Кремлевский Дворец Съездов. Экскурс в историю. Кремлевский дворец съездов Кремлевский дворец съездов что в кремле

Пришлось разрушить старую застройку - офицерские казармы времен Николая I. Путеводитель по архитектурным стилям

Первый план архитектора Посохина предполагал снести еще больше строений - , часть кремлевской стены и . Но ограничились малыми жертвами. А чтобы оправдать новое строительство, в обществе пустили слух, что Дворец Съездов займет место грязного хозяйственного двора в Кремле.

Перед архитекторами Государственного Кремлевского Дворца стояла нелегкая конструктивная задача - вписать новое здание в архитектурный облик Кремля. Для этого нужно было правильно рассчитать высоту. КДС решили согласовать со зданием , а для увеличения внутреннего пространства дворец углубили на 15 метров (это высота пятиэтажного дома!). Гардероб и большая часть служебных помещений расположились не только ниже уровня земли, но и за пределами наземных стен. Это дало возможность разместить внутри дворца более 800 помещений и банкетный зал на 2 500 гостей, а вместимость зрительного зала Дворца Съездов довести до 6 000 человек. Поэтому это огромное здание только кажется небольшим.

Сроки строительства были сжатые - всего 16 месяцев, поэтому наняли целую «бригаду» зодчих. За любую оплошность можно было поплатиться партбилетом, карьерой и даже свободой. Но и средств на возведение нового дворца не жалели - инженеров отправляли за границу, например, в Китай, где Мао Цзэдун демонстрировал новый зал заседаний на 10 000 мест.

Были и неприятные инциденты. Когда сняли пробу стали несущих конструкций, оказалось, что металл имеет повышенное содержание углерода - то есть из него нельзя строить. А была готова уже большая часть здания! Взяли еще пробу - те же показатели. Архитекторы уже «посыпали голову пеплом», но решили отнести пробы в другую лабораторию. Оказалось, что в пугающих результатах виноват неисправный прибор.

Особенно волнительно проходили испытания здания на прочность: 15 000 солдат разместили в гардеробе, в залах, на крыше, и заставили маршировать строевым шагом.

Кремль: мини-путеводитель по территории

Кому-то показалось, что пол «ходит». Назначили новое испытание - «танцевальный вечер», на который пригласили труппу и 600 пар комсомольцев. И здание выдержало краковяк в исполнении более тысячи человек. За строительство КДС 7 из 13 архитекторов получили Ленинские премии.

Хрущев был доволен и даже предложил назвать постройку не домом, а Дворцом Съездов. Но он недолго наслаждался заседаниями в КДС: в октябре 1964 года Хрущев освободил все посты. А Дворец Съездов остался, но сейчас это концертный зал.

Говорят, что... ...при строительстве КДС пришлось пойти на хитрость: отправить специалистов в Бельгию якобы для подготовки массовой закупки алюминиевых изделий. На самом деле инженеры изучали секреты использования этого металла в строительстве, так как такого опыта в СССР не было.
...фундамент Кремлевского Дворца Съездов нарушил гидрологический баланс всего Боровицкого холма, и чтобы холм не «уплыл», пришлось вкачать в грунт сотни кубометров бетона.
...в начале 1964 года худсовет увидел в фильме «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» антипартийные нотки: издевательство над кукурузой, схожесть бабушки Кости Иночкина с Хрущевым и антисоветский уклон сцены с ее воображаемыми похоронами. Ленту «положили на полку». И тут на майские праздники Хрущев затребовал какую-нибудь новую кинокомедию. Пришлась дать «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Картина ГенСеку понравилась. Лента вышла в прокат 9 октября, а Хрущева сняли со всех должностей 14 октября. Так появилась легенда, что новые руководители СССР выпустили фильм в прокат, как антихрущевский.
...после постройки Дворца Съездов

Государственный Кремлевский дворец - одна из главных концертных площадок страны. Сегодня здесь проводятся шоу-программы самых известных и популярных российских и зарубежных артистов, спектакли и балеты, творческие вечера и многие другие события мира современной культуры. Особое положение этого центра на территории Московского Кремля демонстрирует особую значимость проводящихся здесь событий. Проведенная здесь в 2013 году масштабная модернизация звукового и светового освещения позволила центру занять почетное место в ряду самых прославленных концертных площадок мира, таких как «Карнеги-холл» и «Ирвин-плаз» в Нью-Йорке, «Олимпия» в Париже, «Стравинский» в Монтрё и другими.

