Где находится полуостров ямал п сабетта. Вакансии на Ямал СПГ. Работа вахтой на Сабетте. Аэропорт Сабетта: открытие

На днях на Ямале первый в мире танкер-ледокол загрузили сжиженным природным газом. На это событие прилетел президент России Владимир Путин. Все интересные факты, которые нужно знать о Сабетте и заводе Ямал-СПГ - в этом материале.

Откуда на Ямале «итальянское название» Сабетта?

Сабетта - это вахтовый поселок у Обской губы Карского моря на восточном берегу полуострова Ямал. Свое имя поселок получил по названию местного рода самоедов Сабе, проживавших в этом районе и занимающихся оленеводством. Само название полуострова Ямал тоже самоедского происхождения и означает «конец земли» - Я-мал.

Так выглядит Сабетта с высоты птичьего полета. Действительно - конец земли

Интересно, что первоначально, в названии поселка была одна буква Т - Сабета. Но во время перезапуска богатого газом региона и придания, планируемого к постройке морскому порту, международного значения, название европеизировали добавив вторую Т. Теперь поселок звучит немного по-итальянски, с оттяжечкой - Сабетта. Правда, сейчас есть версия, распространяемая, в том числе и Википедией, что поселок получил название от реки Сабетта-яха, впадающей в этом месте в Обскую губу. На ненецком языке сабетта обозначает женский головной убор.

Из стойбища ненцев в поселок Сабета (еще с одним Т в названии) стала превращаться в 1980 году, когда сюда высадились геологи Тамбейской нефтегазоразведочной экспедиции, дислоцировавшейся ранее в Лабытнанги. Но к 2002 году в поселке осталось всего 19 жителей, и поселок Сабета был упразднен в 2006 году.

Как они там вообще живут и работают?

Северное сияние скрашивает вечера сабеттцев
Сергей Неверов

Полуостров Ямал - это болотистая равнина. Строить можно только зимой. А зима на Ямале - десять месяцев в году, несколько из них - полярная ночь. Морозы в минус 50 градусов - привычное дело для вахтовиков. Больше проблем доставляет шквалистый ветер. Работают там исключительно по вахтам. По три недели. Общежития укомплектованы по высшему разряду. Неизбалованные дорогими курортами рабочие сравнивают свои номера с трех- четырехзвездочными отелями. Алкоголь по всему поселку под строжайшим запретом. Не причащают кагором даже в местной церкви. Замеченные в нетрезвом состоянии платят приличные штрафы с пятью нулями, а их работодатели - с шестью.

Развлечений в поселке мало, но работает интернет, и в социальных сетях есть несколько активных групп. Одна из них «Сабетта Супер! (Ямал СПГ)» в сети «ВКонтакте» имеет почти 20 тысяч подписчиков.

Питание очень приличное, но чтобы попасть в столовые, иногда приходится жестко отстаивать свое право. Контингент в подавляющем большинстве мужской, и вахтовики иногда по-мужски снимают напряжение. Среди развлечений также просмотр северного сияния и моржевание. Дружить с местной фауной настоятельно не рекомендуют. Белый медведь может попробовать на вкус просто из любопытства, а песцы, которые прогуливаются по поселку в поисках подачек, могут заразить бешенством.

Такое световое явление обычно для полярной зимы и искусственного света
Айрат Басареев

Храм Сабетты, где не причащают вином
Андрей Старостин

Моржевать в Сабетте можно прямо с моржами Алексей Иванов

Правда ли, что в Сабетту нельзя долететь посторонним?

В Сабетте отстроен и введен в эксплуатацию международный аэропорт. Из Москвы летает Red Wings, в Москву - АК «Ямал». Также есть рейсы из Нового Уренгоя и Салехарда. Официально на все эти рейсы билеты не продаются. Но подсесть к вахтам можно почти всегда, заранее договорившись с приглашающей стороной или с авиаперевозчиком.

