, О. Б. Евреинов) предлагают оценивать региональную туристскую инфраструктуру посредством анализа ее объектов. Предлагаемая модель весьма полезна как для годового и оперативного планирования на предприятиях инфраструктуры туризма, так и для стратегического бизнес-планирования. Однако недостатком таких методик является то, что действующая система статистических показателей не дает возможности апробировать их на региональном уровне.

Следовательно, все указанные методики нуждаются в совершенствовании. При этом подчеркнем, что прежде всего необходима такая методика, которая позволяла бы оценить степень развития туристской инфраструктуры на региональном уровне. В этом контексте важнейшим требованием является использование качественных показателей, получаемых с помощью экспертных оценок и на основе результатов опроса как туристов, так и руководителей предприятий туротрасли. И безусловно, данная методика должна давать комплексную оценку с учетом всех структурных элементов и обеспечивать сопоставимость уровня развития инфраструктуры в регионах.

По нашему мнению, этим требованиям в полной мере отвечает определение индекса развития туристской инфраструктуры региона, количественно характеризующего уровень ее развития и представляющего собой среднее арифметическое индексов десяти входящих в него блоков показателей (рис. 2). Эти блоки отражают состояние структурных элементов туристской инфраструктуры региона.


Рис. 2. Схема оценки уровня развития туристской инфраструктуры региона


Последовательность расчета индекса развития туристской инфраструктуры региона включает в себя ряд этапов (рис. 3). На первом этапе показатели, характеризующие различные структурные элементы, представляются в виде нормализованных данных при помощи соотнесения фактических значений с наилучшими в выборке. На втором этапе рассчитываются индексы отдельных блоков как среднее арифметическое величин нормализованных показателей. На третьем, заключительном, этапе проводится расчет интегрального индекса развития туристской инфраструктуры.


Рис. 3. Методический инструментарий расчета индекса развития туристской инфраструктуры


Значение индекса развития туристской инфраструктуры региона (I ИТ ) лежит в интервале от 0 до 1000. Соответственно чем больше значение данного индекса, тем выше уровень развития инфраструктуры туризма. Границы интервалов групп формируются в зависимости от среднего значения рассматриваемого индекса (табл. 2).


Таблица 2. Интерпретация пороговых значений интегральной оценки уровня развития туристской инфраструктуры



На наш взгляд, предложенная методика позволяет:

– оценивать состояние и уровень развития туристской инфраструктуры отдельно взятого региона в сравнении с другими субъектами федерации;

– анализировать состояние каждого элемента туристской инфраструктуры, выявляя сильные и слабые стороны инфраструктурного развития;

– соотносить уровень развития туристской инфраструктуры с целевыми показателями долгосрочного планирования в сфере туризма на данной территории;

– группировать территории по уровню развития туристской инфраструктуры;

– на основе выявленных проблем формировать направления развития туристской инфраструктуры региона.

2. Оценка современного состояния туристской инфраструктуры региона

В России одно из самых выгодных положений с точки зрения развития туризма занимает Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), обладающий уникальным сочетанием природно-климатических условий и крупнейших объектов культурного наследия . Въездной туристский поток в СЗФО в 2012 году составил около 14 млн. посетителей (рис. 4). При этом лидерами по объему туристского потока на протяжении последних лет являются Санкт-Петербург, Республика Карелия, Ленинградская и Вологодская области. Однако в последние годы туризм активно развивается в Новгородской и Псковской областях, о чем свидетельствует рост показателя объема туристских услуг в 3 и 2 раза соответственно (табл. 3).


Рис. 4. Туристский поток в регионах СЗФО в 2012 году, тыс. чел.


По-прежнему самыми востребованными в регионах Северо-Западного федерального округа являются следующие виды туризма: культурно-познавательный, активный, лечебно-оздоровительный, деловой. Высокая доля культурно-познавательного туризма (от 35 до 67 %) отмечается в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также Вологодской, Калининградской, Новгородской, Псковской областях, что объясняется высоким историко-культурным потенциалом этих регионов.


Таблица 3. Объем туристских услуг, оказанных населению на территории субъектов Северо-Западного федерального округа в 2009–2012 гг., млн. руб.


Тем не менее при достаточно хороших условиях для реализации туристского потенциала регионов в сфере туризма имеется ряд проблем. Прежде всего, они связаны с отсутствием эффективно действующей туристской инфраструктуры. Для оценки уровня ее развития в регионах СЗФО воспользуемся представленной выше методикой.

Для этого, прежде всего, рассчитаем индексы состояния и развития структурных элементов туристской инфраструктуры регионов.

Транспортная инфраструктура

Итоги расчетов показали (приложение 1), что хорошей транспортной обеспеченностью характеризуется г. Санкт-Петербург (I 1 = 801). Далее со значительным разрывом следуют Псковская область (I 1 = 439) и другие регионы округа. Наименьшие значения показателя развития транспортной инфраструктуры наблюдаются в республиках Карелия (I 1 = 141) и Коми (I 1 = 245).