История дворца начинается с 1961 года - именно тогда было принято решение разместить на исторически значимой территории главную концертную площадку страны. Во многом достичь гармонии строения с другими сооружениями территории Кремля удалось посредством минималистичных форм здания, напоминавших стили древнерусского зодчества. В строительстве использовались инновационные технологии и лучшие материалы. Первоначально планировалось создать зал на четыре тысячи человек, но в последствие число мест увеличили до шести тысяч.

Сегодня в структуре центра действуют три больших площадки - Большой, Малый и Дипломатический залы. В большом зале проводятся самые крупные концертные события, важные церемонии, цирковые представления, мировые премьеры и многое другое. Здесь же проводятся концертные программы, приуроченные к различным памятным датам, профессиональным праздникам тех людей, которые трудятся на благо страны и делают много для ее процветания. В настоящее время техническое оснащение зала позволяет проводить здесь шоу-программы мирового уровня любой степени сложности.

Малый зал часто радует поклонников спортивных бальных танцев - именно здесь проводятся престижные соревнования на кубок Мира и Европы. Также сцена Малого зала дает возможность увидеть спектакли различных жанров и творческие вечера звезд российской и зарубежной культуры. Здесь же, на шестом этаже, размещается знаменитый «кремлевский» буфет, а из окон открывается прекрасный вид на город. В Дипломатическом зале проводятся концерты классической, фольклорной и джазовой музыки. Чтобы увидеть самые яркие концертные мероприятия, нужно непременно купить билеты в Государственный Кремлевский дворец.

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1960 год
Окончание строительства: 1961 год
Вместимость: большой зал до 6000 человек
Координаты: 55°45"05.1"N 37°36"55.9"E

Содержание:

Подземная часть дворца углублена на 14 м, что соответствует высоте 5-ти этажного дома. Государственный Кремлевский дворец и Большой Кремлевский дворец, в котором находится кабинет Президента России, соединены между собой системой наземных переходов.

Снаружи здание облицовано привезенным с Урала мрамором, красивым анодированным алюминием и стеклянными панелями. Раньше над его входом располагался позолоченный герб СССР, а теперь на этом месте закреплен герб России .

Фасад дворца

Огромный дворец состоит из 800 помещений и коридоров разных размеров, и в нем работает 23 лифта и один большой подъемник, куда помещается целый автомобиль. На просторной сцене размерами 40 на 23 м одновременно могут находиться до 1000 артистов. В 2013 году провели полную модернизацию сценических помещений, и теперь они отвечает самым современным требованиям.

Внутренняя отделка Дворца Съездов выполнена из красного карбахтинского гранита, узорчатого туфа из Баку и белоснежного мрамора коелга. Кроме того, в декорировании помещений и залов применены панели из ясеня, дуба, граба, тихоокеанского ореха и бука. За счет такой разнообразной отделки внутренние помещения дворца выглядят сдержанно и торжественно.

Занавес для сцены изготовлен из тонких листов металла, отчеканенных мастерами Художественного фонда Латвии. А гербовый фриз в главном фойе сделан из цветной смальты по рисункам известного советского художника Александра Александровича Дейнеки.

Что можно увидеть во дворце

В наши дни на сцене дворца показывают спектакли театра «Кремлевский балет». Этот театральный коллектив был основан в 1990 году, и в его первых постановках танцевали ведущие солисты Большого театра страны.

Сегодня в спектаклях театра участвуют музыканты самых известных оркестров России. Во Дворце Съездов показывают классические балеты «Макбет», «Руслан и Людмила», «Щелкунчик», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Волшебная флейта», «Дон Кихот», «Спящая красавица» и «Жизель».

Кроме того, здесь проходят фестивали балета, детского, студенческого творчества, благотворительные программы и творческие вечера. На сцене выступают именитые оркестры, хоры, камерные музыкальные коллективы, популярные актеры и известные солисты. Здесь играют джаз и рок, звучит авторская и народная песня, популярная музыка и романсы, а также демонстрируют свое мастерство хореографические ансамбли.