Досмотр багажа в аэропорту Сабетта ведется на предмет ввозимого алкоголя. Любое количество и качество алкогольных напитков изымут службы безопасности. Отказаться от досмотра багажа можно, заплатив штраф в 50 тысяч рублей.

Международный аэропорт Сабетта
Андрей Старостин

Для чего Сабетте морской порт, да еще и международный?

Международный морской грузовой порт в Сабетте начали строить в 2012 году, уже в 2013-м он стал принимать грузовые суда. Окончательно морпорт был готов в этом году - к приходу первого и пока единственного в мире газовозного танкера ледокольного типа. Сам завод по сжижению природного газа достраивается на территории морского порта, чтобы жидкий газ можно было сразу закачивать в танкеры и отправлять по Северному Морскому пути. Первый танкер-ледокол отправится с СПГ прямиком в Китай.

«Кристоф Де Маржери» проходит сквозь 2,1-метровую толщу льда сам
Дмитрий Лобусов

Пробный коммерческий рейс танкер-ледокол Christophe de Margerie из Норвегии в Южную Корею по всему Северному Морскому пути прошел за 19 дней. Это на 30% быстрее, чем через Суэцкий канал. В этом главное преимущество Северного Морского пути (СМП). А еще СМП - самый короткий между Европейской частью России и Дальним Востоком - расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет чуть больше 14 тысяч км.

Емкости закачаны природным газом Ямал СПГ

Морской порт Сабетта на карте - совершенно новое географическое название, появившееся около нескольких лет назад, когда возникла необходимость освоения огромных месторождений нефти и газа на полуострове Ямал и доставки груза в порт Сабетта, а также для транспортировки углеводородов Северным морским путем. Порт назван так по имени рабочего поселка, в пяти километрах севернее которого он находится. Порт Сабетта на карте располагается в восточной части Ямала, на берегу 800-километровой Обской губы, выходящей в арктическое Карское море.

Официальная церемония начала строительства морского порта Сабетта состоялась 20 июля 2012 года, в рамках проекта «Ямал СПГ».

В качестве первоочередной задачи строители порта Сабетта должны были отстроить морские причалы, способные принимать любые грузы - от строительных материалов до оборудования. Для этого были проведены дноуглубительных работы и прорыты подходный и морской каналы, акватория порта глубиной свыше 15 метров. Эта задача была полностью решена, и уже в октябре 2013 году порт Сабетта открыл зимнюю навигацию и принял первые грузовые корабли.

Сейчас мощности порта Сабетта позволяют принимать грузы круглый год. В настоящее время заканчивается строительство второй очереди - терминалов для отгрузки сжиженного природного газа, который доставляется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

В дальнейшем из порта Сабетта планируются поставки нефти, природного газа и газового конденсата не только в страны Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, но также в страны Северной и Южной Америки. Следующим этапом работ будет строительство производства по переработке сжиженного природного газа (СПГ).

Активная разработка месторождений буквально преображает полуостров. Ранее в рабочем поселке находилось только несколько старых полуразвалившихся бараков, а сейчас поселок-порт Сабетта на фото представляет собой населенный пункт европейского типа.

В нем располагается несколько десятков новых общежитий, рассчитанных на проживание 17 тыс. человек. Есть своя столовая, отделение полиции и медицинский пункт. Построены гостиница, административно-бытовой комплекс со спортивными залами, оборудованными тренажерами. На фото порта Сабетта можно увидеть, что в нем есть собственная котельная и энергоцентр, станция пожарной охраны, теплый паркинг для автомобилей, складские помещения для ГСМ, продуктов питания и других необходимых товаров. Экологию поселка обеспечивают сооружения для канализации стоков и водоочистки.

Доставка груза в порт сабетта

В настоящее время наиболее востребованным и экономичным способом доставки груза в порт Сабетта является доставка автотранспортом по зимним дорогам - зимникам. Кроме того, в поселке-порту Сабетта находится действующий аэропорт, которому придан статус международного. При строительстве порта Сабетта предусмотрено строгое соблюдение международных экологических стандартов, при этом воздействие на природу стараются свести к минимуму.

