Тайна Николая Гумилёва. Николай Степанович Гумилёв. Поэт, путешественник, воин Экспедиции николая гумилева

Поэт Николай Гумилев бывал в Африке неоднократно. И как путешественник, и как руководитель экспедиции. Он посетил Египет, Французский берег Сомали, но главной его целью была Абиссиния.

Когда именно поэт Николай Гумилев побывал впервые в Египте — вопрос дискуссионный. То ли в 1907 году, то ли в 1908. «Версии 1908 года» придерживалась А. А. Ахматова, что было решающим аргументом для многих исследователей и биографов Гумилева. Сам же Гумилев отнюдь не опровергал факт своего путешествия в Египет в 1907 году, хотя и не подтверждал его.

Поэт долго мечтал о поездке в Африку, но его отец был против. Он утверждал, что не даст Николаю ни денег, ни благословения на такое «экстравагантное путешествие» до окончания университета. С 1906 года Николай Гумилев жил в Париже: слушал лекции по французской литературе в Сорбонне. Он сумел сэкономить нужные для поездки средства из денег, которые ему высылали родители.

Незадолго до поездки он сделал предложение руки и сердца Анне Горенко, которая вскоре станет известной поэтессой Анной Ахматовой, и получил отказ. Возможно, этот отказ тоже повлиял на решение 21-летнего Николая отправиться в Африку — таким образом он хотел доказать возлюбленной, что достоин быть рядом с ней.

Информации о поездке 1907 года крайне мало. От родителей путешествие тщательно скрывалось. Якобы, предусмотрительный Николай заранее написал родным несколько писем, и друзья отправляли их в Россию каждые десять дней.

2 Вторая поездка. Египет

О поездке Гумилева в Египет в 1908 году можно говорить с большей уверенностью. Утром 10 сентября 1908 года он приехал в Одессу и в тот же день на пароходе Русского общества пароходов и торговли «Россия» отправился в Синоп. Там пробыл 4 дня в карантине. Дальше — в Константинополь.

1 октября Гумилев прибыл в Александрию, 3-го — в Каир. Он осматривал достопримечательности, посетил Эзбекие, купался в Ниле. Из Египта Николай Гумилев писал В. Я. Брюсову: «Дорогой Валерий Яковлевич, я не мог не вспомнить Вас, находясь «близ медлительного Нила, там, где озеро Мерида, в царстве пламенного Ра». Но увы! Мне не удается поехать в глубь страны, как я мечтал. Посмотрю сфинкса, полежу на камнях Мемфиса, а потом поеду не знаю куда, но только не в Рим. Может быть, в Палестину или Малую Азию».

Но на путешествие в Палестину и Малую Азию у поэта не хватило денег. И он отправился на родину.

3 Третья поездка. Французский берег Сомали

30 ноября 1909 года Гумилев снова отправился в путешествие. 1 декабря он прибыл в Одессу. Оттуда морем в Варну, Константинополь, а затем — в Александрию. 12 декабря Гумилев был в Каире, 16 декабря — в Порт-Саиде, 19−20 декабря — в Джедде, а 22−23 декабря — в Джибути. Из Джибути 24 декабря Гумилев выехал на мулах в Харар. В дороге он охотился на зверей.

В письме В. И. Иванову поэт писал: «Я прекрасно доехал до Джибути и завтра еду дальше. Постараюсь попасть в Аддис-Абебу, устраивая по дороге эскапады. Здесь уже настоящая Африка. Жара, голые негры, ручные обезьяны. Я совсем утешен и чувствую себя прекрасно. Приветствую отсюда Академию Стиха. Сейчас пойду купаться, благо акулы здесь редки».

А Брюсову Гумилев писал уже из Харара: «Вчера сделал двенадцать часов (70 километров) на муле, сегодня мне предстоит ехать еще восемь часов (50 километров), чтобы найти леопардов. Так как княжество Харар находится на горе, здесь не так жарко, как было в Дире-Дауа, откуда я приехал. Здесь только один отель и цены, конечно, страшные. Но сегодня ночью мне предстоит спать на воздухе, если вообще придется спать, потому что леопарды показываются обыкновенно ночью. Здесь есть и львы, и слоны, но они редки, как у нас лоси, и надо надеяться на свое счастье, чтобы найти их». До Аддис-Абебы тогда Гумилев не добрался, из Харара он отправился в обратный путь.

4 Четвертая поездка. Абиссиния

Осенью 1910 года Николай Гумилев снова отправился в Африку. 12 октября он прибыл в Каир, 13 октября — в Порт-Саид, 25 октября — в Джибути. На следующий день после прибытия в Джибути Гумилев поехал по узкоколейке в Дире-Дауа. Оттуда Гумилев намеревался все-таки попасть в Аддис-Абебу. Железная дорога дальше не шла, ее только начали строить. Путь снова лежал в Харар, снова на муле.

В Хараре дни шли за днями, а Гумилеву все не удавалось найти караван, с которым можно было отправиться в Аддис-Абебу. Только в конце ноября представился случай уехать на муле с большим караваном, идущим в столицу страны.

Пройдя пустыню Черчер, Гумилев достиг Аддис-Абебы. Поселился в «Hotel d’Imperatrisse», потом переехал в «Hotel Terrasse». Там его обокрали. Аддис-Абеба была совсем молодым городом. В центре стояло несколько европейских двух- и трехэтажных домов, окруженных хижинами с тростниковыми крышами. На холме возвышался дворец негуса. Целыми днями Гумилев бродил по улицам, наблюдая местную жизнь.

Гумилев был с визитом у русского миссионера в Абиссинии — Бориса Александровича Черемзина, потом, подружившись с ним, несколько раз бывал у него. Вместе с Черемзиным 25 декабря Гумилев присутствовал на парадном обеде во дворце негуса в честь наследника абиссинского императора Лидж-Ясу.

Из Аддис-Абебы в Джибути Гумилев опять шел через пустыню и с местным поэтом ато-Иосифом собирал абиссинские песни и предметы быта. В конце февраля 1911 года из Джибути на пароходе через Александрию, Константинополь, Одессу Гумилев отправился в Россию. Он был болен сильнейшей африканской лихорадкой.

5 Пятая поездка. Абиссиния

Самая известная поездка Гумилева в Африку состоялась в 1913 году. Она была хорошо организована и согласована с Академией наук. Сначала Гумилев хотел пересечь Данакильскую пустыню, изучить малоизвестные племена и попытаться их цивилизовать, но Академия отклонила этот маршрут как дорогостоящий, и поэт вынужден был предложить новый маршрут: «Я должен был отправиться в порт Джибути в Баб-эль-Мандебском проливе, оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг, в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования; делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды. Кроме того, мне предоставлялось право собирать зоологические коллекции». Вместе с Гумилевым в качестве фотографа в Африку поехал его племянник Николай Сверчков.