Каждый год в Государственном Кремлевском дворце организуют главную Новогоднюю елку России. В советские годы билеты на нее было почти невозможно достать, так их распределяли среди детей номенклатуры и между отличниками школ Москвы. Представления с елки транслировали по телевидению, а подарки для участников запаковывали в красивые пластиковые коробки, сделанные в виде Спасской башни Кремля.

Отражение Арсенала

Полезная информация для посетителей

Кассы Государственного Кремлевского дворца расположены недалеко от Кремля, на ул. Воздвиженка, 1. Они работают каждый день, без выходных, с 12.00 до 20.00.

Пройти в Кремль можно только через контрольно-пропускные пункты. Проход по билетам во Дворец Съездов начинается за 1 ч 45 мин до начала концерта или спектакля. В здание не пускают с рюкзаками, портфелями, свертками и громоздким багажом. Если имеется такой багаж, его нужно оставлять в платной камере хранения, которая находится на территории Александровского сада.

Следует иметь в виду, что во время мероприятий внутри дворца не разрешено пользоваться мобильными телефонами, видеокамерами и фотоаппаратами.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Едва ли можно указать в современной мировой архитектурной практике общественное здание, которое возбуждало бы такой большой интерес, как . И это не случайно. Знаменательные исторические события политической и культурной жизни, проходящие в стенах этого здания, его беспримерное по универсальности функциональное назначение и исключительные особенности местоположения в Московском Кремле, в самом сердце столицы Советского государства, - все это привлекает к Дворцу внимание не только нашей, но и мировой общественности. Отсюда естественная необходимость в издании, которое могло бы ознакомить с этим сооружением самые широкие круги читателей.
Новое величественное знание Кремля принадлежит к тем выдающимся произведениям архитектуры, которые входят в историю отечественной культуры как одна из значительных ее ценностей. За проектирование и сооружение Кремлевского Дворца съездов группе архитекторов и инженеров - М. В. Посохину (руководитель авторского коллектива), архитекторам А. А. Мндоянцу, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллеру, инженерам Г. Н. Львову, А. Н. Кондратьеву, И. И. Кочетову - была присуждена Ленинская премия 1962 года.
Созданный в годы знаменательных сдвигов в творчестве советских архитекторов, Дворец не только отвечает всему многообразию функциональных требований, но представляет собой новую веху на пути формирования социалистического архитектурного стиля, отражающего идеологию нашей эпохи. Несмотря на уникальный характер его назначения и градостроительной роли, он не стоит особняком в истории советского зодчества. В его художественном замысле, наполненном высоким чувством современности, всесторонне воплощены отличительные признаки архитектуры нашего времени, сближающие это необычное сооружение с тем, что создается сейчас в самых различных областях архитектурно-строительного дела в нашей стране. Демократизм и народность, всесторонний учет требований жизни, функциональная правдивость, простота и ясность композиционных построений и форм, их тесная связь с природой и человеком - все эти черты, характерные для общей направленности современного этапа развития нашего архитектурного творчества, присущи и Дворцу съездов. В той или иной степени эти черти можно проследить в подавляющем большинстве зданий и сооружений последних лет, несмотря на все многообразие их функциональных и технических особенностей, неравноценность художественных достоинств и различие творческих индивидуальностей их авторов.
В архитектурном замысле Дворца съездов ярко проявилось новое понимание характера и роли крупного общественного здания. В нем отчетливо выступают новые качества советской архитектуры, резко отличающие Дворец народных форумов от показной, декоративной пышности или холодной парадности многих сооружений общественного назначения, воздвигнутых в годы господства ложных тенденций украшательства и помпезности. Впечатляющий художественный образ Дворца достойно выражает подлинно демократическую сущность общественного здания эпохи построения коммунизма. Он определяется не богатством декоративного убранства и не формалистической игрой объемов и форм, но величавой простотой, в которой раскрывается истинное назначение этого сооружения - служить широчайшим народным массам.
