Франца иосифа земля географическое. Девять фактов о земле франца-иосифа. История открытия и освоения земли франца-иосифа

Земля Франца Иосифа - это архипелаг островов в Баренцевом море на самом севере России. Всего архипелаг состоит из 192 островов. Мне довелось посетить это место во время экспедиции на Севреный Полюс на борту атомного ледокола «50 лет Победы».
Несмотря на середину лета, уже через день после нашего отхода из порта Мурманска нам начали попадаться льдины.


Совсем скоро отдельные льдины сменились целыми ледовыми полями. Начали попадаться небольшие айсберги.


Именно в этом районе мы встретили первых белых медведей. Это не удивительно. Такое сочетание льда, суши и воды - идеальная среда обитания для этого полярного хищника.


Основная добыча белого медведя это нерпа. Выслеживает он ее в основном по запаху. Очень часто нерпа прячется в вымоинах в толще льда. Показываться на поверхности слишком часто она не рискует. Белый медведь выследив нерпу со всей силы передними лапами пробивает лед и затем пытается вытащить ее наружу. Этот мишка явно опоздал. Кто-то более удачливый уже расправился с тюленем.


Доверяя своему носу, белые медведи способны забираться далеко на север от ближайшей земли. У них нет естественных врагов. Они не социальные животные и предпочитают жить в одиночестве. Единственное исключение – это мамы с маленькими медвежатами. Мать не только кормит медвежонка вначале его жизни, но и защищает от взрослых самцов. Время от времени они нападают на медвежат.


Хотя они способны преодолевать десятки километров по ледяной пустыне, все же излюбленным местом обитания для них является сочетание земли, ледяных полей и открытой воды. Медведи отлично плавают в воде, но лишний раз предпочитают туда не соваться. Мелкие трещины во льду они могут легко перепрыгнуть.


После удачной охоты медведь способен неделями не есть. Поэтому насыщаются они впрок. Только что пообедавшего медведя можно легко узнать по огромному брюху.


Из-за того, что естественных врагов у них нет, медведи довольно любопытны. Конечно, большинство из них предпочитают держаться от атомного ледокола подальше. Все-таки разница в размерах колоссальная. Но некоторые с интересом подходят прямо к борту и пытаются разглядеть, что творится на палубе.


Особенно всех порадовала медведица с совсем маленьким медвежонком. Они кружили вокруг не меньше часа. Это было необычно, поскольку чаще всего, при малейшей опасности самка старается увести малыша подальше.


Здесь же они сами подошли к кораблю и долго кружили по льдинам.


Мы с огромным интересом наблюдали за их взаимоотношениями.


Стараясь получше увидеть, что именно происходит на борту, медведица даже залезла на айсберг.


Мы практически находились на уровне ее глаз. Это было, наверное, самое интересное знакомство с медведями за все время экспедиции.


Кроме белых медведей нам еще попадались моржи. Они менее пугливы, чем нерпы. Хотя взрослый медведь иногда способен на суше справиться и с моржом. В воде же они чувствуют себя вполне безопасно. Часто их лежбища располагаются прямо на больших льдинах.


Тем не менее, при приближении большого корабля чаще всего предпочитают нырнуть в воду. Там им намного комфортнее да и скорость, с которой они плывут, намного больше, чем неуклюжее передвижение по суше.


Крупные самцы все покрыты шрамами от драк со своими сородичами. Каждый большой морж стремится оберегать свой гарем и территорию от назойливых конкурентов. Поэтому им приходится проводить в боях большую часть жизни.


Через два дня пути мы подошли к первым островам архипелага Земли Франца Иосифа. Существование земли восточнее Шпицбергена предсказывали многие ученые. Об этом в свое время говорил еще Ломоносов. Одно из наиболее фундаментальных исследований в этом вопросе было сделано Петром Алексеевичем Кропоткиным. Он даже рассчитал координаты островов. К сожалению, средств на экспедицию не нашли. Поэтому открытие островов было совершено абсолютно случайно. Австро-венгерская экспедиция Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера пыталась найти Северо-Восточный проход, но была затерта льдами недалеко от Новой Земли. Постепенно дрейф вынес их парусно-паровую шхуну к берегам архипелага. Это случилось 30 августа в 1873 году. Поэтому вновь открытая земля была названа в честь австрийского императора Франца Иосифа I.


Экспедиционным лидером в нашем путешествии был знаменитый канадский путешественник Лорри Декстер. Исходя из ледовой обстановки вокруг острова, было принято решение высаживаться на берег вертолетом. Надувные лодки «Зодиак» не могли подойти достаточно близко к месту высадки. Мы должны были сойти на берег в районе мыса Флора на острове Юрия Кучиева. Интересно, что этот остров один из самых молодых на архипелаге. Он был открыт в 2008 году в ходе экспедиции ледокола «Ямал». До этого между островами был перешеек и это было частью острова Нортбрук. Но команда атомохода обнаружила, что перешеек размыло водой. Таким образом, на карте появился новый остров. Его назвали в честь капитана легендарного ледокола «Арктика». Именно под его командованием впервые в истории человечества надводное судно достигло вершины миры - Северного Полюса.
На борту нашего ледокола находился вертолет МИ-8 с экипажем. Обычно такие большие вертолеты не используются для реальной работы в море. Для ледовой разведки достаточно более экономного и меньшего по размерам МИ-2. Однако в нашем случае предполагалась высадка людей и доставка оборудования, поэтому выбор пал именно на этот тип вертолета.


Подобные задания под силу только опытным экипажам. Необходимо не только садится и взлетать с небольшой площадки на корабле, но и грамотно выбрать место для посадки и убедится, что вокруг нет опасности для людей. Во время высадки на берег или лед основной проблемой были белые медведи. Прежде всего надо было убедиться, что их нет поблизости.


Рядом с местом высадки возвышается 300-метровый склон горы. На нем гнездятся тысячи птиц. В основном это кайры и белые чайки. Черные точки вокруг вертолета - это как раз птицы в воздухе.


Первыми на берег высаживаются люди, обеспечивающие безопасность остальной группы. Охота на белого медведя запрещена по закону. И хотя они вооружены, но пули используются для того, чтобы отпугивать зверя. На поражение никто не стреляет. Для того, чтобы исключить рикошет используется стальной сердечник. Таким образом, можно стрелять по камням и отогнать медведя. Кроме этого есть светошумовые гранаты.


Место нашей высадки - мыс «Флора». В этом месте неоднократно высаживались арктические экспедиции. Впервые здесь перезимовал экипаж британской яхты «Эйра» под командованием Бенджамина Ли Смита. Его судно было затерто во льдах недалеко от этого места. Исследователи сумели построить хижину из подручных материалов и перезимовать на острове. С наступлением весны, они на четырех шлюпах добрались до Новой Земли, где их и подобрало английское судно, высланное на поиски.


Британский полярный исследователь и географ Фредерик Джексон основал здесь стационарную базу во время экспедиции по изучению Земли Франца Иосифа. 17 июня 1896 года именно к этой базе вышли норвежские исследователи Фритьор Нансен и Яльмар Йохансен после своей неудачной попытки достичь Северного Полюса.


Останавливались в этом месте экспедиции американца Уолтера Уэллмана на пароходе «Фритьоф», а также герцога Арбуцци на «Стелла Поларе».


Многие полярные экспедиции использовали запасы бурого угля, месторождение которого есть на острове. Интересно, что Седов во время зимовки у соседнего острова на шхуне «Святой мученик Фома», ничего об этом не знал. Они отчаянно нуждались в топливе и разобрали для этого деревянные постройки базы.