Сначала Гумилев отправился в Одессу, затем в Константинополь. Там он познакомился с турецким консулом Мозар-беем, ехавшим в Харар; путь они продолжили вместе. Они направились в Египет, оттуда — в Джибути. Путники должны были отправиться вглубь страны по железной дороге, но через 260 км поезд остановился из-за того, что дожди размыли путь. Большая часть пассажиров вернулась, но Гумилев, Сверчков и Мозар-бей выпросили у рабочих дрезину и проехали 80 км поврежденного пути на ней. Из Дире-Дауа поэт отправился караваном в Харар.


Улица в Джибути. Фото из коллекции Кунсткамеры

В Хараре Гумилев купил мулов. Там же он познакомился с расом Тэфэри, губернатором Харара, который впоследствии стал императором Хайле Селассие I. Из Харара путь лежал через малоизученные земли галла в селение Шейх-Гуссейн. По пути пришлось переправляться через быстроводную реку Уаби, где Николая Сверчкова чуть не утащил крокодил. Вскоре начались проблемы с провизией. Гумилев вынужден был охотиться для добычи пропитания. Когда цель была достигнута, вождь и духовный наставник Шейх-Гуссейна Аба-Муда прислал экспедиции провизию и тепло принял ее. Записав житие Шейх-Гуссейна, экспедиция двинулась в город Гинир. Пополнив коллекцию и набрав в Гинире воды, путешественники пошли на запад, в тяжелейший путь к деревне Матакуа.


Абиссинская церковь и строящаяся колокольня в Хараре. Фото из коллекции Кунсткамеры

Затем, 26 июля, африканский дневник Гумилева прерывается. 11 августа экспедиция дошла в долину Дера. Затем Гумилев благополучно добрался до Харара и в середине августа уже был в Джибути, но из-за финансовых трудностей застрял там на три недели. В Россию он вернулся 1 сентября.


Археолог-любитель Константин Севенард утверждает, что Поморье - родина ариев, а Таджикистан - легендарная Шамбала

В тайну таинственной Голубиной (Каменной) книги, которую якобы видели еще Михайло Ломоносов и Николай Гумилев, проник депутат Государственной думы 3-го созыва, а ныне петербургский бизнесмен Константин Севенард. На собственные средства он организовал экспедицию на русский Север для изучения древних рукотворных курганов. «Материал, собранный в этом и прошлых годах, может в корне изменить взгляд на историю мира», - уверен г-н Севенард. Действительно, на пресс-конференции, состоявшейся по поводу окончания экспедиции, было сделано несколько сенсационных заявлений, идущих вразрез с общепринятыми историческими знаниями.

О Каменной книге упоминают различные древние источники, как рукописные, так и устные. Причем источники вполне исторические - такие как Апокалипсис, «Слово св. Иоанна Богословца о пришествии Господни», «Житие преподобного Авраамия Смоленского». По мнению историка Александра Афанасьева, «из числа духовных песен, сбереженных русским народом, наиболее важное значение принадлежит стиху о Голубиной книге, в котором что ни строка - то драгоценный намек на древнее мифическое представление» об окружающем мире, населяющих его людях, зверях и птицах. «Стих о Книге Голубиной» сохранился до наших дней в более чем 20 вариантах, в которых с некоторыми разночтениями рассказывается, как «восходила туча сильная, грозная, выпадала книга Голубиная, и не малая, не великая. Длины книга 40 сажень: поперечины 20 сажень. Ко той книге ко Божественной сходилися, съезжалися 40 царей со царевичем, 40 князей со князевичем, 40 попов, 40 дьяконов, много народу. Никто так к книге не приступится, никто ко Божьей не пришатнется. Приходил ко книге премудрый царь Давид. До Божьей до книги он доступается, перед ним книга разгибается, все Божественное писание ему объявляется».

Главная часть стиха заключается в ответе на вопросы "отчего зачался у нас белый свет, отчего зачалось солнце красное, отчего взяты телеса наши, отчего у нас в земле цари пошли, которая земля землям мати, которая церковь над церквами мати, который у нас камень каменьям отец, который зверь всем зверям отец", составляющие сущность космогонических представлений древних людей.

Константин Севенард уверен, что Каменная (Голубиная) книга существует не только в преданиях и легендах. По его предположению, эту таинственную книгу видел в молодости Михайло Ломоносов, «чем объясняется его легендарная карьера и тот факт, что все дальнейшие исследования шли в ключе текстов Каменной книги - две северные экспедиции, профинансированные из царской казны, поиск философского камня». Севенард настаивает, что поэт Серебряного века Николай Гумилев, путешествуя в 1904 году по русскому Северу, также видел ее в районе города Беломорска в одной из глубоких лощин в туманном устье реки Индель в виде высеченных в каменном склоне иероглифов. Отсюда, по словам Константина Севенарда, идет ее название - Каменная книга. Другое название книги - Голубиная - происходит от изображенных в контексте книги чаек, которых древние славяне приняли за голубей.

С докладом о северной экспедиции и обнаруженной Каменной книге 18-летнего Николая Гумилева принимал у себя император Николай Второй, который отнесся к находке с чрезвычайной серьезностью, поэтому дальнейшие исследования Гумилева, а также его обучение в Царскосельском лицее финансировались из царской казны. Следуя текстам Каменной книги, Гумилев организует экспедицию на Кузовской архипелаг, где вскрывает древнюю гробницу, в которой находит уникальный гребень из золота 1000-й пробы (такой чистоты золота не удается достичь до сих пор). Известно, что на гребне, который получил название «Гиперборейский», была изображена девушка в облегающей тунике, сидящая на спинах двух несущих ее дельфинов.

По легенде, этот гребень великий князь Сергей Михайлович преподнес по просьбе императора Николая Второго балерине Матильде Кшесинской. «Есть все основания полагать, следуя семейным преданиям, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге», - говорит Константин Севенард, который считает себя потомком Кшесинской. Косвенным доказательством является тот факт, что после Октябрьской революции 1917 года большевики в поисках уникального гребня одним из первых захватили именно этот особняк, а американские масоны предлагали самой Кшесинской продать гребень за 4,5 миллиона золотых рублей. Более того, Севенард, изучив все дневники и письма балерины, утверждает, что Кшесинская считала «Гиперборейский гребень» своеобразным катализатором революции.