Замечательная характеристика Дворца съездов дана в приветствии Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР, обращенном к строителям здания. В нем говорится: «Кремлевский Дворец съездов - значительное достижение современной советской архитектуры, достойный подарок XXII съезду нашей партии. Это здание построено для народа. Оно станет местом проведения общественно-политических мероприятий и культурного отдыха советских людей. Его двери будут гостеприимно открыты для всех трудящихся».
Предлагаемая вниманию читателя книга подготовлена в Институте теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры, в сферу деятельности которого входят анализ и обобщение наиболее значительных явлений нашей архитектурной практики. Для наиболее глубокого раскрытия творческого процесса создания Дворца, начиная с его первоначального архитектурного замысла и вплоть до осуществления в натуре, к работе по написанию книги были привлечены ведущие участники проектирования и строительства здания - архитекторы М. В. Посохин и А. А. Мндоянц, связанные многолетним творческим содружеством. От института в состав авторов книги входит кандидат архитектуры Н.А.Пекарева. Созданная ими монография представляет большой интерес, как первый пример обобщения опыта проектирования и строительства Дворца съездов и всестороннего анализа его архитектурного решения. В ней отчетливо показаны основные характерные особенности здания и ярко обрисован путь творческих исканий архитекторов. Естественно, что в одном исследовании невозможно охватить весь круг вопросов, возникающих в связи с изучением Дворца. И надо думать, что исследователи еще не раз будут обращаться к этой теме.
Перед авторами настоящего издания стояла также задача сделать его интересным и доступным не только для профессионалов, но и для читателей, не искушенных в вопросах архитектуры и строительства. Это наложило известный отпечаток и на характер изложения, и на подбор иллюстраций. Сведениям узкопрофессиональным сопутствуют описания, воссоздающие в живой, образной форме архитектурный облик Дворца таким, каким он последовательно раскрывается перед посетителем. Выразительным дополнением к тексту служит интересный, разнообразно поданный иллюстративный материал, включающий, наряду с натурными фотографиями, авторские эскизы, а также чертежи наиболее интересных архитектурных деталей и конструктивных элементов.
С первых же строк читателя охватывает атмосфера большого творческого подъема, в которой протекало создание Кремлевского Дворца съездов. В книге с волнением говорится о чувстве высокой ответственности и пафосе созидания, объединявших всех участников проектирования и строительства этого уникального по своему идейно-политическому значению сооружения.
Важнейшей частью книги является первая глава, в которой раскрывается творческое «кредо» авторов проекта Дворца. В ней высказано много ценных мыслей по принципиальным творческим вопросам и показаны во всем их многообразии и сложности проблемы, связанные с возведением современного во всех отношениях сооружения в окружении всемирно известных памятников русского зодчества. Ведь, в самом деле, перед архитекторами стояли во многом необычные задачи. Они должны были не только разработать качественно новый тип общественного здания, не имеющий прототипов ни в отечественной, ни в мировой архитектуре, но и решить важнейшие вопросы построения архитектурного ансамбля. Надо было точно определить место расположения Дворца в общей системе планировки Кремля и найти архитектурное решение, при котором грандиозное новое сооружение, не подавляя своим объемом окружающие его памятники русской старины, стало органической частью живописной кремлевской панорамы.
Читая эту главу, отчетливо ощущаешь то волнение, которое охватило архитекторов, когда, получив задание на строительство Дворца, они вступили на священную кремлевскую землю. «Каким образом современное здание сочетать с историческим окружением? Какими средствами выразить сущность его содержания? Как создать сооружение, в котором правильно были бы учтены его сложные функции и, вместе с тем, архитектурный образ правдиво отражал бы его внутреннее содержание?» - спрашивали себя авторы и на эти жгучие творческие вопросы находили единственно правильный ответ: «... правдивость целого и его деталей. Эта правдивость должна была породить простые и ясные архитектурные формы, близкие нашему народу…».