Это лишь небольшая часть истории арктических исследований в этом регионе. Официально архипелаг был объявлен российской территорией во время экспедиции Исхака Ибрагимовича Ислямова в поисках Седова в 1914 году. Именно тогда здесь был поднят российский флаг.


Не меньше истории поражаешься в этом месте красоте северной природы. Лето здесь короткое, но очень яркое. Всюду под ногами разноцветный мох, покрытый цветами. Стоит лишь наступить на этот ковер и сразу проваливаешься в воду по колено.


Постоянно слышно не смолкающий птичий гам. Окрестные скалы облюбовали тысячи кайр и чаек.


Они гнездятся буквально везде на этих базальтовых скалах. Только ледники свободны от птичьих поселений.

Заходят сюда и белые медведи. На островах также встречается песец, морж, нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, нарвал и белуха. Немного южнее в море можно встретить касаток. Но в это посещение нам не довелось увидеть никаких животных. Только старые кости.


Назад мы летели одним из последних вертолетов. Хотелось как можно дольше погулять по острову и полюбоваться местными красотами. И надо сказать, что это нам удалось в полной мере.


Практически сразу после взлета мы почувствовали сильную вибрацию. Вертолет вначале резко потерял высоту, а затем с набором ушел на разворот за соседний мыс. Я сидел в хвосте и слышал как сильно скрипела хвостовая балка.


Через некоторое время мы сели на площадку и стало ясно, что на взлете мы лопастью попали по одной из многочисленных кайр. Из-за этого законцовка пропеллера деформировалась.


Было принято решение перевезти всех на спасательных ботах с другой стороны бухты. Там была свободная ото льда береговая линия. После эвакуации всех людей с острова, экипаж вертолета самостоятельно попытается перелететь на борт ледокола.


Таким образом, нам выпала «замечательная» возможность вволю налюбоваться красотами острова во время этой высадки. Впрочем, переход не был уж очень длинным. Большая часть пути пришлась на возвышенность поэтому идти было сравнительно легко.


Спасательный бот медленно подходил к берегу, промеряя глубины, чтобы ненароком не повредить винт.


А уж затем в несколько рейсов нас и оборудование перевезли на борт корабля.


Несмотря на насыщенный событиями день, поспать в эту ночь нам так и не удалось. В это время года солнце не уходит за горизонт, поэтому постоянно светло. Проходя вблизи остальных островов архипелага, мы постоянно встречали белых медведей. Ну как тут можно упустить такую возможность познакомится ближе с дикой природой Арктики?


Второй раз рядом с островами Земли Фраца Иосифа мы побывали на обратном пути, возвращаясь с Северного Полюса.


Прежде всего мы подошли к базальтовой скале Рубини. Она названа в честь знаменитого итальянского тенора и интересна своим огромным птичьим базаром.


Благодаря вулканическому происхождению берег вокруг скалы очень крутой. Поэтому даже такое огромное судно, как наш атомный ледокол, способно подойти к ней практически вплотную. Это очень впечатляющее зрелище. Для того, чтобы руководить такой деликатной операцией, на носу находится один из матросов с переносной рацией. Он постоянно сообщает расстояние до скалы и тенденцию движения.

Базальтовые склоны острова все усеяны птицами. Также интересно наблюдать за структурой скалы, которая кажется собранной из отдельных ровных столбиков.


Но главной целью нашего повторного захода была бухта Тихая на острове Гукера. Именно здесь в 1929 году была открыта первая на архипелаге советская научно-исследовательская станция.


К сожалению, к моменту нашего посещения на станции уже несколько лет никто не жил. Все строения на территории были законсервированы и единственными жителями здесь были разве что полярные медведи. На борту нашего ледокола находились члены первой за все это время экспедиции на этот остров. Они должны были высадится на берег и оценить возможность восстановления этой полярной базы. Перед высадкой их больше всего волновал вопрос наличия незваных гостей из числа мишек. Поэтому все время перед отправкой на берег они внимательно изучали берег и строения в бинокль. Из-за льда подойти к берегу на лодках не представлялось возможным. Поэтому высадку осуществляли опять вертолетом. За время похода на Полюс корабельные механики сумели починить законцовку и МИ-8 снова был готов к полетам. Остальные пассажиры на остров не высаживались. Видимость в это день, к сожалению, была не очень хорошая. Поэтому как только чуть-чуть распогодилось все немедленно погрузились в вертолет и перелетели на остров.


Таким получилось мое посещение Земли Франца Иосифа во время экспедиции на Северный Полюс.
Источник -

Земля Франца-Иосифа известна многим по песням Юрия Визбора, который объездил все северный моря от Мурманска до Чукотки и дальше по Дальнему Востоку!
И это стоит того, ведь Земля Франца-Иосифа (сокращённо - ЗФИ) бьёт множество российских и мировых рекордов: там самая северная точка островной суши России, самая близкая земля к Северному Полюсу, самая северная погранзастава РФ, самая северная почта и самый северный аэродром в мире, самый северный театр боевых действий в Отечественной войне, самый экстремальный из наших островов!
И этот список можно долго продолжать!
И, конечно, самый северный православный Крест - нашим героям, исследователям и путешественникам, кто не щадя живота своего расширял границы нашей беспредельной Родины!



География: островная точка: мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земли Франца-Иосифа расположен всех севернее — 81° 49" с.ш., расстояние от мыса Флигели до Северного полюса составляет всего 900 км.

Остров Рудольфа — самый северный из островов Земли Франца-Иосифа. Мыс Флигели на острове — самая северная точка суши, принадлежащая Российской Федерации, одновременно самая северная точка Европы. Остров административно принадлежит Архангельской области. Площадь 297 км?. Почти полностью покрыт ледником.

Остров, как и весь архипелаг Франца-Иосифа, открыт в 1873 австро-венгерской экспедицией исследователя Ю. Пайера, был назван по имени Рудольфа, кронпринца Австрии. В 1936 году на острове была создана база первой советской воздушной экспедиции на Северный полюс. Оттуда в мае 1937 года четыре тяжелых четырёхмоторных самолета АНТ-6 доставили папанинцев на вершину мира.

В освоении многих отдаленных территорий нашей страны ведущую роль играли военные. Кое-где на Крайнем Севере и Дальнем Востоке гарнизоны по сей день являются основным типом населенных пунктов. Правда, в постсоветское время число таких гарнизонов и численность населения в них резко снизились. Однако до сих пор наши учебники географии о «военном» освоении не пишут ничего даже в тех случаях, если оно давно уже не является тайной. Это немного удивительно, поскольку для многих и староосвоенных районов, и регионов нового освоения части разных силовых ведомств выполняют функции градообразующих предприятий.

Земля Франца-Иосифа была открыта в конце XIX в. австро-венгерской экспедицией, отправившейся в 1872 г. в поисках Северо-Восточного прохода, а может быть, и для достижения Северного полюса и в 1873 г. прижатой льдами к берегам доселе не известной земли, названной по имени тогдашнего императора Австро-Венгрии*. З.Ф.И., как ее обычно называют на Севере, имеет площадь примерно 16 тыс. км2 и состоит из 191 острова.

Первое постоянное поселение на Новой Земле появилось в 1877 г. Называется оно Малые Кармакулы. В 1896 г. в Малых Кармакулах была создана гидрометеорологическая станция, существующая по сей день и являющаяся старейшей полярной станцией в России.

Проливы
Между полуостровом Полярных лётчиков и полуостровом Армитидж проходит Архангельский пролив. Южнее Архангельского пролива находится пролив Кембридж, омывающий южную часть острова.