Первым арктическим хабом в России является международный аэропорт Сабетта. Располагается он неподалеку от одноименного поселения в Ямало-Ненецком автономном округе. имеет стратегическое значение для развития нефтегазовой отрасли в регионе.

Расположение

Вахтовый поселок Сабетта располагается в непосредственной близости от аэропорта. Воздушная гавань же расположена на восточном берегу близ Обской губы, относящейся к Карскому морю.

Инфраструктура Ямальского района

Ямальский район является довольно сложным для освоения и разработки полезных ископаемых. Связано это не только с суровым климатом, но и с неразвитостью инфраструктуры. Одной из ключевых задач проекта «Ямал СПГ» является решение данной проблемы.

Ближайшим воздушно-транспортным узлом близ поселка Сабетта ранее был Он был открыт к концу 2012 года и полностью принадлежит компании «Газпром». На таком же расстоянии от поселка располагается и ближайшая железнодорожная станция «Карская». Поэтому проблема транспортной инфраструктуры серьезно тормозила разработку Южно-Тамбейского месторождения.

Аэропорт Сабетта (Ямал): строительство

Строительство воздушно-транспортного узла близ поселка Сабетта было масштабным проектом «Ямал СПГ». Данный проект предусматривает строительство транспортной инфраструктуры Южно-Тамбейского месторождения, являющегося одним из самых крупных в Ямало-Ненецком АО по запасам природного газа. Здесь также располагается завод, производящий сжиженный природный газ. Работы по строительству транспортной инфраструктуры были начаты в 2012 году, когда начали возводить аэропорт Сабетта. В этом же году началось строительство морского порта. Порт предназначен для навигации в течение всего года по В перспективе здесь будет локализован российский ледокольный флот.

Оператором арктических «воздушных ворот» является общество с ограниченной ответственностью «Международный аэропорт Сабетта», которым, в свою очередь, владеет предприятие «Ямал СПГ», реализующее проект освоения Южно-Тамбейского месторождения. Среди акционеров «Ямал СПГ»:

  1. Независимая российская компания «Новатэк» (является держателем 60 % акций).
  2. Французское нефтегазовое предприятие «Тотал» (20 % акций).
  3. Национальная нефтегазовая корпорация из Китая CNPC (20 % акций).

Общий объем инвестиций в реализацию проекта «Ямал СНГ», по предварительным оценкам, составил около 27 миллиардов долларов. За год объемы добычи природного газа достигают 30 миллиардов кубометров. Газ экспортируется преимущественно в сжиженном состоянии. Предполагаемый объем запасов сырья составляет около 492 миллиардов кубометров, а прочих жидких углеводородов - 14 миллионов тонн.

Строительство арктического хаба предполагало применение новейших технологий для возведения сооружений на вечномерзлых обводненных грунтах. Проект возведения двухэтажного здания аэровокзального комплекса был опубликован в конце 2013 года на интернет-портале «Новатэк». В начале 2014 года предприятие «Ямал СПГ» сообщило, что, по предварительным оценкам, объем инвестиций в строительство воздушно-транспортного узла составил 150 миллионов рублей.

Проект строительства комплекса предполагал два этапа работ. Первый включал в себя сооружение служебно-пассажирского терминала, расположенного на площади 36 × 42 м. На втором предусматривалось сооружение международного терминала на площади 36 × 36,5 м и здания для командно-диспетчерского пункта. Таким образом, оба терминала должны располагаться на площади 36 × 78,5 м. Изначально открытие первого арктического аэропорта планировалось на июнь 2015 года.

Проект аэродромного комплекса включал в себя сооружение ВПП, ангаров для авиатехники. Строительство взлетно-посадочной полосы завершилось к декабрю 2014 года.

В июле 2015-го руководство аэропорта получило сертификат соответствия для осуществления деятельности аэропорта. Также аэроузел был занесен в государственный реестр. 5 октября этого же года Межгосударственный авиационный комитет официально признал пригодность аэропорта для приема и отправки международных рейсов. А 24 декабря открылся пункт пропуска через государственную границу.