Путь творческих исканий архитекторов, давший столь успешные результаты,-это путь единства современного сооружения и исторически сложившегося архитектурного окружения при бережном сохранении всего своеобразия существующих памятников и развитии основных закономерностей живописного композиционного приема построения кремлевского ансамбля. На основе этих прогрессивных творческих принципов зодчие не только мастерски вписали новое здание в древний кремлевский комплекс, но и нашли тактичные художественные приемы для того, чтобы, не нарушая силуэта относительно невысоких кремлевских строений, выделить Дворец народных форумов, как общественно наиболее значимый элемент ансамбля.
Простые, геометрически чистые формы, обилие стекла, весь по-новому понятый тектонический строй, выделяя Дворец среди исторического окружения, правдиво выражают его новое идейное содержание. Вместе с тем, при всем различии между новым зданием и старыми постройками с их усложненными объемами и декором, Дворец съездов образует с ними одно нерасторжимое целое. Продуманный прием размещения на участке, строго выдержанный принцип сохранения характерных особенностей кремлевского силуэта, единство традиционной цветовой гаммы «белокаменной» облицовки - все это в сочетании с всесторонним учетом условий зрительного восприятия исторических памятников помогло авторам создать гармоническую уравновешенность общей композиции, благодаря чему архитектурный образ нового здания убедительно и закономерно вошел в ансамбль древнего Кремля.
Следующие главы книги подробно знакомят читателя с объемно-пространственным построением Дворца, с его внешним архитектурным обликом и интерьерами. Для многообразных функциональных требований этого уникального сооружения, представляющего собой одновременно Дворец народных форумов и театральное здание самого универсального назначения, архитекторы нашли простое и строгое планировочное решение, обеспечившее большие удобства эксплуатации сооружения и послужившее основой для выразительной композиции интерьеров. Подробную профессиональную характеристику получили в книге основные помещения Дворца - зал заседаний (зрительный зал), банкетный зал, фойе, кулуары, гардероб. Приводятся интересные материалы о комплексе сценических помещений и устройстве сцены, уникальное оборудование которой дает богатейшие возможности для самых разнообразных театральных постановок и кинопоказов. Читатель как бы следует за авторами книги по зданию, и перед ним последовательно раскрывается обширное, пронизанное светом внутреннее пространство Дворца, органично связанное с внешним окружением.
Книга интересна читателю и своими фактическими сведениями о конструктивном устройстве, о примененных строительных и отделочных материалах, а также о замечательном инженерном оснащении здания, включающем в себя комплексную систему акустического, звукотехнического и кинотехнического оборудования, мощные установки кондиционирования воздуха, оригинальные осветительные устройства и многое другое.
Сейчас, когда смотришь на Кремлевский Дворец съездов, трудно поверить, что это прекрасное комфортабельное здание было построено всего за 16 месяцев. Рассказу о том, каким путем это было достигнуто, посвящена заключительная глава книги. В ней приведены общие сведения о строительстве, раскрывающие всю сложность возведения этого здания и характеризующие те методы строительного производства, которые обеспечили завершение строительства в точно намеченные сроки и на высоком качественном уровне. Наряду с освещением метода организации работ в главе упоминаются имена наиболее отличившихся инженеров и строителей.
В свете высоких требований, предъявляемых к советскому искусству, особенно отчетливо выступают прогрессивные черты архитектуры Кремлевского Дворца съездов. Анализ этих ставших уже типическими черт порождает много мыслей и обобщений, дает толчок к новому осознанию конкретных приемов художественного творчества и теоретических проблем, помогает отобрать все лучшее, передовое и отбросить все мешающее нашему движению вперед.
Советская архитектура твердо стоит на прогрессивных позициях. Однако она не может останавливаться на достигнутой сегодня ступени, на найденных приемах и формах. Призванное отражать передовые взгляды эпохи, наше архитектурное творчество должно идти в ногу с жизнью по пути решения тех больших общенародных задач, которые выдвигает перед ним непрерывное развитие коммунистического общества.