Бухты и заливы Земли Александры

Бухта Отмелая
Бухта Зверобоев
Бухта Топографов (между мысом Мелехова и западным берегом полуострова Полярных Лётчиков)
Залив Дежнёва
Бухта Северная
Бухта Островная
Залив Вейпрехта
Залив Норденшельда


Мысы Земли Александры
Перечисление от крайней западной точки по часовой стрелке:
мыс Мэри-Хармсуорт
мыс Нимрод
мыс Стрелка
мыс Нагурского
мыс Заманчивый
мыс Томаса
мыс Мелехова
мыс Двойной
мыс Бабушкина
мыс Ледяной
мыс Абросимова
мыс Палец
мыс Лудлова
мыс Лофли

середина полярного лета на ЗФИ

ЗЕМЛЯ ВИЛЬЧЕКА
Земля Вильчека — остров в Северном Ледовитом океане, второй по размерам остров архипелага Земля Франца-Иосифа. Назван по имени Ганса Вильчека, финансировавшего австрийскую экспедицию Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера, открывшую остров в 1873 году.
Расположен в восточной части архипелага. Отделён от западной группы островов Австрийским проливом, от лежащего северо-восточнее острова Греэм-Белл проливом Моргана. Поверхность острова представляет собой плоскогорье с относительными высотами 400—600 м и почти полностью покрытое ледником. Площадь острова — около 2000 км², наивысшая точка — 606 м.

Близлежащие малые острова
В 9 км к югу от бухты Персей лежит остров Клагенфурт, названный в честь австрийского города Клагенфурт.
Недалеко от восточного побережья расположены острова Горбунова, названные в честь русского натуралиста Григория Петровича Горбунова.
В 1,5 км к юго-востоку лежат четыре небольших острова:
Деревянный
Дауэс
Мак-Культа
Тилло
Климат
Климат суровый, арктический. В году, в среднем, регистрируется всего 18 дней с температурой выше 0 °C. Среднегодовая температура воздуха составляет −12 °C, максимальная зарегистрированная температура +12 °C, минимальная −42 °C. Среднегодовое количество осадков — 280 мм.

ОСТРОВ ГРЕЭМ-БЕЛЛ
Гре́эм-Белл — самый восточный остров в архипелаге Земля Франца-Иосифа, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Архангельской области. Площадь — 1,7 тыс. км².
Был открыт в 1899 году во время санной поездки американским метеорологом Ивлином Болдуином, назван в честь Александра Грейама Белла.
Высшая точка — 509 метров, ледниковый купол Ветреный.
Крупнейшее озеро на острове — Мелкое, второе по величине — Северное.
Самая северная точка острова — мыс Аэросъёмки, восточная — мыс Семерых (мыс Песчаный). Самой восточной точкой острова и всего архипелага является мыс Олни, севернее которого расположен мыс Кользат; крайняя южная точка — мыс Лейтер.
На западе расположен крупный залив — залив Матусевича. На востоке находится небольшая бухта Илистая со множеством мелких песчаных островков.
Ближайшие острова — остров Перламутровый и Трёхлучевой. На западе Греэм-Белл отделён от острова Земля Вильчека проливом Моргана.

мыс Триест, остров Чамп

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЗЕМЛЮ ФРАНЦА-ИОСИФА
Архипелаг Земля Франца-Иосифа — это не только самая удаленная северная часть России, но и, пожалуй, один из самых неизведанных туристических уголков в мире. Нет, специалисты там, несомненно, поработали и постарались во многом разобраться, а вот для туристов этот край нашей страны по-прежнему «Терра инкогнита».
Действительно, во-первых, возможность посещать эти острова для отечественных и зарубежных любителей путешествовать появилась буквально пару десятилетий тому назад. Во-вторых, попасть туда можно или по воздуху, например, вертолетом, или по морю-океану, из Мурманска, но это далеко, или из Архангельска — это, конечно, поближе, но в обоих случаях туристические поездки в район ЗФИ случаются не часто. В-третьих, посещать их возможно в течение весьма ограниченного времени, около трех месяцев в году.

Но имеется еще и в-четвертых. Поездка туда любым из приемлемых способов стоит приличных денег, говоря другими словами, ну, много денег надо, поэтому любознательных иностранцев из разных регионов Земли, для которых такие суммы не являются критическими, побывало на архипелаге значительно больше, чем россиян, хотя и наши соотечественники туда стали добираться, и чем дальше, тем больше.

Чудеса на ЗФИ встречаются буквально на каждом островке, но среди всех есть один весьма удивительный клочок суши. И название у него тоже необычное — Чамп, такое вот короткое, но очень звучное. Оказалось, что назван он в честь Уильяма Чампа, который в 1905 году, будучи личным секретарем американского миллионера Циглера, отправился в качестве руководителя спасательной операции по поиску пропавшей полярной экспедиции, финансированной все тем же Циглером.

Так вот арктический остров имени Чампа — одно из уникальнейших мест на Земле — он весь усеян странными, идеально круглыми камнями, получившими название «сферолиты», при этом они бывают от маленьких, карманного формата, до гигантов с диаметром более двух метров и весом во много тонн. Природа их происхождения до сих пор наукой не объяснена. Все это нам рассказали на одном из брифингов, и даже фотографии показали. Очень впечатляющие фотографии, надо сказать. Представляете, как мы возжаждали там побывать!

Вот к этому необычному острову и устремился наш корабль. И все бы ничего, но чем ближе мы подходили к острову, тем плотнее становился туман, и тем меньше была вероятность нашей высадки. Основную опасность в такую погоду представляли медведи, ведь звери могли подойти совершенно бесшумно, им-то туман не помеха, а организовать стопроцентную охрану туристов было весьма затруднительно. Да и осматривать остров в такой туманище — весьма сомнительное удовольствие.
Было решено, что «50 лет Победы» немного постоит вблизи острова Чампа, и мы все подождем, вдруг боги будут милостивы, и туман рассеется.
Вот после принятия такого решения туристы, дабы отвлечь их от грустных мыслей, были приглашены в лекционный зал на еще одно необычное и удивительное мероприятие — Благотворительный аукцион, самый северный из всех, которые когда-либо проводились в мире, все средства от него должны попасть в фонд охраны белых медведей.

Мы еще немного поскучали, но тут прозвучало приглашение всем прибыть на ужин, и мы отправились в ресторан. Там нас ждал большой сюрприз — русский ужин, все официантки были одеты в русские национальные костюмы, на «шведском» столе, вместе с обычными салатами и закусками, лежали традиционные русские продукты — банки с черной икрой, бутылки с разнообразнейшей водкой, какой там только не было: и Столичная, и Царская, и Пять озер, и прочая, и прочая. Не было только Плохой, но такой и в анекдотах не бывает.
Все было хорошо, беда одна — и банки, и бутылки, как были закрыты, так закрытыми и остались до конца ужина. Может, это муляжи были? Мы так и не поняли.

После ужина нас уверили, что, если туман рассеется ночью, а это ожидалось в районе часов двух ночи, то нас поднимут, и мы поедем на экскурсию на «зодиаках», темноты-то не будет, ведь полярный день за бортом не прекращается и ночью.
Мы спали крепко, но вот по громкой связи прозвучало:
— Приглашаем всех на экскурсию на остров Чамп.
Пока это сообщение дублировалось на остальных языках, мы успели одеться, и только в дверях обратили внимание на экран телевизора. Увиденное нас поразило, оказалось, что действительно было 2 часа ночи.
— Во дают, — вырвалось из нас одновременно.
На верхней палубе мы встали в длинную очередь, оказалось, что почти все иностранцы уже собрались, а первыми стояли китайцы, по-видимому, они все спали, не раздеваясь, иначе как можно так быстро собраться.