Аэропорт Сабетта: открытие

Несмотря на то что открытие хаба было запланировано на 2015 год, первый рейс был принят в 2014-м. 22 декабря в поселок Сабетта прилетел первый самолет. Им был "Боинг 737" отечественного перевозчика "ЮТэйр". Рейс носил преимущественно технический характер. Прием воздушных судов и обслуживание пассажирских авиарейсов началось 2 февраля 2015-го. Для международных авиаперелетов аэропорт открылся 29 июля того же года. Причиной тому послужило распоряжение российского правительства, а также установка грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу. Первый международный рейс состоялся ночью 4 марта 2016 года, который выполнялся по маршруту «Пекин - Сабетта - Москва». Воздушное судно прибыло из китайской столицы и доставило в Сабетту (Ямальский район) четырех пассажиров, после чего отправилось в Москву.

Характеристики ВПП

Аэропорт Сабетта имеет взлетно-посадочную полосу, выполненную из железобетона, которая полностью соответствует требованиям первой категории ИКАО. Размеры полосы составляют 2704 м в длину и 46 м по ширине.

Принимаемые типы воздушных судов

Арктический хаб может осуществлять прием и отправку авиалайнеров следующих типов:

  • "Ил-76".
  • "Аэробус А-320".
  • "Боинг 737-300".
  • "Боинг 767-200".

Также он способен принимать самолеты с более легкой взлетной массой и все типы вертолетов.

Авиакомпании, рейсы

В настоящее время аэропорт Сабетта занимается обслуживанием регулярных вахтовых пассажирских авиарейсов, которые выполняются отечественными компаниями "ЮТэйр" и "Ямал".

"ЮТэйр" выполняет рейсы из Сабетты в Москву (аэропорт Внуково), Новый Уренгой и Самару. Авиаперевозчик "Ямал" осуществляет рейсы в Москву (аэропорт Домодедово) и Новый Уренгой.

Таким образом, арктический аэропорт Сабетта имеет важное стратегическое общегосударственное значение. Он был построен в рамках проекта «Ямал СПГ», призванного улучшить транспортную инфраструктуру Южно-Тамбейского месторождения природного газа. Возведение хаба начиналось практически с нуля в 2012 году и завершилось к концу 2014-го. В. В. Путин отмечает, что финансирование проекта осуществляется за счет частных и государственных средств. Генеральный директор авиакомпании "ЮТэйр" А. Мартиросов считает, что открытие аэропорта повысит уровень транспортной доступности полуострова Ямал и станет толчком к освоению северо-запада Сибири. Поселок Сабетта фактически стал крупнейшим международным воздушно-транспортным узлом в Ямало-Ненецком АО.

О САБЕТТЕ

Сабетта – вахтовый поселок, расположенный на восточном берегу полуострова Ямал (ЯНАО) у Обской губы Карского моря, – опорный пункт проекта «Ямал СПГ».

Название поселка является производным от названия реки Сабетта-яха - в переводе с ненецкого «река в шапке». Однако существует еще несколько версий происхождения названия: от переделанного на ненецкий язык названия существовавшей здесь фактории «Советская» до имени рода Сабе - самоедов (ненцев), живших в этом районе.

В советское время поселок был базой геологов. Сотрудники Тамбейской экспедиции высадились в Сабетте в начале 1980-х. Тогда в поселке было лишь несколько деревянных строений, характерных для обычных северных поселков конца XX века. Таких тогда много было. Несколько десятков геологов занимались разведкой, бурили скважины, проводили исследования.

В Сабетте нет выходных и праздничных дней, каждый день - рабочий. Но, как и везде, на Новый год здесь традиционно на главной площади устанавливается большая праздничная елка, а в первое воскресенье сентября проходит концерт в честь профессионального праздника нефтяников и газовиков. В сентябре 2016 года в поселке появился православный храм, который лично освятил патриарх Кирилл.