Исследователь русского Севера вспоминает, что еще в его бытность депутатом Госдумы он ознакомился с дневниковыми записями Николая Гумилева и с отчетом о той давней экспедиции, опубликованном в 1911 году колоссальным тиражом в 20 тысяч экземпляров. Несмотря на такое массовое издание, практически весь тираж был впоследствии уничтожен, то же произошло и с дневниками. Но, как известно, рукописи не горят, и очевидно, что какие-то экземпляры брошюры и сам дневник все-таки сохранились в недрах спецхрана. К сожалению, Константин Севенард был так увлечен содержанием этих первоисточников, что не обратил внимания на наличие на них каких бы то ни было архивных или библиотечных шифров, указывающих на принадлежность к государственному или ведомственному архиву (спустя сутки исследователь, правда, припомнил, что на форзаце брошюры стоял экслибрис "Частная библиотека Городецкой"). Тем не менее, он обратил внимание, что в творчестве Николая Гумилева нет даже стихов, посвященных Каменной (Голубиной) книге, хотя в его дневниках встречается упоминание о том, что трещины между иероглифами, которыми написана Каменная книга, поросли цветами. Самое интересное, что практически у всех поэтов Серебряного века (Николай Заболоцкий, Константин Бальмонт, Осип Мандельштам, Андрей Белый) присутствует образ «цветочной книги», «написанной рукой судеб могучей», в которой содержится «все правда сокровенная земли».

Зато в биографии поэта, по мнению Севенарда, «имеется столько белых пятен, что создается впечатление, что кто-то тщательно и последовательно вычищал сведения о целых периодах его жизни». Даже расстрел Гумилева в 1921 году исследователь связывает с тайными знаниями, которыми наделила поэта Каменная книга и к которым, по его словам, очень неравнодушны вездесущие масоны.

В наскальной Голубиной книге Гумилев якобы прочитал некие откровения об устройстве мира, физическом и духовном взаимодействии всего живого на планете, которую более 100 тысяч лет назад населяли представители совсем другой цивилизации, погибшей из-за изнурительной гражданской войны. Конфликт разгорелся между виками, познавшими тайну философского камня и обладавшими правом на вечную жизнь, и ариями, лишенными этой привилегии. После окончания войны и гибели королевы Моб предводитель повстанцев Феб увел оставшихся в живых ариев на юг в район современного Таджикистана. Константин Севенард убежден, что термин «викинг» появился лишь в начале 20 века после публикации текста Каменной книги в переводе Николая Гумилева.

Изучив дневники Гумилева и его перевод Голубиной книги, Константин Севенард пришел к открытию, что именно в Таджикистане, а не на Тибете, находится вход в легендарную Шамбалу, а напротив входа существуют изображения гигантского сфинкса, затопленные в настоящее время водохранилищем Нурекской ГЭС. Кстати сказать, Севенард, будучи профессиональным инженером-гидротехником, убежден, что высота плотины была специально завышена на несколько десятков метров, чтобы надежнее скрыть мифический переход в параллельную цивилизацию.

Приоткрыл завесу тайны путешественник и над "голубиными" иероглифами, которыми якобы написана книга. Их нельзя отнести ни к одной из известных древних и современных письменностей. По словам Константина Севенарда, это был специальный искусственный язык, не имевший фонетического звучания. Для облегчения прочтения автор книги Феб оставил потомкам каменный же словарь символов, в котором иероглифам, обозначавшим, например звезды, солнце, человека, чайку или же дракона, соответствовало "пояснительное" изображение. Якобы именно этот словарь и помог молодому поэту Гумилеву расшифровать письмена Голубиной книги.

В 2003 - 2005 годах под руководством Константина Севенарда, желающего докопаться до истины, состоялась серия экспедиций, повторяющая «северный путь» Николая Гумилева. Задачей этих любительских исследований стал поиск сооружений и следов, связанных с событиями, описанными в Каменной книге. Руководитель экспедиции убежден, что в настоящее время Каменная книга находится на дне водохранилища Беломорской ГЭС.

В результате этих экспедиций были исследованы древние рукотворные курганы. Из текстов переведенной Гумилевым Каменной книги следует, что «Фэб похоронил на острове, который по описанию совпадает с островом Немецкий кузов, под двумя огромными курганами своих сына и дочь, а напротив, на острове, похожем а Русский кузов, свою жену - королеву империи Виков - Моб». Гробницу на острове Русский кузов вскрыл Гумилев, а расчистка оставшихся двух курганов была предпринята Севенардом летом этого года. Согласно экспертному заключению профессионального археолога Владимира Еременко, в результате расчистки «были обнаружены два ряда каменной кладки несомненно искусственного происхождения. Кладка сложена из естественных глыб необработанного гранита размером от 0,5 до 1,5 м в поперечнике. Часть гранитных глыб в кладке поставлена на ребро. Подстилающий песок под кладкой - не морской. На острове при осмотре выходов такого песка не обнаружено». Из находок в верхнем слое команда Севенарда обнаружила немецкую каску и пистолетную гильзу 8-мм калибра, что позволило ему сделать вывод о том, что древними захоронениями ариев на Кузовском архипелаге еще во время Второй мировой войны интересовались представители спецслужб фашистской Германии.

Делая на пресс-конференции столь необычные заявления, Константин Севенард посетовал, что для того, чтобы получить вещественные доказательства его теории, требуется всего-навсего "получить разрешение Министерства культуры на проведение полноценных археологических раскопок на островах Русский кузов и Немецкий кузов и полномасштабное подводное исследование донного ландшафта в месте, где до затопления находилось устье реки Индель". Он также настаивает на необходимости проведения изыскательных работ в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской с целью поиска спрятанного ею в неком тайнике «Гиперборейского гребня».

На обложке вышедшей недавно книги «Хрупкая вечность» Константин Севенард позиционирует себя как человека, который имел много хобби от коллекционирования фантиков до увлечения историей внеземных цивилизаций. Археология - одно из них и, пожалуй, совершенно безобидное, но не бесполезное. Если бывший депутат Госдумы, а ныне общественный деятель и бизнесмен Константин Севенард сумеет победить Минкульт и добиться разрешения на раскопки, то, возможно, в скором времени мы получим если не подтверждение его «арийской теории», то, во всяком случае, новые археологические находки, которые прольют свет хотя бы на часть многочисленных тайн российской истории.