Началась посадка, «зодиак» за «зодиаком» наполнялись туристами, но не уходили, а собирались неподалеку в стайку, мы все ближе и ближе пододвигались к трапу, заполнилась шестая лодка, и все они тут же исчезли в тумане. Да, да, именно в тумане, который ни на сколько не уменьшился, казалось, он сгустился еще сильней.
— Может это только тут, вокруг корабля, такой туманище, а у берега чисто? — прозвучал чей-то голос за спиной.
Мы переглянулись, такая простая мысль нам не пришла в голову. А, ведь, наверное, это действительно так, подумалось мне, иначе, зачем нас туда тащат среди ночи?
Лодки ушли, нам сказали, что их возвращения придется ждать не менее часа. Значит, они дойдут до берега, высадятся там, погуляют немного и вновь сядут в «зодиаки», чтобы вернуться на борт, и только после этого поплывем мы. Часть туристов ушла, решив, что ожидание посреди ночи не оправдано, но нам было так любопытно, так хотелось увидеть эти круглые камни, а один, что скрывать, тайком положить в карман, что мы остались, и не прогадали. Вот что, в конце концов, произошло.

Мы стояли, опираясь на перила, в томительном ожидании возвращения лодок. Наши глаза были направлены в туманную даль в сторону кормы корабля, нас не волновали посторонние звуки, ничто не отвлекало нас, мы были, как бы это правильней сказать, наверное, зацикленными на самом процессе ожидания. Сами представьте, будят вас посреди ночи и говорят: надо постоять и часок подождать. Чтобы вы сами делали, если бы согласились часок постоять и подождать в 2 часа ночи?

Прошло еще около получаса, на яхтах началось активное шевеление, по-видимому, получили «Добро» и начали готовить резиновые лодки к спуску на воду, но тут из тумана выплыли наши «зодиаки», и мы переключили свое внимание на них. По трапу поднимались туристы, в основном они были молчаливыми и какими-то огорченно-унылыми. Кто-то из россиян, успевших на первый заход, пояснил нам, что там туман не меньше, смотреть не на что, кроме птиц никто им из живности не попался, в общем, плыть не стоит.

Но мы посчитали неразумным отказываться от поездки, после того как столько уже прождали, да еще в такое время, и разместились на бортах лодки, которой управлял Дмитрий. Рядом с нами оказалась еще только одна лодка, больше пассажиров не нашлось. Через несколько минут ледокол исчез в тумане, вторая лодка держалась поблизости, но иногда она тоже начинала растворяться в пространстве и тогда ее контуры с трудом просвечивали через набегающие волны плотного тумана. Двигались мы по наитию, никакими навигационными приборами «зодиаки» не были оснащены, но проскочить мимо довольно большого острова мы не должны были, да и с ледокола по рации могли откорректировать наш маршрут, ведь они-то нас прекрасно видели, вернее не нас, конечно, а ту точку, которая на экране локатора соответствовала нашему местоположению.

Туман немного рассеялся, стало видно и получше, и подальше. Перед нами возник берег острова, покрытый ледником, сползавшим в море, один из айсбергов, недавно отколовшийся от этого ледника, плавал совсем рядом. На айсберге разместилось много птиц, избравших его в качестве подвижной базы отдыха. Часть птиц плавала на воде.
Дмитрий направил лодку в сторону айсберга, чтобы мы смогли как следует рассмотреть птичек. И тут между берегом и лодкой в море появились две быстрые и ловкие фигуры — это были молодые моржи. Звери, не обращая на нас никакого внимания, ныряли, исчезая надолго под водой.
Моржи в очередной раз нырнули и надолго исчезли под водой. Дмитрий завел мотор и начал движение в ту сторону, где недавно были моржи.
— Мы их не напугаем? — спросил кто-то.
— Да, нет, наоборот. Они же любопытные, на шум сами подойдут ближе.
Так все и произошло. Моржи вынырнули рядом с нашей лодкой и какое-то время плавали поблизости, как бы позируя, чтобы мы могли их хорошенько рассмотреть. Интересный факт: согласно эволюционной теории, морж — это ушедший под воду медведь. Мы пытались найти сходство между медведем и моржом, иногда это получалось, но чаще морж походил на кого угодно, но только не на медведя.

путешествие по ЗФИ - ледокол Капитан Драницын

ОСТРОВ ГАЛЛЯ
Шли мы в это время с крейсерской скоростью в сторону острова Галля, одного из самых южных островов архипелага. Именно там у нас была запланирована последняя вертолетная высадка на столовую гору мыса Тегетхоффа. Столовая гора — так по-научному, называют все вершины с усеченной, плоской вершиной. В мире таких гор неисчислимое количество, их образование объясняют выветриванием осадочных пород, из которых они сложены. Много их мы видели и на ЗФИ. Но мне показалось, что там вершины гор просто-напросто ледник или слизнул, или так придавил, что ровная поверхность и образовалась.

Море было спокойно, туман клубился где-то вдали, видимость была весьма приемлемая, поэтому еще очень зáдолго мы, те, кто находились на ходовом мостике, увидели огромный айсберг, одиноко лежащий на поверхности моря.
Тут же возник капитан, распорядившийся сбавить ход и приблизиться к этому красавцу. А там было на что посмотреть. Глыба голубого льда неподвижно разлеглась на морской поверхности, казалось, что она просто так лежит на самом верху, вытянувшись в длину на добрую сотню с лишком метров и вздымаясь вверх на высоту десятиэтажного дома, такая вот горушка возникла перед нами.
За айсбергом уже виднелись острова, к которым мы стремились, но было не до них. Мы впервые увидели настоящий айсберг и жаждали рассмотреть его со всех сторон. Стала понятна причина гибели «Титаника», наткнись на полном ходу на такую преграду и не уцелеет ничто, ни один корабль, возможно, даже такой, как наш ледокол.
Ледокол подобрался к ледяной горе почти вплотную, а затем слегка ткнулся своим носом в краешек этой стены, и сразу же с нее посыпались куски и кусочки, слабенькая оказалась стена.
Шло массовое фотографирование на фоне этого чуда природы. Люди принимали самые причудливые позы, только чтобы поймать понравившийся им ракурс. Не отстали от всех и мы.
Мы стояли высоко над уровнем воды и смотрели вниз, поэтому отчетливо видели, что гора уходит прямо под воду. Было невозможно определить, как далеко, вернее, глубоко она продолжается под водой, но очевидно, что специалисты правы, и большая часть льда находится там внизу, именно под водой, но вот насчет 90%, не знаю, мне кажется, что эта цифра несколько преувеличена.
Атомоход не спеша обходил вокруг ледяной горы, было очевидно, что природа свое дело знает хорошо, лед был весь изъеден нежарким солнцем, туманами и дождями. Было ясно, что долго этому кусищу льда в океане не проплавать, скоро ему придет конец, и объем морской водички ненамного пополнится.
Мы оплыли вокруг айсберга и увидели его обратную сторону, казалось это создание человеческих рук, такая ровная, слегка наклонная, стремящаяся вверх поверхность, предстала перед нами, ну прямо взлетная палуба авианосца, и сразу же перед глазами мысленно возник красавец «Адмирал Кузнецов».
Всë, айсберг остался далеко позади, а мы продолжали свой путь к острову Галля. Перед нами лежала, казалось, бесконечная полоса островов, покрытых снегом и льдом, возможно именно подобную картину и увидели австрийские моряки — первооткрыватели этих островов.
Судно бросило якорь неподалеку от знаменитого мыса Тегетхоффа. Ну, раз уж я написал, что мыс знаменит, то надо пояснить, чем же. Дело в том, что с этого мыса началась история освоения архипелага Земля Франца-Иосифа. Ведь именно в район острова Галля, а если быть точнее, то к этому самому мысу 30 августа 1873 года льды принесли шхуну «Адмирал Тегетхофф» австрийской экспедиции — первооткрывателей ЗФИ. В память об их высадке на мысе установлен памятник шхуне.