В ходе реализации проекта «Ямал СПГ» в поселке была создана вся необходимая инфраструктура для проживания строителей, возведены вспомогательные объекты комплекса жизнеобеспечения: котельная, четыре столовые, кафе, больница, бани, большой спорткомплекс, административно-бытовой комплекс, гостиница, магазины, канализационные и водоочистные сооружения, склады хранения продовольствия.

САБЕТТА

АЭРОПОРТ

Международный аэропорт на такой широте был построен в российской практике впервые. При проектировании взлетно-посадочной полосы и комплекса зданий аэропорта учитывались сложные природно-климатические условия в районе Сабетты: вечная мерзлота, заболоченность, озера, реки. В таких климатических условиях в качестве покрытия взлетно-посадочной полосы использовались предварительно напряженные аэродромные плиты.

4 декабря 2014 года состоялся первый рейс – технический, по итогам которого аэропорт получил сертификат годности аэродрома и свидетельство о государственной регистрации.

В январе 2015 года аэропорт Сабетта получил сертификаты соответствия по направлениям: авиационная безопасность, аэродромное обеспечение полетов, штурманское обеспечение, обеспечение обслуживания пассажиров и багажа при внутренних воздушных перевозках.

2 февраля 2015 года аэропорт Сабетта принял первый пассажирский рейс. Организовано регулярное сообщение с пятью городами России.

В 2016 году аэропорт Сабетта начал принимать международные рейсы.

26 мая 2017 года международный аэропорт проекта «Ямал СПГ» получил «географический паспорт».

Аэропортовый комплекс включает в себя аэродром I категории ИКАО, взлетно-посадочную полосу 2704 м х 46 м, ангары для авиатехники, служебно-пассажирское здание, в том числе международный сектор. Аэропорт может принимать самолеты различных типов ИЛ-76, А-320, Boeing-737-300, 600, 700, 800, Boeing-767-200, а также вертолеты МИ-26, МИ-8. Оператором аэропорта является 100% дочернее предприятие ОАО «Ямал СПГ» – ООО «Международный аэропорт Сабетта».

За время эксплуатации аэропорта было перевезено более 490 тысяч пассажиров и почти 6 тысяч тонн срочных грузов.

20 июля 2012 года состоялась торжественная закладка морского порта, расположенного в 5 км к северо-востоку от посёлка. В октябре 2013 года первые грузовые суда пришвартовались к причалу порта. 25 июля 2014 года морской порт Сабетта внесен в реестр морских портов Российской Федерации.

В марте на трассе Северного морского пути лед достигает максимальной толщины. Доставлять грузы в Сабетту по тяжелому льду помогают атомные и дизельные ледоколы. Благодаря проекту «Ямал СПГ» грузопоток по Северному морскому пути увеличился вдвое. С начала активного строительства проекта (с 2012 года) доставка строительных материалов и оборудования осуществляется на круглогодичной основе, в зимний период используется ледокольная поддержка.

Морской порт Сабетта – ключевая точка роста в развитии Северного морского пути. Всего в порт с 2012 года было доставлено более 13 млн тонн грузов.

МОРСКОЙ ПОРТ

В июне 2014 года было начато строительство первых двух (из четырех) резервуаров хранения СПГ. В условиях вечной мерзлоты каждый резервуар построен на основании из 948 свай глубиной 24 метра, рядом с каждой из которых установлен термостабилизатор. Бетонные стены резервуаров высотой более 50 метров были возведены в короткие сроки, всего за 21 день.

Диаметр одного резервуара 80 метров, рассчитан на хранение 160 тыс. куб. м газа при температуре -163 градуса. Для сравнения - в резервуаре может поместиться два самолета типа Airbus 380, уставленные друг на друга.

Сейчас все четыре резервуара построены и прошли гидроиспытания. На двух первых резервуарах установлены главные платформы насосного оборудования.