Наталья Елисеева

Фигура поэта и военного разведчика Николая Гумилева привлекала внимание не только органов ЧК, но и нарождающейся советской разведки

Николай Гумилев, 1907-1908 годы
Фото из книги "Красные шпионы"

Неизвестные страницы жизни Николая Гумилева

Он был, едва ли, не крупнейшим поэтом Серебряного века российской литературы. Основателем нового поэтического направления - акмеизма. Его стихи, насильно изъятые из литературного обращения во второй половине 1920-х годов, тем не менее, служили путеводной звездой, своеобразным маяком, для многих известных советских поэтов - Эдуарда Багрицкого, Николая Тихонова, Вадима Шефнера, Евгения Винокурова…

Исподволь, начиная с "перестроечных" годов, имя Гумилева и его поэтические труды стали возвращаться в литературный обиход. Появилось множество литературоведческих и биографических работ, а также мемуарных свидетельств жизни Николая Степановича. Но полной биографии нет до сих пор. И до ныне жизненный путь поэта в трудах его биографов изрядно изобилует белыми пятнами. Изучая написанное о Гумилеве, знакомясь со свидетельствами современников о его бытии, складывается впечатление, что какие-то неведомые силы намеренно, словно ластиком, вытерли целые, и немалые, пласты из его полной приключений жизни. Свою лепту внесла и супруга - "колдунья" из "логова змиева, из города Киева". Анна Ахматова, ненавидя мемуаристов своего гениального мужа, сожгла его письма, уничтожила неподдающиеся учету число бесценных гумилевских документов. Что же касается самого поэта, то был он немногословен и не болтлив. И доверял свои тайны немногим. Да и то - далеко не все…

Мы же постараемся из тех осколков судьбы поэта, которые не вписывались в "гламурные" биографии, набросать "конспект" для будущего фундаментального и всестороннего исследования жизни поэта и путешественника, офицера и джентльмена и, конечно же, незаурядного военного разведчика - Николая Гумилева…

Гиперборейский гребень для балерины

В 1906 году в Санкт-Петербурге, на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской, по проекту архитектора Александра фон Гогена, стали сооружать величественный особняк, более похожий на дворец. Предназначался он для проживания известной в то время балерины Матильды Кшесинской. Но вряд ли столь впечатляющее и роскошное жилище могла позволить себе служительница Мельпомены, пусть и достаточно знаменитая. Блиставшая на сцене Императорского театра, Кшесинская еще в 1890 году на выпускном балу в театральном училище, благодаря прекраснодушному настроению императора Александра III, познакомилась с его сыном Николаем. Тогда великодержавный отец, подмигнув молодым людям, в шутку предостерег свое чадо: "Смотрите только, не слишком флиртуйте". Что-то явно чувствовало отцовское сердце…

Балерина Матильда Кшесинская

Несмотря на то, что роман между начинающей примой и престолонаследником проходил с благословения и под контролем императорской семьи, о совместном будущем не могло быть и речи. Такой мезальянс не входил в планы августейшей фамилии.

"Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее, моему горю не было границ, - вспоминала Матильда Кшесинская. - Что я испытала в день свадьбы Государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всею душою и всем своим сердцем и кто искренне верит, что настоящая, чистая любовь существует. Я пережила невероятные душевные муки".

Впрочем, без внимания монаршего семейства Романовых балерина не осталась. Вскоре на нее обратил внимание кузен императора. "Великий князь Андрей Владимирович произвел на меня сразу в этот первый вечер, что я с ним познакомилась, громадное впечатление: он был удивительно красив и очень застенчив, что его вовсе не портило, напротив. Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни".

И хотя отношения с великим князем складывались самым серьезным образом, подтвержденные рождением сына, Николай, к тому времени ставший "обладателем" II-го "порядкового номера" в монаршем "послужном списке", не забывал свою юношескую любовь. В 1907 году он преподнес знаменитой танцовщице бесценный подарок-артефакт - золотой гребень.

А предыстория воистину царского подарка такова. В 1903 году, возвратившись из Тифлиса, в Царском Селе поселилась семья корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева. К тому времени его сын Николаша, мальчик спокойный и склонный к одиночеству, увлекающийся зоологией, географией и историей, уже опубликовал свое первое стихотворение "Я в лес бежал из городов...". Юношеские искания смысла жизни и привели юного Гумилева на русский Север. По крайней мере, так утверждает инженер-гидротехник по образованию и президент российской Промышленной компании "Гефест", бывший спецназовец и депутат российской Госдумы, а также правнук балерины Кшесинской Константин Севенард. В то время восемнадцатилетний юноша Николай Гумилев, под воздействием "Тайной доктрины" Елены Блаватской, а также результатов изысканий экспедиции знаменитого русского путешественника Николая Пржевальского, увлекся изучением оккультных, мистических учений.

Николай II

Для того периода российской истории, начала ХХ столетия, было весьма характерным наличие в столице империи адептов различных религиозно-философских воззрений, теософских движений и всякого рода "искателей забытой мудрости". "Весь Петербург охвачен необычно сильным мистическим движением, и в настоящее время там образовался уже целый водоворот маленьких религий, культов, сект, - писал корреспондент оккультного журнала "Ребус". - Движение охватывает собою как верхние слои общества, так и нижние. В верхних слоях мы находим теософско-буддийское течение… С другой стороны, наблюдается возникновение сильного интереса к масонству и возникают вновь заглохшие было формы религиозных движений прошлого столетия". Видимо, не случайно появились в Санкт-Петербурге в окружении царской семьи и монгольский врач Петр Бадмаев, и посланник 13-го Далай-ламы бурят Агван Доржиев, и, позднее, сибирский "старец" Григорий Распутин…

Посланец далай-ламы к русскому царю, бурятский лама Агван Доржиев

И потому вполне обоснованным можно считать предположение, что на пике всеобщего интереса к религиозно-мистическим учениям захлестнувших Россию, Николай Гумилев обратил свое внимание на близкий, даже по чисто географическому расположению, Север, на Кольский полуостров, до которого из Северной Пальмиры - всего ничего… Именно земля Карелии, согласно доарийским и древнеарийским верованиям, являлась прародиной ариев - легендарного государства хеттов - Гипербореей.

В этих местах высилась гора (или скала), считавшаяся центральной точкой мира. Согласно древним свидетельствам, она имела "подножие из семи небес" на которых обитали небожители, и где царил "золотой век". В древнерусском апокрифическом повествовании, относящемся к ХIV веку, "О всей твари" рассказывалось о том, что в "Окияне стоит столп, зовется адамантин (алмаз. - Сергей Кулида). Ему же глава до небеси". "Столп в Окияне до небес" еще известен по преданиям, как Бел-горюч камень или Алатырь-камень и то, что располагался он на сказочном острове Буяне (ныне известном, как Немецкий Кузов, расположенный неподалеку города Кемь) в Белом море. Кстати, именно к этой "Скале на берегу океана" был сорок лет прикован мифический Прометей, воспетый Эсхилом. А растиражированный ныне Нострадамус писал, что "Север - это особое место для встречи иных миров".

Остров Немецкий Кузов, известный по сказкам как остров Буян

Вследствие вековой трансформации власть хеттов-геттов и, в конечном итоге, готов распространила свое владычество от Белого до Черного моря. И, как уверяют некоторые исследователи, именно под влиянием готов-гиперборейцев возникла впоследствии империя царя Филиппа и его сына - Александра Македонского.