Мы смотрели с палубы атомохода на острые кекуры, торчащие прямо из морских глубин, которые известный русский полярник Виктор Боярский образно обозвал «Клыки дракона», и ведь действительно напоминают что-то подобное, правда, самих драконов повидать не удалось, но их клыки могли быть только такими и никакими иными, да и место, казалось бы, прямо-таки для них создано.

Началось долгое ожидание нашей очереди на вертолетную экскурсию. Справедливости ради руководство поменяло очередность полетов, и в этот раз первыми лететь должны были туристы из самой последней группы. Процедура была построена следующим образом. Прежде всего на гору улетела охрана, от медведей можно ожидать чего угодно. Кстати сказать, первыми туристами внизу был замечен белый мишка, но, скорее всего, его сильно напугал вертолетный грохот, и он предпочел скрыться, мы его уже не увидели. Вместе с охраной туда улетел и Ян со товарищем, которые и руководили всеми посадочно-высадочными действиями.

Вертолет пустой вернулся на корабль, в него загрузились китайские товарищи, и карусель закрутилась — вертолет мотался туда-сюда, вез с ледокола очередную группу, затем забирал с острова предшествующую и так до самого конца, когда он совершил последний рейс, вывезя с острова Яна и охрану. Мы оказались теперь уже почти в конце, но очередь, как бы она медленно ни ползла — ведь на полет в два конца с двумя взлетами-посадками и сменой туристов уходило около 10-12 минут — до нас все же добралась, и мы, усевшись в вертолет, на этот раз рядышком с пилотом, чтобы лучше все рассмотреть, отправились на остров.

Так вот перепрыгивая с камня на камень, мы и передвигались от места высадки, пожалуй, единственного по-настоящему ровного, пригодного для вертолета места, к краю вершины, откуда можно было сделать приличные фотографии мыса, моря и корабля, а затем назад к месту посадки.
Сверху, конечно, вид на мыс очень даже ничего, прекрасно видны две скалы- останцы, высотой 25 и 60 метров. У мыса проходит граница — на юг уходят , а на севере лежит бухта Суровая, которая уже входит в акваторию Северного Ледовитого, вот так. Надо сказать, что четко эта граница никак не разграничена.
Не спеша передвигаясь по горе, мы пытались найти хоть какие-нибудь признаки жизни, но вокруг лишь камни, камни, лед и снег, ан нет, вот в одном месте нашелся малюсенький островок зелени, который порадовал нас своим жизнелюбием.

Всë закончилось, вертолет прилетел за нами, пора отправляться вниз на корабль, но прежде надо осмотреть остров сверху.
Вниз от вершины столовой горы острова Галля простираются красивые скалы, названные в память о выдающемся советском геологе академике Александре Николаевиче Заварницком, скалами Заварницкого, протянувшиеся на 15 километров вглубь острова, достигая максимальной высоты в 500 метров.
Ну вот, винт вертолета замер, все вернулись на борт, можно отправляться дальше. С удивлением мы восприняли объявление, что ледокол разворачивается, и мы пойдем назад к острову Чамп. Очень нам понравилось такое решение, может быть, все же удастся попасть на остров с каменными шарами.
Отправляясь дальше, мы в последний раз бросили свой взгляд на «клыки дракона», с этой точки их можно было принять за своеобразные ворота, преграждающие путь к острову Галля и на сам мыс с двумя останцами, украшающими его.

__________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:
Команда Кочующие
Саватюгин Л.М., Дорожкина М.В. Архипелаг Земля Франца-Иосифа: история, имена и названия. — СПб.: ААНИИ, 2012. — 484 с. — ISBN 978-5-98364-054-2
Сергей В. Попов, Владилен А. Троицкий Архипелаг Земля Франца-Иосифа // Топонимика морей советской Арктики / Под ред. Л. А. Борисова. — Ленинград: Географическое общество СССР, 1972. — С. 85-128. — 316 с. — 1000 экз.
Земля Франца Иосифа: Сборник статей / СССР, Науч.-техн. упр. ВСНХ № 352. — М.: Государственное Техническое Издательство, 1930. — (Труды Института по изучению Севера; вып. 47).
Михаил Н. Иванычук 14 месяцев на земле Франца Иосифа. Впечатления зимовщика. — Харьков: Український робiтник, 1934. — 122, с.
http://greenbag.ru/russia/
Мартынов В. | Новая Земля — военная земля | Газета «География» № 09/2009
Остров капитана Кучиева | Корабельная сторона от 2 апреля 2008 г. | Издательство «Северная неделя»
Крюков В. Д., Зацепин Е. Н., Сергеев М. Б. Исторический очерк Полярной морской геологоразведочной экспедиции. "Разведка и охрана недр" №8 2012 г.
Самое северное отделение Почты России.
Партнеров Путина в Арктике ждут два миллиона бочек — Наука — GZT.RU
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
http://www.photosight.ru/
фото В.Балякин, О.Паршина, А.Золотина, С.Анисимов

Географическое положение

Земля Франца-Иосифа — архипелаг в Северном Ледовитом океане, на севере Европы. Часть полярных владений России, входит в состав Приморского района Архангельской области.
Состоит архипелаг из 192 островов. Общая площадь 16 134 км². Делится на 3 части: восточную, отделённую от других Австрийским проливом, с крупными островами Земля Вильчека (2,0 тыс. км²), Греэм-Белл (1,7 тыс. км²); центральную — между Австрийским проливом и Британским каналом, где расположена наиболее значительная по численности группа островов, и западную — к западу от Британского канала, включающую наиболее крупный остров всего архипелага — Земля Георга (2,9 тыс. км²).

Поверхность большинства островов архипелага Земля Франца-Иосифа платообразная. Средние высоты достигают 400—490 м (высшая точка архипелага — 620 м).

Берег западнее мыса Флигели на острове Рудольфа — самая северная точка России и Земли Франца-Иосифа. Мыс Мэри-Хармсуорт — крайняя западная точка архипелага, остров Ламон — самая южная, мыс Олни на острове Греэм-Белл — самая восточная.

Как добраться


Поскольку Земля Франца-Иосифа — это необжитый уголок, то и налаженного транспортного сообщения с ним нет. Со времен Советского Союза на островах было несколько аэропортов, служивших преимущественно военным целям. Но в настоящее время они законсервированы, как и большинство арктических аэропортов.

Экспедиции и туристические круизы на Землю Франца-Иосифа осуществляются на ледоколах, стартующих из Мурманска. При этом преодоление расстояния от края континента до первых южных островов архипелага может занять больше суток.

Климат


Климат на Земле Франца-Иосифа типично арктический.
Здесь всегда морозно и холодно. Впрочем, лето все же отличается от зимы. В июне максимальная температура устанавливается на острове Хейса и достигает +1,6 °С. При этом усредненные значения летней температуры сходятся на отметке −1,2 °С. Для января характерна температура в −24 °С, но иногда стоят и куда более суровые морозы. Ветер на архипелаге может достигать скорости до 40 м/с.