Государственный Кремлевский Дворец является самым престижным и лучшим в Москве. Называться он так стал в 1992 году, ранее здание именовалось "Кремлевский Дворец Съездов". Адрес его краток:

Краткие характеристики

Находится Дворец на территории, относящейся к резиденции президента России. причислен к одним из лучших в мире. Его вместимость шесть тысяч человек. Огромные размеры не подавляют, а создают чувство комфорта и равновесия. Сценическая площадь составляет 450 квадратных метров, оснащена она всем необходимым оборудованием. Помимо главного во Дворце есть Малый зал, иначе его называют Зал приемов. Чаще всего в нем проводят камерные концерты, выступления исполнителей джазовой, классической музыки.

Кремлевский Дворец Съездов имеет собственный ресторан, который может принять на банкете от шестисот до тысячи человек, фуршет же может вместить до двух тысяч приглашенных.

Немного истории

Идея строительства здания принадлежала Хрущеву - главному секретарю ЦК. Было принято решение, что Кремлевский Дворец Съездов должен быть возведен к XXII съезду Коммунистической партии, который был намечен на осень 1961 года. До собирались в Большом театре либо в старом Дворце Кремля. Никита Сергеевич для проведения высоких мероприятий соглашался только на Кремль, никакое другое место его не устраивало. Было принято решение - построить шикарный Дворец, который был бы предназначен специально для проведения важных, многолюдных мероприятий. Выбранное для этого место - старая Оружейная палата в стиле ампир, построенная в начале XIX века Еготовым. До этого на данном месте стояли постройки двора царя Бориса Годунова. Возле старой Оружейной палаты находилась целая цепь старинных русских пушек во главе с Царь-пушкой. Все они были перенесены в сторону Арсенала к трофейным французским орудиям.

Строительство

Перед тем как начать строительство объекта, в этом месте произвели которые позволили пополнить историю о Москве.

В создании проекта здания принимали участие лучшие архитекторы: Щепетильников, Посохин, Стамо, Мндоянц, Штеллер. А также инженеры: Кондратьев, Школьников, Львов, Мелик-Аракелян.

Поначалу зал Кремлевского Дворца Съездов был рассчитан на четыре тысячи мест. В проекте он разделялся на три фронта (фасад, фойе, зал заседаний), каждым занималась определенная группа архитекторов. Впоследствии многие за этот проект получили Ленинскую премию.

Под влиянием китайских коллег, которые в Пекине отстроили Дворец Съездов на десять тысяч мест, было принято решение расширить здание. Планировалось создать зал вместимостью шесть тысяч человек. В это же время спроектировали банкетный зал на 2500 человек. Схема Кремлевского Дворца Съездов указывает на то, что вновь возросший объем был «спрятан» под землю, на глубину пятнадцати метров. Появились дополнительные этажи, где разместили зрительские гардеробы.

Открытие Дворца

Продолжалось строительство всего лишь шестнадцать месяцев. За столь сжатые сроки пришлось выполнить поставленную задачу. При строительстве были разрушены старые офицерские казармы времен Николая I, при этом действовала целая бригада. Грандиозная стройка требовала строгой дисциплины и огромной ответственности. Даже за небольшую оплошность была вероятность расстаться с партбилетом и даже свободой. Кремлевский строился на государственные деньги, средств на него не жалели.

Открытие произошло в октябре 1961 года. Шикарный партийный дворец всех поразил своей роскошью и величием. Фасад украшал белый уральский мрамор и золотистый анодированный алюминий. Главный вход венчал герб СССР, украшенный позолотой. Позже в ходе истории его заменили на Российский герб.

Для внутренней отделки использовался карбахтинский красный гранит, Бакинский узорчатый туф, мрамор коелга, самые разные дорогие породы древесины.

Одной из нелегких конструктивных задач явилось то, что новое здание должно было правильно вписаться в облик Кремля. Было решено, что Кремлевский Дворец Съездов должен согласовываться со зданием Арсенала. Для этого и углубили Дворец на 15 метров в землю, что дало возможность распределить в здании более восьмисот помещений.

Кремлевский Дворец съездов - как добраться?

Кремлевский Дворец - столичная достопримечательность, которая не нуждается в специальном широком представлении. Расположен он в самом сердце Москвы - на территории Кремля. Это делает его вполне доступным для посещений туристов и просто зрителей. Именно Государственный Кремлевский Дворец является главной и самой престижной сценой России. Здесь проходят важные мероприятия, концерты самых выдающихся российских и мировых звезд.

Наибольший поток посетителей всегда наблюдается на Новогодний праздник, ведь именно здесь проводят всероссийскую Кремлевскую новогоднюю ёлку. Вход в Кремлевский Дворец строго по пропускам и билетам.

Войти можно через Тут расположен пропускной пункт, а также камера хранения. На территорию Кремля можно попасть, минуя Троицкий мост, Троицкую башню и одноименные ворота.