К тем прадавним временам относится и легенда о так называемой "Каменной" или "Голубиной", возможно, точнее - "Глубинной (давней, - Сергей Кулида) книге". Этот "фолиант" на самом деле представлял собой рунические знаки, вырезанные в скалах на берегу Белого моря, шириной до 80 метров. Но в 1962 году "канонический" текст, как уверяет упоминаемый нами Константин Севенард, был намеренно затоплен при строительстве Беломорской ГЭС.

В чем же заключается тайна этой "книги"? По мнению историков, она не только содержала изначальное ученье о мироздании, но и раскрывала загадку эликсира вечной жизни, некие прикладные технологии, способные вывести цивилизацию на новый уровень развития. А еще "Каменная книга" стала первоисточником для мифов и легенд чуть ли не всех народов мира, всех древнейших знаний и религий.

Именно этот утерянный артефакт, будто бы, и нашел в 1904 году Николай Гумилев во время своего путешествия на скалистые острова Белого моря. И после возвращения немедленно добился аудиенции у своего сановного соседа по Царскому Селу - Николая II. Как это не покажется странным, но встретиться с царем было проще простого. Питерские художники и исследователи Наталья и Владимир Евсевьевы рассказывают, что, "между прочим, царская резиденция (Александровский дворец. - Сергей Кулида) тогда была открыта для всех желающих". И потому познакомиться с императором можно было во время прогулки. "Сейчас это звучит невероятно, - говорят Евсевьевы, - но в то время руководители страны были гораздо ближе к народу". Да и дом Полубояринова, где жили Гумилевы, располагался в самом центре "российского Версаля" - на углу улиц Оранжерейной и Средней - возле самого Александровского дворца.

Карта Герхарда Меркатора, изданная его сыном Рудольфом в 1535 году. В центре карты изображена легендарная Арктида (Гиперборея)

Поразительно, но, выслушав доклад восемнадцатилетнего юноши, самодержец Российский распорядился немедля выделить из казны определенные средства для продолжения изысканий. Экспедиция под руководством Гумилева снова отправляется на Север - на острова Кузовского архипелага. Следуя информации, почерпнутой из расшифрованной им "Каменной книги", юный исследователь приступает к поискам легендарных свидетельств давней эпохи, гробницы "королевы Моб". "Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой, - докладывал государю Гумилев. - Там, к моей неимоверной радости оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение, сделанное в форме склепа. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, на основании чего я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов". К слову, необходимо отметить, что найденное ювелирное изделие было изготовлено из золота 1000-й пробы, которое, согласно переводу Гумилевым "Голубиной книги", изготовлялось в империи "прародителей-виков" с помощью философского камня.

Существует мнение, что, следуя "настойчивой просьбе" государя, Николай Гумилев продал найденный им артефакт, названный им "Гиперборейским гребнем", великому князю Сергею Михайловичу, который в то время был уже фактическим супругом Матильды Кшесинской. А тот, в свою очередь, от имени Николая II, преподнес его балерине…

Предвосхищая дальнейшие события, отметим, что через четыре года, в 1911-м, за казенный счет, был издан гумилевский перевод "Каменной книги". Огромным, нужно заметить, по тем временам, двадцатитысячным тиражом. А уже в следующем году поэт выпускает первый номер своего журнала, названного "Гиперборей"…

Еще через девять лет "гиперборейские приключения" Николая Гумилева будут иметь свое продолжение…

Герперборейский гребень и «Голубиная книга» Николая Гумилева

На водном пути из Кеми на Соловки лежит архипелаг Кузова, включающий в себя 16 островов, наиболее крупными из которых являются Русский и Немецкий Кузова.

Архипелаг удивляет своей природой, но главное - он знаменит древними стоянками, лабиринтами, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сеидов. Здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня, по площади занимающих 2% всей территории архипелага. Так, например, уникальный культовый комплекс на вершине острова Олешин по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе. Культовые объекты были созданы древнесаамским населением, появившимся в Беломорье более 2,5 тысячи лет назад.

Однако главная загадка архипелага в другом. Но сначала немного истории.

По древнеарийским и доарийским представлениям, неизменной принадлежностью прародины ариев, Гипербореи (куда относят и нынешнюю территорию Карелии), являлась скала, считавшаяся центральной точкой мира. Она имела подножие из семи небес, где пребывали небожители и царил золотой век. В древнерусских апокрифических текстах вселенская гора называлась «столпом в Окияне до небес», или бел-горюч камнем, или Алатырь-камнем, что располагался на острове Буяне. В апокрифе XIV века «О всей твари» можно прочитать: «В Окияне стоит столп, зовется адамантин (адамант - алмаз. В конечном счете это - коррелят льда). Ему же глава до небеси».
Именно в этом «райском» времени и месте берет свое начало легенда о Каменной книге. В ней говорится и о горе Мера, которая находилась на древнем Северном полюсе и представляла собой плато с отвесными скалами высотой более километра, и об острове Буяне, где автор Каменной книги, Фэб, подАлатырь-камнем спрятал источник колоссальной магической силы. Островом Буян в Каменной книге назван Немецкий Кузов, находящийся в Белом море недалеко от нынешнего карельского города Кемь. На этом острове, если доверять текстам Каменной книги, находится подземный дворцовый комплекс и могилы детей Фэба (дочь Фэба звали Иа, или Ио).

В русской мифологии Фэб перекликается, прежде всего, с древнеславянским божеством Велесом. Российский историк Александр Николаевич Афанасьев считал его божеством туч, облаков, небесных стад. В «Слове о полку Игореве» Боян назван Велесовым внуком, что как бы указывает на сравнимость Велеса с греческим Аполлоном (Фебом), кроме того, именно этого бога славянского пантеона древние источники связывают с Голубиной книгой.
Духовное наследство, запечатленное в Каменной книге, сохранялось в форме стойких мифологических воззрений, игравших, по мнению русского историка И.Забелина, роль первобытного познания природы и даже первобытной науки. В этом горниле зарождался и оформлялся изначальный народный космизм.
«Каменная книга» содержала изначальное учение или знание о мире и стала первоисточником для мифов и легенд практически всех народов мира. О Каменной книге ходили легенды. Немногим довелось видеть ее. А те, кто видел, не хотели показывать к ней дорогу. Но постигнуть тайну этого легендарного памятника пытались многие.
Вначале своего творческого пути Н.К.Рерих создал картину «Голубиная книга», где в обобщенно-символической форме попытался воссоздать образ вселенской книги, упавшей с небес и включавшей в себя всю мудрость мира.