Видео

Население


Постоянное население отсутствует.
Временное население составляют ученые на исследовательских станциях, пограничники ФСБ и военнослужащие части ПВО, осуществляющей противоракетную оборону России с северного направления.

На территории острова Хейса в 2005 г., по сообщениям прессы, было открыто самое северное в мире почтовое отделение «Архангельск 163100», которое должно было работать в течение 1 часа, с 10 до 11 часов во вторник, среду, четверг и пятницу. По состоянию на сентябрь 2013 года, под индексом 163100 значится почтовое отделение «Архангельск — о. Хейса Земля Франца-Иосифа», которое работает с 10 до 11 часов по средам.

Природа


Флора и фауна.
В растительном покрове господствуют мхи и лишайники. Встречаются также полярный мак, камнеломки, крупки, полярная ива. Из млекопитающих встречается белый медведь и реже песец. В водах, омывающих острова, водятся нерпа, морской заяц, гренландский тюлень, морж, нарвал и белуха. Наиболее многочисленны (26 видов) птицы: люрики, чистики, кайры, обыкновенная моевка, белая чайка, бургомистр и др., образующие летом так называемые птичьи базары. На островах Земля Александры и остров Рудольфа работают полярные станции. На острове Хейса расположена геофизическая обсерватория имени Э. Т. Кренкеля (с 1957 года).
Большая часть островов покрыта ледниками, на свободных от них местах множество озёр, большую часть года покрытых льдом. Вечная мерзлота.

Озёра.
Многие озёра до сих пор не имеют названий, собственными обозначениями обзавелись следующие: Космическое, Ледяное, Мелкое, Северное, Утиное, Ширшова.
Ледники. Изучение оледенения архипелага началось особенно интенсивно с началом Международного геофизического года. В итоге двухлетних полевых работ участники этой российской экспедиции АН СССР получили первую сводку гляциологии территории, увидевшую свет в коллективной монографии «Оледенение Земли Франца-Иосифа» (авторы М. Г. Гросвальд и др, 1973). В ней содержалась характеристика морфологии ледниковых комплексов, ледникового климата, зон льдообразования, температурного режима, структуры и тектоники ледников. Отечественный гляциолог М. Г. Гровальд с сотрудниками впервые сделал тогда важный вывод о том, что оледенение ЗФИ убывает: за последние 30 лет архипелаг в среднем терял 3,3 км³ льда в год. До этих работ мировое научное сообщество придерживалось мнения о том, что оледенение ЗФИ стационарно, или даже растёт.

Ледниками покрыто 87 % территории архипелага. Мощность льда колеблется от 100 до 500 м. Ледники, спускающиеся в море, производят большое количество айсбергов. Наиболее интенсивно оледенение наблюдается на юго-востоке и востоке каждого острова и архипелага в целом. Льдообразование происходит лишь на вершинных поверхностях ледниковых куполов. Ледники архипелага интенсивно сокращаются, и если наблюдающийся темп деградации сохранится, то оледенение Земли Франца-Иосифа через 300 лет может исчезнуть.

Земля Франца-Иосифа, острова которой (а всего их 192) имеют общую площадь 16 134 кв. км, расположена в Ледовитом океане. Основная часть арктической территории входит в состав Приморского Географически она поделена на 3 большие части: восточную, центральную и западную. Первая включает в себя острова Земля Вильчека (2 тыс. кв. км) и Грэам-Белл (1,7 тыс. кв. км). Они отделены от остальных Австрийским проливом. Наиболее крупная по количеству расположена в центральной части. Ее омывает Британский канал и Австрийский пролив. В состав западной области входит всего альянса - Земля Георга площадью 2,9 тыс. кв. км. Земля Франца-Иосифа в большей своей части имеет равнинную, платообразную поверхность. Её средняя высота достигает 400-490 м, а наивысшая точка - 620 м.

Обнаружение

Существование группы островов к востоку от Шпицбергена предрекал не один великий отечественный ученый: сначала Ломоносов, а следом за ним Шиллинг и Кропоткин. Причем последний в 1871 году представил в Русское географическое общество свой план экспедиции для их исследования, однако правительство отказалось выделить средства. Архипелаг Земля Франца-Иосифа был открыт лишь по воле случая. Это произошло, когда австро-венгерская экспедиция под началом Ю. Пайера и К. Вейпрехта отправились в 1872 г. на освоение Северо-Восточного прохода. Однако их судно оказалось зажато льдами, и постепенно оно относилось на запад от Новой Земли. В 1873 г., 30 августа, шхуна "Адмирал Тегетгофф" причалила к берегам неизвестной суши. В то же самое время Пайером и Вейпрехтом были обследованы её северная и южная окраины. До этого то, где находится Земля Франца-Иосифа, было никому не известно. В апреле 1874 г. Пайеру удалось достигнуть пункта с координатой 82°5" северной широты. Он же составил предварительную схему найденного архипелага. В то время исследователям казалось, что он состоит из ряда крупных участков. Открытая земля получила имя прославившегося Франца Иосифа I, австрийского императора.

Освоение

В 1873 г. Пайером и Вейпрехтом была исследована южная часть территории, а весной 1874-го они пересекли ее поперек с юга на север на ездовых нартах. Тогда же впервые была схематично изображена Земля Франца-Иосифа. Карта, как оказалось в дальнейшем, имела много погрешностей. В 1881-1882 гг. открытую территорию на яхте "Эйра" посетил шотландец Б. Л. Смит. А в 1895-1897 гг. английским географом Фредериком Джексоном было проведено множество важных обследований юго-западной, средней и южной частей альянса. Впоследствии оказалось, что группа состоит из намного большего числа островов, чем предполагалось. Однако они были менее значительны по размерам по сравнению с обозначениями на карте Пайера.

Примерно в этот же период времени северо-восточную и среднюю часть архипелага посетили Нансен и Йохансен. В июне 1896-го норвежец Нансен случайно обнаружил на о. Нортбрук зимовку Фредерика Джексона. Летом 1901-го юго-западные и южные берега островов посетил и провел их обследование вице-адмирал С. О. Макаров. В ходе работы был установлен примерный размер всей территории. Затем в 1901-1902 гг. исследовательские труды продолжали вести американские ученые Болдуин и Циглер. Вслед за ними с 1903 по 1905 гг. с целью добраться до полюса по льдам была организована новая экспедиция. Ею руководили Циглер и Фиал. В период с 1913-го по 1914-й в бухте Тихая у острова Гукера работу вела группа географов Г. Я. Седова. Летом 1914-го последние оставшиеся в живых члены экспедиции Брусилова - Альбанов и Конрад - сумели дойти до старой базы Джексона-Хармсворта. Она располагалась на мысе Флора о. Нортбрук. Там географы были спасены зашедшей шхуной "Святой Фока".

Присоединение к России и дальнейшее освоение

В 1914 г. в поисках группы Г. Я. Седова острова посетила экспедиция под началом Ислямова. Он же объявил местность частью территории России и поднял флаг. В 1929 г. в бухте Тихая о. Гукера советскими учеными была открыта первая научно-исследовательская станция. Благодаря ей Земля Франца-Иосифа с тех пор стала ежегодно принимать советские полярные экспедиции. В 50-х гг. ХХ столетия были реорганизованы подразделения ПВО. Одно из них приняла Земля Франца-Иосифа. Военная база находилась на о. Грэам-Белл. Здесь расположились 30-я отдельная радиолокационная рота и отдельная авиакомендатура. Последняя обслуживала ледовый аэродром. Но это не все стратегические объекты, которыми располагала Земля Франца-Иосифа. Остров Александры принимал 31-ю отдельную радиолокационную роту "Нугарская". Эти подразделения относились к самым северным войсковым частям Советского Союза. В начале 90-х гг. они были ликвидированы. В 2008 г. в ходе исследований на атомном ледоколе под названием "Ямал" была обнаружена отделившаяся от о. Нортбрук часть суши. В честь арктического капитана ей было присвоено имя Юрия Кучиева. 10 сентября 2012 г. экспедицией ААНИИ на атомном ледоколе "Россия" была открыта еще одна отделившаяся часть от о. Нортбрук.