Основные проблемы

В регионах наблюдается несоответствие темпов развития автомобильных дорог устойчивому росту автомобилизации, старение основных фондов транспортной инфраструктуры и их неэффективное использование. Весомым фактором, сдерживающим развитие туристской транспортной инфраструктуры, выступает недостаток придорожной инфраструктуры. В большинстве регионов СЗФО данный сектор слабо развит. Существует острая необходимость создания мест для отдыха водителей и пассажиров (питание, ночлег и кратковременный отдых в пути), кемпингов для автомобилистов и др.

Для большинства регионов России, как и СЗФО, актуальна проблема недостаточного технологического уровня развития транспортных систем. Именно в транспортной инфраструктуре очевидно существенное отставание в применении современных транспортных технологий и в информатизации транспорта .

Не теряют своей остроты такие проблемы, как низкий уровень развития речного и воздушного транспорта, непостоянство качества предоставления транспортных услуг, несоответствие сети автомобильных дорог потребностям движения (как по пропускной способности, так и по техническому состоянию), высокие тарифы транспортных предприятий, недостаток высококвалифицированных специалистов во всех отраслях транспортной системы, плохое состояние автовокзалов и железнодорожных вокзалов и др.

Информационно-коммуникационная инфраструктура

Развитие массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий имеет решающее значение для эффективной туристской деятельности. Большую роль играют современные электронные средства информации: создание информационных туристических порталов в сети Интернет, информационных туристских центров и терминалов на основных туристических маршрутах и т. д.

Анализ индекса информационно-коммуникационной инфраструктуры (приложение 2) позволяет сделать вывод о том, что лидирующее положение по уровню развития данного структурного элемента занимает город Санкт-Петербург (I 2 = 1000). Значение индекса у всех регионов достаточно высокое и варьируется в диапазоне от 629 до 1000.

Основные проблемы

1) отсталость технического и технологического оборудования, отсутствие в необходимом количестве современных телекоммуникационных технологий и средств информатизации;

Транспортная стратегия Российской Федерации // Официальный сайт Министерства транспорта РФ. – Режим доступа: http://www.mintrans.ru:8080/pressa/TransStrat_Gossovet_Rab_Groop_6.htm

Термин «инфраструктура» пришел в экономическую науку из военной экономики, где он впервые появился в начале XX в. и обозначал совокупность объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил. Позднее этот термин прочно закрепился не только в общей экономической теории, но и в других экономических науках, в том числе и в экономике туризма.

Сущность и содержание этого термина активно и глубоко обсуждались в российской (точнее, в советской) экономической литературе в 1970-е годы. В настоящее время стало общепринятым следующее его определение.

Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура - это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

В экономике туризма инфраструктура рассматривается как совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих индустрию туризма, создающих для нее общий фундамент. В свою очередь индустрия туризма определяется как:

  • 1) совокупность средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного туристского назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-персводчиков;
  • 2) межотраслевой комплекс по производству товаров и услуг для туризма.

Иногда вместо термина «индустрия туризма» употребляется термин индустрия туристская - все фирмы и заведения, целиком или частично, напрямую и косвенно производящие товары для посетителей и предоставляющие им услуги.

Инфраструктура туризма (туристская инфраструктура) и инфраструктура туристского рынка - это категории экономики туризма, но различного смыслового значения, хотя иногда их пытаются подменять .

Применительно к туристскому рынку как самостоятельной подсистеме термин «инфраструктура » определяется как совокупность организационно-правовых форм, которые опосредованно отражают движение туристских продуктов, акты купли - продажи , или совокупность институтов, систем, служб и предприятий, обслуживающих туристский рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Инфраструктура туристского рынка призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов (туроператоров, турагентов, их контрагентов и туристов). Ее элементы не навязываются субъектам туристского рынка извне, они порождаются самими рыночными отношениями.

Основными функциями инфраструктуры туристского рынка являются:

  • обеспечение участникам рыночных отношений в туризме реализации их интересов;
  • повышение оперативности и эффективности деятельности субъектов туристского рынка на основе специализации отдельных субъектов и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений в туризме;
  • облегчение форм контроля над экономической деятельностью субъектов туристского рынка со стороны государства.

Рассмотрим важнейшие элементы инфраструктуры туристского рынка (табл. 3.1).

Основные элементы инфраструктуры

Традиционный рынок

Туристский рынок

Биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество (функционируют постоянно)

Туристские биржи, их организационно оформленное посредничество (ежегодные международные туристские биржи-выставки, например, Лондонская международная туристская биржа (WTM), Берлинская международная туристская биржа, Московская международная выставка «Путешествия и туризм» и др.)