Каменную книгу видел поэт Николай Гумилев, путешествовавший по Русскому Северу в 1904году. Император Николай II, принявший у себя поэта с докладом об уникальном открытии, не только отнесся к находке чрезвычайно серьезно, но и выделил средства из казны на дальнейшие исследования. Основываясь на информации, взятой из Каменной книги, Николай Гумилев организует экспедицию на острова Кузовского архипелага в Белом море, где находит древние захоронения и золотой гребень, уникальный по чистоте металла. Этот гребень получил название «Гиперборейский» и был утрачен вместе с другими сокровищами, принадлежавшими знаменитой балерине Матильде Кшесинской. А подарил ей этот гребень сам император.

Вот как описывал сам Гумилев эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой. Там, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов» .

Древние мифы нашли свое удивительное подтверждение в сенсационных находках экспедиции, предпринятой летом 5005 года на Кузовской архипелаг под руководством петербургского общественного деятеля Константина Севенарда, которые могут в корне изменить традиционный взгляд на историю мира. Исследователям удалось обнаружить следы Каменной книги. Упоминания об этом артефакте содержатся в русских сказках, народной поэзии, даже в монастырских записях и житиях святых. Сама Каменная книга - это иероглифы, вырезанные на скалах по берегам Белого моря Фэбом. Отрезок скал с иероглифами - до 80 метров шириной, но в 1962 году этот участок был затоплен.
Как сообщил Севенард, летом 2005 года он организовал экспедицию на Белое море и на острове Немецкий Кузов обнаружил насыпи искусственного происхождения. Согласно экспертному заключению, в этом месте сохранились два ряда искусственной каменной кладки, составленной из естественных гранитных глыб размером 0,5-1,5 метра.По имеющимся архивным данным, именно здесь в 1904 году Николай Гумилев в экспедиции, организованной Николаем II, обнаружил уникальный гребень из золота. Раскопки кургана, возможно, позволят доказать существование древнейшей цивилизации, которая владела многими тайнами человечества, в том числе тайной изготовления золота чистейшей пробы, недоступной современным технологиям . Доказать существование древнейшей цивилизации поможет и проведение подводных археологических работ на дне водохранилища Беломорской ГЭС, где, как утверждают некоторые источники, и находятся наскальные надписи, созданные более 18 тысяч лет назад, которые и получили название Голубиная, или Каменная, книга. Она была затоплена при строительстве ГЭС.

В июле 2006 года на архипелаг Кузова отправилась поисковая экспедиция из Петрозаводска для проверки всех имеющихся сведений. Экспедиция прошла успешно, но комплексные изыскания только начинаются. В историческом исследовании последней точки не бывает. И главные открытия, как всегда, впереди! Благодаря российским учёным-подвижникам Гиперборея буквально за какие-то пару десятков лет - по историческим меркам сущий пустяк - воскресла из исторического небытия. И теперь она уже с какой-то невероятно-фантастической скоростью превращается не только в социо-культурный, но и ГИПЕРтехнологический феномен III тысячелетия. Создаётся впечатление, что Дух Гипербореи стремится не опоздать к какому-то ему хорошо известному сроку и хочет что-то очень важное для людей ещё сделать

Загадка цивилизации Гиперборея

Подробности в программе «Территория заблуждений с Игорем Прокопенко».
Фото из открытых источников.

Современной цивилизации предшествовали десятки других


Жизнь на Земле целиком зависит от климата, но он слишком изменчив. На него влияет солнечная активность, скорость вращения Земли, химический состав атмосферы: Изменение климата приводит к катастрофам планетарного масштаба. А затем меняются и географические координаты территорий, на которых может существовать жизнь.

— Как объяснить, что перелетные птицы каждую весну прилетают в Заполярье? Ответ прост: птицы летят на родину своих древних предков. Генетическая память безошибочно выводит их туда, где много тысяч лет назад было тепло светло, уютно и влажно. На географическую карту, составленную в 1513 году турецким адмиралом и картографом Пири Рейсом, нанесен неизвестный тогда Антарктический материк. Он не покрыт снегом — значит, когда-то Антарктида была обитаема?

Уже известно, что нашей цивилизации предшествовали десятки других, среди них и Гиперборея. Один из самых авторитетных ученых древнего мира Плиний Старший писал о гиперборейцах как о реальном народе, жившем у Полярного круга. В Северном полушарии сохранились каменные сооружения, датировать которые ученые пока не берутся. Не знают они и назначения этих строений. Знаменитый кромлех Стоунхенджа в Англии, аллея менгиров во французской Бретани, каменные лабиринты Соловков и Кольского полуострова построены по одной технологии. Возможно, именно эти постройки остались от гиперборейской цивилизации.

В 1904 году экспедиция известного русского историка Николая Гумилева на одном из островов Кузовского архипелага обнаружила древнее захоронение. Именно там был найден предмет, который вошел в научные труды как «гиперборейский гребень». Этот женский гребешок тончайшей работы сделан из золота высокой пробы и украшен изображениями дельфинов. Его возраст дал основание полагать, что он относится к древнейшей цивилизации. Золотой гребешок исчез во время фашистской оккупации. Однако на островах Кузовского архипелага найдены и другие свидетельства существования Гипербореи.

Кузовской архипелаг — последний осколок Гипербореи. 16 островов расположены в 20 км от материка. Люди там сегодня не живут, вокруг лишь дикая природа и древние святилища. Второй по величине остров архипелага называют Немецкий кузов. Он окружен кольцом дольменов. Во время раскопок археологи обнаружили там не только примитивные орудия труда — наконечники стрел и каменные топорища, — но и сотни обугленных камней неизвестного назначения. Там же найден огромный кусок белого кварца. Такой породы нет ни на соседних островах, ни на материке в радиусе 100 км. Как камень оказался на вершине горы? Кто-то (а скорее всего, гиперборейцы) принес камень специально.

В 2003 году во время научно-исследовательской экспедиции, которую проводило Русское географическое общество, был найден каменный трон времен Гипербореи, к которому прямо от берега вели истертые ступени. И еще один исторический факт. В начале ХIХ века русский исследователь Матвей Геденштром обнаружил на острове Новая Сибирь странные насыпные сооружения. Если судить по описаниям, это были остатки обгоревшего остова оборонительного сооружения. Пепел на бревнах успел окаменеть. А само сооружение было сделано из гигантских корабельных бревен. Но на арктических островах лес не растет. Находка Геденштрома говорит о том, что на Крайнем Севере было гораздо теплее, если там росли деревья. Потом на Земле резко похолодало, а через несколько столетий вновь началось глобальное потепление. Такой же процесс угрожает нашей планете и сегодня.

Подробности вы узнаете 5 ноября в 20.30 в программе «Территория заблуждений с Игорем Прокопенко» на телеканале РЕН ТВ.