Численность населения

На Земле Франца-Иосифа отсутствуют муниципальные образования и постоянно проживающие жители. Временный состав населения включает в себя пограничников ФСБ, сотрудников научно-исследовательских станций. Периодически здесь проживают также военнослужащие части ПВО. Они осуществляют противоракетную оборону северного направления России. По сообщениям прессы, в 2005 г. на территории острове Хейса было открыто самое крайнее отделение почты "Архангельск 163100". Время его работы должно было составлять всего 1 час, с 10 до 11 ч со вторника до пятницы. По данным на сентябрь 2013 г., под индексом 163100 числится почтовое отделение "Архангельск" (о. Хейса, Земля Франца-Иосифа). Его график работы - с 10 до 11 ч каждую среду.

Ледники

Ими покрыта большая часть поверхности архипелага (87%). Мощность варьируется от 100 до 500 м. Из спускающихся в море ледников впоследствии образуются айсберги. В большей степени обледенению подвержены восточная и юго-восточная части всей территории. Новые образования появляются лишь на самых вершинах ледниковых щитов. При этом по результатам проводимых исследований покров Земли Франца-Иосифа очень быстро сокращается. В случае если наблюдающийся темп его разрушения останется прежним, оледенение территории спустя 300 лет может навсегда исчезнуть.

Земля Франца-Иосифа. Горячо, холодно?

На группу островов распространяется типично арктический климат. Средняя годовая температура на о. Рудольфа достигает -12°C. В июле в бухте Тихая острова Гукера воздух прогревается до -1,2°C, а на о-ве Хейса, где расположена обсерватория им. Кренкеля (самая северная метеорологическая станция в мире), - до +1,6°C. Средняя температура в январе примерно -24°C, а самая низкая достигает отметки до -52°C. Максимальные порывы ветра - 40 м/сек. В зоне скопления ледниковых щитов выпадает в среднем от 250 до 550 мм осадков ежегодно.

Флора и фауна Арктики

В растительном покрове архипелага преобладают мхи и лишайники. Встречаются также крупки, камнеломки и полярный мак. Среди млекопитающих можно увидеть белого медведя. Реже попадается белый песец. В прибрежных водах обитают морж, белуха, нарвал, морской заяц и нерпа. Богаче представлены в фауне архипелага птицы - насчитывается всего 26 видов крылатых. Среди них чистики, обыкновенная моевка, кайры, белая чайка, люрики, бургомистр и др. Летом они образуют птичьи базары.

Туристические поездки на Северный полюс

Сколько стоит круиз на архипелаг Земля Франца-Иосифа? Туры в Арктику можно приобрести по стоимости 875 076 руб. ($ 24 995). Да, очень дорогое удовольствие! Путевка может включать путешествие с экспедиционной командой в заказник "Земля Франца-Иосифа". Несомненно, это один из самых необычных и люксовых вариантов отдыха. Экскурсионная программа предлагает своим гостям достигнуть "Вершины мира" - 90 градусов с. ш. на борту самого мощного в мире атомного ледокола "50 лет Победы". Покорение ледяных просторов завершается полярным барбекю на ледяном покрове, веселым "кругосветным" хороводом и купанием в Северном Ледовитом океане. На обратном пути путешественникам будут предложены вертолетные экскурсии на острова архипелага, невероятная панорама которых обязательно покорит своей красотой. В 540 милях до Северного полюса находится место обитания огромного количества тюленей, арктических птиц, моржей и белых медведей. В случае планирования подобной туристической поездки следует учитывать тот факт, что путешествие проходит в труднодоступной, малоизученной и отдаленной части земного шара. Как следствие, маршрут программы можно рассматривать лишь как общий, ознакомительный план экспедиции, поскольку под воздействием таких внешних факторов, как ледовая обстановка, погода и др. он может измениться. Как показывает десятилетняя практика, ни один экспедиционный тур в Арктику не повторяет в точности предыдущий. Природа Северного полюса вносит свои коррективы. В этом и заключается особенность и специфика экспедиционных круизов.

Общий план путешествия

День 1

Прибытие в г. Мурманск, посадка на ледокол. У причала в ожидании того, когда группа путешественников поднимется на борт, стоит самый мощный в мире атомный ледокол с лиричным названием "50 лет Победы". Спустя некоторое время судно покинет Большую землю и отправится навстречу новым впечатлениям, проходя мимо

День 2

В Баренцевом море. Неотъемлемая часть каждой экспедиции - подготовка пассажиров к особенностям необычного путешествия. Члены организационной команды ознакомят отдыхающих с правилами безопасности на борту судна и вертолета, а также расскажут обо всех нюансах, связанных с осуществлением высадки на берег в Арктике.

День 3-5

Прямой курс на Арктику. Три последующих насыщенных дня, проведенных на судне, познакомят пассажиров с интересными историческими фактами и удивительной природой этого края.

День 6

Прибытие на Северный полюс. На подходе к пункту назначения капитан медленными четкими маневрами подведет ледокол к заветной координате - 90° северной широты. После остановки судна отдыхающие спустятся на подходящую льдину и проведут уже ставший традиционным обряд "кругосветного шествия". Затем следует очередной интересный ритуал - путешественникам предложат написать записки, которые впоследствии помещают в металлические капсулы и погружают в пучину Северного Ледовитого океана.

День 7-9

Пункт назначения - Земля Франца-Иосифа. Несмотря на то что основная задача экспедиции уже выполнена, путешественников по-прежнему будет ожидать много интересных, впечатляющих событий. Хорошо сохранившиеся постройки позволяют отследить важнейшие исторические события, происходившие на архипелаге много лет тому назад. Среди них стоит отметить домик на о. Белл, построенный в 1881 г. участниками экспедиции Ли Смита, и развалины старого лагеря на о. Нортбрук. Именно там в 1896 г. произошла знаменательная встреча Нансена и Джексона. Также стоит посетить мыс Норвегия, где на протяжении долгих 7 месяцев вели совместную исследовательскую работу Нансен Ф. и Йохансен; почтить память ученого Г. Я. Седова, образ которого стал прототипом главного героя при создании романа "Два капитана" Каверина. Первозданные просторы Арктики и своеобразность пейзажей дарит своим гостям Земля Франца-Иосифа. Фото, сделанные в этой местности, неизменно поражают своей уникальностью и красотой. Ледники, напоминающие лунные кратеры, в сочетании с разноцветными коврами мхов и яркими цветами маков создают удивительную, непередаваемую атмосферу гармонии. Обязательной составляющей арктического ландшафта также являются многотысячные птичьи базары и лежбища моржей, заполняющие прибрежный горизонт архипелага Земля Франца-Иосифа. Фото на лоне полярной природы позволит запечатлеть уникальный момент в жизни и сохранить его в памяти на долгие годы.

День 10-11

В Баренцевом море. Самое время для возвращения в г. Мурманск. На обратном пути капитан пригласит путешественников на ужин в свои апартаменты. Там пассажиры смогут отдохнуть в интересной компании и послушать занимательные реальные истории о службе на ледоколе из первоисточника.