РЕЗЕРВУАРЫ

ЗАВОД СПГ

Завод СПГ мощностью около 16,5 млн тонн СПГ строится непосредственно на Южно-Тамбейском месторождении на берегу Обской губы.

В строительстве используется модульный принцип монтажа, что значительно сокращает затраты на строительство в условиях Арктики и оптимизирует график реализации проекта. Производственный комплекс будет включать три технологические линии сжижения газа производительностью 5,5 млн тонн в год каждая. Первую очередь планируется запустить в 2017 году.

В условиях низких среднегодовых температур в Арктике требуется меньшее количество удельной энергии на сжижение газа, что позволяет достичь более высоких объемов производства СПГ по сравнению с проектами, расположенными в южных широтах и использующими аналогичное оборудование.

После запуска завода углеводородная смесь из скважин будет поступать по газосборным сетям на единый интегрированный комплекс подготовки и сжижения природного газа.

На входных сооружениях комплекса будет происходить сепарация – отделение от газа механических примесей, воды, метанола и конденсата. В составе входных сооружений предусмотрены установки регенерации метанола и стабилизации конденсата.

Отсепарированный газ будет поступать на технологические линии сжижения и последовательно проходить очистку от кислых газов и следов метанола, осушку и удаление ртути, извлечение фракций этана, пропана и более тяжелых углеводородов. Далее очищенный газ будет поступать на предварительное охлаждение и сжижение. СПГ будет подаваться на хранение в специальные изотермические резервуары закрытого типа.

Интегрированный комплекс также будет включать установки фракционирования сжиженных углеводородных газов, парки хранения стабильного конденсата и хладагентов, электростанцию мощностью 376 МВт, общезаводские инженерные системы и факельные установки.

БУРЕНИЕ

В начале 2013 года начато бурение эксплуатационных скважин на Южно-Тамбейском месторождении. Эксплуатационное бурение ведется с использованием передовых технологий. Проект разработки месторождения предусматривает бурение более 200 наклонно направленных эксплуатационных скважин с горизонтальным окончанием с 19 кустовых площадок.

Специально для проекта были разработаны и изготовлены буровые установки «АРКТИКА». Установки предназначены для работы в сложных природно-климатических условиях Ямала, они полностью защищены от ветров и низких температур, что обеспечивает комфортные условия труда для персонала и непрерывность бурения в течение года.

Ресурсной базой для реализации Проекта «Ямал СПГ» является Южно-Тамбейское месторождение, открытое в 1974 году и расположенное на северо-востоке полуострова Ямал. Лицензия на освоение Южно-Тамбейского месторождения действительна до 31.12.2045 года и принадлежит ОАО «Ямал СПГ».

Доказанные и вероятные запасы Южно-Тамбейского месторождения по стандартам PRMS на 31.12.2014 г. составляют 926 млрд куб. м газа. Потенциальный уровень добычи газа для обеспечения потребностей завода СПГ превышает 27 млрд куб. м в год.

ТАНКЕР ARC7

26 августа 2016 были начаты ходовые испытания СПГ-танкера Arc7 в водах между побережьем Южной Кореи и островом Цусима. Впервые все судовое оборудование было протестировано в реальных эксплуатационных условиях. Ходовые качества судна полностью подтверждены.

Первый танкер назван «Кристоф де Маржери». Танкер Arc7 – это высокотехнологичный газовоз СПГ высшего ледового класса, специально разработанный с учетом потребностей проекта «Ямал СПГ». Дизайн газовоза, трехтопливная дизель-электрическая энергетическая установка, пропульсивный комплекс, состоящий из трех винторулевых колонок типа Azipod, конструктивные особенности корпуса и механизмов в арктическом исполнении (ледовый класс Arc7 по классификации РМРС и комплекс оборудования для работы в условиях низких температур до –52 °C) – все это дает судну серьезные конкурентные преимущества и делает его уникальным.

«Кристоф де Маржери» был построен в кратчайшие сроки судостроительной верфью DSME (Южная Корея), являющейся одним из лидеров в области мирового судостроения. В разработке и реализации проекта участвовали ведущие российские и зарубежные научно-исследовательские организации.