Большую роль на Беломорье всегда играли острова. Столица Беломорья - Соловки, а на пути туда из Кемcкой губы лежат 16 необитаемых гранитных островов архипелага Кузова. Среди них лишь три имеют имена - Олёшин, Русский и Немецкий Кузов. На обоих архипелагах я побывал на исходе августа.

Соловки остаются территорией предназначенной для совершения перехода - инициаций и трансформаций, смерти физической или символической. Это земля множества легенд, почти каждая из которых требует проверки, исключая сказания о чудесах основателей этого места - преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Так сохранились записи о том, что до 1429 года на Соловецких островах были волки. Однако потом святитель Зосима наложил на Соловецкую землю вечный пост - убоины всем тварям лесным не вкушать, а волкам, что не могут без горячей крови живыми быть, указал путь с острова:
И вы, волки, твари Божие, во грехе рожденные, во грехе живущие. Идите туда, на греховную матерую землю, там живите. А здесь - место свято! Его покиньте!

Волки послушались, сели весной на плавучие льдины и уплыли к Поморскому берегу, в сторону реки Кемь. Для них было достаточно одного слова святителя. И вот уже 600 лет волки обходят стороной Соловки, а когда доведется оказаться не по своей воле на островах - бегут. Рассказывают, что когда-то на острове Анзер попытались поселить волчицу для ограничения прижившегося здесь со времен святителя Филиппа (Колычева) стада оленей. По зиме она ушла и была найдена на другом острове, изрезанная льдинами. Волчица уходила с острова, в том числе вплавь. На острове - изобилие грибов, северных ягод (морошка, брусника, вороника, черника, голубика), рыболовные угодья, любопытные тюлени и зайцы. Но обилие пищи не остановило зверя от побега - перечить слову святителя Зосимы она не могла.

В наше время американский спутник косвенно подтвердил легенду о переправе волков с Соловецких островов. Поморы говорят, что море в сторону Кеми не замерзает. Однако это не так. Есть, к примеру, фотографии со спутника, датируемые 30 марта 2002 года, на которых от Соловков до Кеми - сплошные поля льда.

Невысокие каменные лабиринты (по-местному "вавилоны") обнаружены на всех островах Соловецкого архипелага. Их сохранилось более тридцати. На Большом Соловецком я прошел пару восстановленных лабиринтов (новоделов по эскизам одного соловецкого археолога, кажется, Краснова). А на Большом Заяцком острове успешно прошел три оригинальных (то есть сделанных до нашей эры) лабиринта.

Лабиринты - дорожки с запутанным ходом, выполненные из камней величиною с голову или меньше. Попав в центр, не сразу можно выбраться оттуда, если не пересекать границы.

На катере, что под андреевским флагом шел к Большому Заяцкому острову - то есть к месту, где флаг был придуман царем Петром, я познакомился с женщиной, у которой с лабиринтами Большого Заяцкого были связаны фрагментарные, но очень яркие детские воспоминания.

Она содержалась в детском доме Архангельской области. Детей там эксплуатировали, заставляя на ловле семги держать сети, находясь по грудь в холодной воде. Дети подняли бунт, и некоторые из детдомовцев бежали в Белое море на плоту. Обычно такие плавания должны кончаться смертью. Но благодаря промыслу Божьему невинные дитяти в конце концов причалили к Большому Заяцкому острову.
Моя знакомая с морским именем Марина просидела в одном из лабиринтов этого острова 16 часов, пытаясь честно, не жухая, выйти назад. В процессе пописала там и немного поспала. И в конце концов у нее получилось отыскать выход. Далее их нашла-таки милиция. А после сидения в лабиринте у Марины открылись способности к рисованию.

Лабиринты обнаружены на Большом Соловецком, в районе Кислой губы, на Анзерском - у его восточной оконечности, вблизи мыса Калгуев, и на Большом Заяцком. А в Поморье за пределами Соловков: в устьях рек Верзуги, Кеми, Поноя, у с. Умбы и у поселка Кереть. При всем многообразии форм древние лабиринты всегда расположены вблизи моря - на островах и полуостровах, в устьях рек; а вход в них - всегда со стороны материка. Встречаются такие лабиринты и по всему миру. Назначение их многофункционально, но большинству людей смысл их не ясен.

В середине лабиринта часто бывает сооружение из камней. Александр Брюсов, археолог и брат поэта-символиста Валерия Брюсова, насвинячил в одном лабиринте Большого Заяцкого. Он раскопал каменное сооружение в центре, ни фига не нашел внутри, а вынутые камни бросил у входа в лабиринт, где они так и лежат.

Ученые выдвинули, как водится, гроздь гипотез, объясняющие назначение лабиринтов. Все бредовые, что ощущается даже по первым фразам изложения. Но в отличие от Тунгусского дива, где ложные гипотезы их авторам так нравятся, что они не желают с ними расставаться, в случае поморских лабиринтов гипотезы выглядят недостоверными даже в глазах их авторов. Поэтому случилось беспрецедентное на моей памяти событие - ученые решили больше ничего не трогать до тех пор, пока не появятся новые идеи по поводу смысла лабиринтов или новые методы исследований.
Знаете ли вы другой случай, когда ученые отказались разобрать на части, сломать, раскурочить что-то неведомое, чтобы узнать, как оно работало, пока было цельным?
А тут получилось именно так - все лабиринты, уцелевшие после лагерного периода Соловков, целы-целехоньки и густо поросли брусникой.

А судьба новых теорий будет не легкой. Ведь единственное, что ясно сейчас - это то, что лабиринты использовались для ритуалов. А разгадать смыслы ритуалов обычно никогда не удавалось в рамках научной парадигмы. Ведь она ничего не хочет знать о сакральных пространствах, техниках погружений в нижние миры, работе с индивидуальным временем...

На Кузовах главные достопримечательности - не лабиринты, а другие каменные памятники . Они были открыты (в научном понимании этого слова) и исследованы экспедицией Карельского историко-краеведческого музея под руководством И.М.Мулло в 60-е годы. С тех пор архипелаг знаменит древними стоянками, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сейдов. Суммарно здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня. На Немецком Кузове, который я посетил, их насчитывается около 300. А я успел увидеть менее двух десятков - галопом по северным европам.

Сейд может быть обычным камнем, но поставленным таким образом, что он отмечает дорогу. Так что увидеть его человеку в тундре было крайне желанно.
Еще популярны плоские камни, на которые так и тянет присесть.
Остальные виды сейдов можно разделить на четыре группы.

Первая – это огромные валуны, поставленные человеком, а порой проходившим ледником на т.н. «ножки» - мелкие камни. Выглядят очень эффектно.