Ярмарки, аукционы и другие формы организационного небиржевого посредничества

Туристские ярмарки, WORKSHOPS, туристские выставки регионального или местного уровня, туроператоры, турагенты и другие организационные формы посредничества

Кредитная система

Система кредитных карт «путешествий и увеселений»

Эмиссионная система и эмиссионные банки

Система эмиссии туристских чеков, туристского «пластика» и ее организационноправовые формы

Система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда)

Негосударственные центры содействия занятости в туризме (например, туристские биржи труда)

Информационные технологии и средства деловой коммуникации

Информационные технологии в туризме (интернет-технологии) и средства деловой коммуникации

Налоговая система и налоговая инспекция

Система налоговых льгот в туризме

Система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании

Формы и виды страхования туристских рисков

Торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов

Добровольные общественные негосударственные объединения (ассоциации) деловых крутое по поддержке и развитию туризма: Всемирная туристская организация (ВТО), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств, ICTA, UFTAA. ACTA, АБТА, ФИЖЕТ, БИТС, МАСТОТ. PATA, ВИТО и др.

Традиционный рынок

Туристский рынок

Таможенная система

Система таможенных льгот в туризме

Профсоюзы работающих по найму

Профсоюзы работников физкультуры, спорта и туризма;

Коммерческо-выставочные

комплексы

Коммерческо-выставочные комплексы

Система высшего и среднего экономического образования

Государственные и негосударственные вузы, колледжи и другие учреждения туристского профиля, готовящие специалистов в области экономики туризма и менеджмента туризма

Аудиторские компании

Специальные аудиторские компании в России отсутствуют

Консалтинговые компании

Специальные консалтинговые компании в России отсутствуют

Общественные и муниципальные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности

Общественные, муниципальные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования предпринимательской деятельности в туризме (например, Фонд развития туризма «Райфа Свияга» - г. Зелено- дольск, Татарстан)

Специальные зоны свободного предпринимательства

Виды и формы туристского предпринимательства в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства

Особое место среди элементов инфраструктуры рынка занимают биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные). Основные функции биржи:

  • оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;
  • упорядочение торговли;
  • регулирование торговых операций и решение торговых споров;
  • сбор и публикация сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Предмет сделок - товары и контракты на поставку.

Новые российские реформы, строительство рыночной экономики требовали начать с создания развитой инфраструктуры рынка. Это дало толчок развитию биржевого дела. С мая 1990 г. в России начинают работать Московская товарная биржа, позднее Российская товарно-сырьевая биржа, Центральная Московская фондовая биржа и др. Примерно за полтора-два года территория России покрылась биржами, как осенний лес после дождя - грибами.

И хотя в мире формально зарегистрировано около 200 бирж, а реально функционирует нс более 90, в России их зарегистрировано намного больше, чем 200. Большинство из них по характеру стали «универсальными». То есть под их «крышей» осуществлялась торговля не только биржевыми товарами, нс только оптовая, но и розничная торговля. Основная причина такого буйного расцвета биржевой торговли в России заключалась в следующем.

Существовавшие до начала 1990-х годов конфискационно-карательные меры государственного регулирования цен запрещали продажу товаров по цене спроса, по цене, превышающей торговую накидку, установленную государством. И только под эгидой биржи государство разрешало использовать регулирование цены через механизм спроса и предложения. За доступ на такую биржевую площадку надо было платить определенный процент. Но как только первый Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ о свободе торговли, большинство бирж рухнуло. Они или перестали существовать, или были преобразованы в различные формы посреднических или коммерческих предприятий.

Отмеченный биржевой бум в начале 1990-х годов не мог нс затронуть и туризм.

Поиски новых подходов к проблемам туристского комплекса, попытки использования экономических форм регулирования туристского рынка в условиях неразвитости его инфраструктуры привели осенью 1991 г. к созданию общества с ограниченной ответственностью «Туристская биржа товаров и услуг». Эта биржа создавалась «для активизации формирования единого межгосударственного и международного рынка торговли туристским продуктом, ценными бумагами, а также товарами и услугами, необходимыми для развития туризма и экскурсий» . Основными задачами этой туристской биржи стали:

  • организация условий для заключения торговых сделок между членами и посетителями биржи на куплю-продажу различных видов туристского продукта, товаров, услуг и ценных бумаг;
  • установление реального соотношения спроса и предложения на туристско-экскурсионные услуги, туры, путевки, товары туристского, спортивного, оздоровительного и иного назначения, а также ценные бумаги (акции туристских предприятий и организаций, векселя, контракты и т.д.), котирующиеся на бирже; а также предоставление консультаций и коммерческой информации; изучение конъюнктуры туристского рынка; участие в международных выставках и пр.