В конце марта 2017 года танкер ледового класса Arc7 прибыл в порт Сабетта. За церемонией швартовки по прямой линии из Архангельска наблюдал Президент РФ Владимир Путин. «Если мы будем действовать в таком же ключе и такими же темпами, что для меня даже, честно говоря, несколько удивительно, то, конечно, Россия, без всяких сомнений, не только может стать, но и станет крупнейшим производителем сжиженного природного газа в мире. У нас есть все основания так считать, так думать и добиваться этого результата».

Владимир Путин также поблагодарил иностранных партнеров проекта «Ямал СПГ». «Они верят в этот проект, активно в нем участвуют, поддерживают и технологически, и финансово. Это очень важно, если иметь в виду, что на мировых энергетических рынках сейчас не самая лучшая погода, но мы исходим из того, что потребности в энергоресурсах будут возрастать. Мы работаем на перспективу», – подчеркнул глава государства.

Президент отметил, что прибывшее сегодня в порт судно названо в честь ушедшего из жизни «нашего большого друга, бывшего главы компании Total Кристофа де Маржери»: «Это очень символично, это будет закреплять наши отношения даже на таком духовном уровне». Кристоф де Маржери с 2007 года руководил Total. В октябре 2014 года он погиб в авиакатастрофе во Внуково.

Трудиться на Крайнем Севере дело нелегкое. Работать приходится в сложных климатических условиях: экстремальные температуры, постоянные ветра, и горы снега. Все это знакомо жителям поселка Сабетта, что трудятся на строительстве завода «Ямал СПГ». Масштабную стройку мы показывали уже не раз, а вот как налажен быт и досуг работников?

Одна из трудовых смен подошла к концу, и те, кто отработал, спешат поскорее в общежитие. Здесь еще морозно, к вечеру на улице до минус двадцати, и полным-полно снега. В этой белой пустыне оранжево-синий поселок выглядит как яркое пятно. А вот и магазинчик, тоже оформлен в такие цвета. Вечером здесь многолюдно. Впрочем, посетителей всегда хватает.


Здесь хоть и тесно, но ассортимент товара радует глаз. Продукты в поселок большими партиями завозят по воде, а в магазин доставляют через день. Лакомства и питьевая вода, вот что самое востребованное у местных покупателей.



«Сладостей здесь не хватает. Я тут очень долго - порядка 4 месяцев, и могу сказать, что тянет на вкусное. Цены, конечно, отличаются от тех, что на «земле», а вот по ассортименту - все отлично», - рассказывает Денис Харченко.

Продавец Юлия работает здесь вахтовым методом уже два года. Приехала на Сабетту из Омска. Трудятся с напарницами практически без отдыха. Но работу свою любят. В лицо узнают почти каждого, помнят и гастрономические предпочтения своих покупателей.

«Всем же хочется чего-то вкусненького, представьте - постоянно в столовой питаться, не хочется же. Кто-то сам готовит. Много покупают куры, вот сейчас мы торгуем овощами. Много берут овощей - постоянно просят, а мы заказываем. Возят мужики с собой мультиварки - и готовят», - делится продавец Юлия Парахуда.


Дом-работа, работа-дом. Жизнь в рабочем поселке разнообразием не радует. Но для трудяг здесь постарались сделать все максимально комфортным. Удобные общежития, просторные столовые, а для досуга - большой спортивный зал. Те, у кого после работы еще остались силы, могут пойти в тренажерный зал или погонять мяч. Условия жизни для людей здесь достойные.



Поселок на 15 тысяч жителей посреди снежной пустыни - еще одно доказательство того, что люди в нашей стране не только масштабно мыслят, но и дела поднимают большие. Стройка века - именно так сейчас можно назвать завод “Ямал СПГ”. Ну, а все эти люди, - только песчинки масштабного проекта. Арктику выстроить нельзя, а вот созидать, - с её разрешения - можно.