Что включено в общую стоимость тура

  • Путешествие на борту ледокола "50 лет Победы".
  • Плановые групповые экскурсии. В них входят все береговые поездки, посещения мест исторической значимости и другие мероприятия на вертолетах.
  • Экскурсии на зодиаках (по решению экспедиционного лидера в связи с ухудшением погодных условий могут быть отменены).
  • Программа лекций, подготовленная известными натуралистами и специалистами региона.
  • Четырехразовое питание (в том числе свежая выпечка на полдник); кофе и легкие закуски в течение дня; питьевая вода.
  • Резиновые сапоги в аренду на время круиза.
  • Информационные материалы для ознакомления и экспедиционный дневник с фотографиями на DVD.
  • Почтовые сборы и технические расходы.
  • Специальная куртка для экспедиции.
  • Медицинская страховка от несчастных случаев на борту судна.

Шхуна Admiral Tegetthoff под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера в 1872 году отправилась изучать возможность прокладки Северного морского пути, но летом следующего года их судно прибило льдами к берегам Новой Земли. Дрейфуя в западном направлении, команда причалила к незнакомым берегам, которые находились в 900 км от Северного полюса. Австрийские путешественники дали этой земле имя правившего в ту эпоху императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I. 1. Самая северная точка страны О существовании Земли Франца-Иосифа догадывался в свое время Ломоносов, но на его предположение не обратили особого внимания. Географ Петр Кропоткин высказал похожую гипотезу Русскому Географическому обществу в 1871 году, но денег на затратное исследование не нашлось. Российский флаг был поднят на Земле Франца-Иосифа только в 1914 году. Через 15 лет, в 1929 году, свое присутствие было закреплено, когда на острове Гукера заработала первая советская научно-исследовательская станция, куда ежегодно отправлялись полярные экспедиции. С тех пор на Земле Франца-Иосифа заканчивается Россия - мыс Флигели, что на острове Рудольф, считается самой северной точкой страны. 2. Гигантская северная область В состав Земли Франца-Иосифа входит 191 остров общей площадью 16 135 км², что практически равняется площади Кувейта (17 820 км²). Архипелаг, который на 85 % покрыт льдами, входит в состав Архангельской области - крупнейшего субъекта РФ в европейской части страны. Его площадь составляет 589 913 км², что превышает территорию Испании (504 782 км²) и Франции (547 030 км²). 3. Последнее пристанище Седова Сто лет назад, в 1913 году, экспедиция под командованием российского полярного исследователя Георгия Седова достигла Земли Франца-Иосифа на пути к полюсу. Корабль «Михаил Суворин» (до выхода из Архангельска назывался «Святой великомученик Фока») был вынужден перезимовать в бухте у острова Гукера, которую позже назовут Тихой. Условия были крайне тяжелыми: еды не хватало, помещение не отапливалось. Несмотря на болезнь, Седов отправился в сторону полюса вместе с двумя товарищами на собачьих упряжках. Через 18 дней, 20 февраля 1914 года, начальник экипажа умер возле острова Рудольфа. Там Седов был похоронен. Флаг, который великий исследователь хотел установить на Северном полюсе, был помещен в его могилу. Его верный пес Фрам остался сторожить хозяина. В этом же году на поиски Седова отправилась экспедиция Исхака Ислямова, в результате которой Земля Франца-Иосифа стала принадлежать России. 4. Суровые острова У природы не плохой погоды... Исключение составляет Земля Франца-Иосифа. Территория архипелага находится севернее 80 градуса северной широты. Соответственно, для него характерны полярный день и ночь. Полярная ночь в среднем здесь длится 125 суток, а день - 140. Зима на Земле Франца-Иосифа очень сурова. Во время нее буйствуют ветра, а температура достигает 25-30 градусов со знаком минус. Лето здесь тоже суровое. Только один месяц в году, в июле, температура может достигать положительных отметок. Под такими подразумевается +1-3° С. 5. Базарный день 55 тысяч птиц на одной скале - это не вымысел. На Рубини-Рок в бухте Тихая собирается крупнейший птичий базар в пределах архипелага. Скала, высота которой достигает 174 метров, напоминает птичью многоэтажку - разные виды пернатых селятся на разных уровнях. Здесь гнездятся толстоклювые кайры, моевки, люрики, чистики, бургомистры. Их жизнедеятельность способствует росту многочисленных мхов и лишайников, а также других растений, которых в общей сложности насчитывается больше 200 видов. 6. Память о женщинах Нансена Три острова на Земле Франца-Иосифа были названы в честь любимых женщин норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена. Во время своей знаменитой полярной экспедиции (1893-1896), целью которой было изучение Северного полюса, судно «Фрам» вынуждено было пристать к северо-восточным берегам архипелага на зимовку в 1895 году. В результате Нансен открыл группу островов архипелага Белая Земля, которым дал имена Ева, Лив и Аделаида. Позже выяснится, что первые два на самом деле составляют один остров, общей площадью 288 км². Во время советской экспедиции 1932 года было решено переименовать его, в результате чего остров получил нынешнее двойное название Ева-Лив. Евой звали жену Нансена. Она разделяла страсть мужа к зимним видам спорта и стала первой женщиной в Норвегии, которая осмелилась надеть брюки во время лыжной ходьбы, чем произвела фурор в обществе. В честь первой дочки был назван остров Лив (полуостров). Видимо, она оценила подарок отца и в ответ написала биографическую книгу о норвежском исследователе. Ну и конечно, Нансен не мог забыть о своей матери. Аделаиде Юханне Текле он посвятил третий остров, расположенный в 3,5 км от Ева-Лив. 7. Самое северное отделение Почты России 25 августа 2005 года Почта России на своем сайте скромно объявила о том, что открывает самое северное почтовое отделение мира «Архангельск 163100». Оно находится на острове Хейса, который был назван в честь американского исследователя и врача Айзека Хейса. Если верить сайту, почта работает один день в неделю: в среду с 10 до 11 часов. И что важно - без перерыва. Также на Земле Франца-Иосифа работает самая северная метеостанция в мире. 8. Букет из стран в архипелаге Острова и мысы на Земле Франца-Иосифа были названы не только в честь конкретных людей, но и в честь стран. Если рассмотреть карту архипелага внимательней, можно найти множество названий, отвечающим разным государствам мира. Например, пролив между островами Пайера и Грили был назван Американским во время экспедиции под руководством Энтони Фиалы 1903-1905 годов. Среди участников той американской экспедиции было много итальянцев. В честь своей родины они назвали пролив между островом Пайера и Джексона Итальянским. На острове Джексона имеется кусочек Норвегии - именно этой стране посвящено название одного из мысов. Когда исследователь Джексон узнал, что в этом месте Нансен провел зиму в примитивной хижине, в 1985 году он назвал мыс Норвегия. 9. Сборище металлолома Арктическая пустыня нуждается в генеральной уборке. Во время интенсивного освоения Арктики после Второй мировой войны территория архипелага была наводнена мусором. Большую долю среди мусора в Арктике составляют ржавые бочки из-под горюче-смазочных материалов. Правительство России зарезервировало на 2012-2013 годы около 1,5 миллиарда рублей для очистки Земли Франца-Иосифа от хлама. В прошлом году к масштабной уборке приступили на двух островах: Земля Александры и Гукера. Там было собрано и подготовлено к утилизации около 6 000 тонн отходов и 1700 тонн горюче-смазочных материалов. В данный момент идет экспедиция на Землю Францу-Иосифа, организованная при участии Национального географического общества. Читайте посты экспедиции и смотрите фотографии с Земли Франца-Иосифа