Изложенное свидетельствует о том, что и данная туристская биржа по характеру стала универсальной, так как на ее торговой площадке продавались туристские продукты, товары, услуги и ценные бумаги. К сожалению, данная туристская биржа по целому ряду причин нс стала главным ценовым ориентиром для предпринимателей, занятых в туристском комплексе.

Попытаемся рассмотреть некоторые из этих причин.

Во-первых, является ли (может ли являться) туристский продукт биржевым товаром.

Общеизвестно, что к предмету биржевой торговли - биржевому товару - предъявляются определенные требования:

  • массовость производства;
  • стандартность;
  • наличие устойчивого спроса.

Туристский продукт (тур) - реализуемая по совокупной цене, предварительно разработанная комплексная туристская услуга - соответствует (может соответствовать при определенных условиях) первым двум требованиям. Что же касается третьего требования, то дело здесь сложнее. И специальная экономическая литература, и мировая практика свидетельствуют о том, что функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии подвержено серьезным колебаниям спроса на туристский продукт .

Во-вторых, в мировой практике до настоящего времени нет примера существования «биржи услуг» подобной товарным, сырьевым, фондовым и валютным биржам, с соответствующими правилами торгов. Представляется, данное обстоятельство связано как со специфическими особенностями самого товара «услуги», в том числе «туристские услуги», так и с относительной неразвитостью соответствующего сектора экономики.

В-третьих, практика развития меновых отношений распорядилась таким образом, что такие биржевые товары, как нефть, золото, кофе, джут, скот и т.п., с одной стороны, и ценные бумаги, с другой, оказались разведены по разным биржевым рынкам - товарным рынкам и рынкам ссудных капиталов. Такое разведение определяется различным функциональным назначением отмеченных биржевых товаров. Видимо, не случайно сегодня не существует биржи, на которой одновременно продавались бы металл для производства автомобилей, сами автомобили и акции предприятий, производящих автомобили. Или другой пример: продукция «Вымпелкома» продается на одних торговых площадках, а его акции - на Нью-Йоркской фондовой бирже.

В-четвертых, развитие электронных систем продаж, подобных РТС, особенно глобальных сетей типа Интернет, дают возможность осуществлять акты купли-продажи туристских продуктов, туристских товаров, акций и других ценных бумаг туристских компаний не на самой биржевой площадке, а из офиса или прямо из «дома». Данное обстоятельство объективно не требует создания такой старой конструкции, как биржа в туризме.

Таким образом, рассматриваемая туристская биржа не выполнила своей роли, не стала ценовым ориентиром для участников туристской деятельности либо потому, что для се возникновения не было объективных основ (появилась искусственно, по аналогии), либо ее образование было преждевременным, обгоняющим реальные процессы преобразований экономических отношений в туризме. Но и в первом, и во втором случаях главным является определенная неразвитость туристского комплекса и его экономики, незрелость рыночных механизмов в туризме.

Анализ выделенных элементов инфраструктуры туристского рынка позволяет сделать вывод о его молодости, о становлении инфраструктуры в настоящее время.

Заметим, что знакомство с российской литературой по проблемам туризма и его экономики свидетельствует о том, что работ, посвященных исследованию инфраструктуры туристского рынка, у нас практически нет. Данное обстоятельство, с одной стороны, своеобразно отражает реальное отсутствие развитой инфраструктуры туристского рынка в России. С другой - раскрывает одну из серьезных причин неразвитости самого туристского рынка.

Вместе с тем, несмотря на неразвитость собственной инфраструктуры, туристский рынок продолжает развиваться довольно успешно, используя для этого элементы инфраструктуры рынка более высокого порядка.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Определите понятие «туристский рынок».
  • 2. Существует ли корреляция в определениях понятий «рынок», «туристский рынок» экономикой туризма и экономической теорией? Если да, то какая?
  • 3. Каковы функции и роль туристского рынка?
  • 4. В чем причины многокритсриальности характера системы и структуры туристского рынка?
  • 5. Каковы основные критерии сегментирования туристского рынка?
  • 6. Тождественны ли понятия «инфраструктура туризма» и «инфраструктура туристского рынка»?
  • 7. Перечислите основные элементы инфраструктуры туристского рынка.
  • См., например: Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. -С. 85; Сенин В.С. Организация международного туризма. - С. 109.; Зорин И.В.Туризм как рынок: Туризм как многогранное явление современного мира. -В сб.: Культурный туризм для мира и развития. - С. 67; Ключников А.В.Туристский рынок,- Менеджмент туризма: Экономика туризма. - С. 90.
  • Квартальное В.А. Характер и цели туристской биржи. - В кн. Туризм:теория и практика: Избр. труды. В 5 т. - Т. 3. Новые цели и функции туризма:Экономика и управление. - М.: Финансы и статистика, 1998. - С. 202.
  • Подробнее о сезонности функционирования туристского рынка см.:Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. - С. 76-83.