Вторая - сейды-идолы в виде грубого скульптурного бюста человека. Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть человеческого туловища, на которых иногда лежат камни, имеющие форму головы. Вроде бы я видел такой сейд в бинокль на одном из безымянных Кузовских островов.

Третья - зооморфные сейды - «крокодилы, бегемоты…». Причем крокодилы представлены в ассортименте, а каменного бегемота я одного видел.

Четвертая, наиболее многочисленная группа - среднего размера валуны, на которых установлены несколько камней поменьше.

Сейд на острове Немецкий Кузов примерно в метр высотой. Нижний камень, судя по мхам, положен пару тысячелетий назад, верхние камни - новодел, стилизация того, как это обычно выглядело.

На Русском Кузове святилище расположено на вершине гранитной горы, называемой Лысой. На ее склонах находится более 350 сейдов, примерно таких же, как и на Немецком Кузове. Единственным отличием святилища на Лысой горе является присутствие там «каменных баб» - сейдов-идолов, получивших свое название по сходству с половецкими каменными бабами степей Евразии.

Вообще открытие саамских святилищ на Немецком и Русском Кузовах имело важное значение: впервые культовые памятники древних саамов были обнаружены в районах, где саамы уже давно не проживали. А это значит, что обнаруженные святилища относятся к глубокой древности, а не являются этнографическими объектами.

Вид на остров Русский Кузов с Немецкого Кузова.

Наивысшие точки архипелага: Немецкий Кузов - 134 м и Русский Кузов - 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье. Вот так выглядел с высоты 130 метров катер, который привез нас на Кузова.

Уникальный культовый комплекс обнаружен и на вершине острова Олешин Кузов. Здесь расположены 2 лабиринта и 8 дольменов. Один из лабиринтов по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе.

По поверью саамов, древних жителей Беломорья, сейды помогают людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому они ставились на высоких берегах и островах так, чтобы были видны издалека.
А сама возможность появления людей на Кузовах обеспечена наличием там родников и леса. В частности на Немецком Кузове есть три слабых родника и немного лесов в расселинах ("и на камнях растут деревья").

Каменные памятники предположительной Гипербореи находят в Карелии , на Кольском, на Кузовах...
В случае последних исследователи все время плавают там на моторных и весельных лодках. Дело в том, что к Немецкому Кузову можно причалить на катере, что я и сделал. А к Русскому Кузову можно причалить только на яхте или моторной лодке. Иначе никак. И поэтому я не смог в этом году туда попасть.
Жаль, конечно: ведь именно на Русском Кузове есть древний каменный трон, который встречается в трех фильмах о поисках Гипербореи. И есть там другой фильм ("Миражи Гипербореи) про то, как энтузиасты поднимали этот многотонный трон...

Каменный трон на Русском Кузове - весом около пятнадцати тонн.

А вообще в Кеми на ул. Фрунзе, дом 1 находится ресторан "Кузова". Его украшают фотографии владельца ресторана на этом (предположительно гиперборейском) троне. Он иногда катает своих друзей или гостей на Русский Кузов, но тогда на большом катере везет еще малый катер, чтобы с помощью него причалить к острову.
А Немецкий Кузов сдан в аренду. Там находится смотритель и в сезон живут коммерческие клиенты-палаточники, которые отстегивают за это удовольствие по 1000 рублей в день.

В 2005 году состоялась также экспедиция Константина Севенарда на Белое море.
Это такой общественный деятель Санкт-Петербурга, который говорит что в нем с детства присутствует память о прошлой жизни, причем жизни совершенно конкретного субъекта, его имя Фэб или Фаб. Я с уважением отношусь к людям, которые помнят прошлые жизни, только если в этой прошлой жизни человек не помнит себя как Нефертити. Это уже напоминает психическое расстройство, согласитесь. А мальчик Костя шокировал своих родителей, рассказывая о некоторых вещах, которых ребенок знать не может. Так, в Таджикистане он рассказывал о штурме некоего города, который находился рядом со входом в подземный мир, куда уходят души умерших. Дескать, этот вход реально существует, как существует и изображение сфинкса напротив входа в этот туннель. По прозрениям Севенарда перед смертью в той жизни он успел продиктовать и изобразить своим подчиненным ариям словарь петроглифов, которыми Фэб пользовался при создании Каменной книги на берегу Белого моря. Все события жизни Фэба после ухода с Севера описаны в наскальном тексте, который находится в районе местечка Сантуда в Таджикистане. Он является доказательством существования Фэба, так как петроглифы текста якобы совпадают с текстом Каменной книги, которая находится на дне водохранилища Беломорской ГЭС. Строится Сантудинская ГЭС, водохранилище которой затопит эти надписи, но пока они еще доступны. А вход в подземный мир и сфинкс в Таджикистане были затоплены водохранилищем Нурекской ГЭС, плотина которой самая высокая в мире. Такая высота плотины наводит на бесполезные уже сейчас размышления... Например, о том, почему в зону затопления водохранилищ чуть было не попал арийский город Аркаим на Южном Урале.

А о Каменной книге ходят легенды. Есть легенда, на мой взгляд совершенно безумная, что книгу видел Ломоносов, чем объясняется его карьера. А также, что ее видел Николай Гумилев, в 18 лет, в 1904 году, путешествуя по Русскому Северу. Тут уже, возможно, хотя бы есть полуправда, дескать, он ее не читал, но наводил справки о ней. Потому что Гумилева с докладом о Каменной книге якобы принимал у себя император Николай Второй. Дальнейшие исследования финансируются российской казной. Организуется экспедиция на Кузовской архипелаг, которая вскрывает там гробницу и находит уникальный гребень из золота. Севенард утверждает, что во время поездки летом 2005 года он обнаружил вскрытую гробницу (которую называет почему-то "гробницей королевы Моб") на вершине одной из сопок Русского Кузова.

Гребень, получивший название «гиперборейский», был найден на Кузовах экспедицией Российской академии наук под руководством исследователя русского Севера Визе в 1898 году. Вот как описывает сам Визе эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, перевернуть большую каменную плиту недалеко от пирамиды. Под плитой, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного-единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов".

По легенде этот гребень, великий князь Сергей Михайлович, преподнес (по просьбе Николая Второго) Матильде Кшесинской. И есть основания полагать, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге.
В художественной книге "Хрупкая вечность" (я понимаю, что по достоверности - это все равно, что ссылаться на "Код да Винчи") за этот гребень в 1904 году американская Ассоциация масонских лож предложила 6,5 млн. золотых рублей, что соответствует приблизительно $300 млн. по покупной способности в современное время.

Мне же за неполную неделю пребывания на Белом море доставались лишь осколки смыслов, к примеру, пока ехали в Кемь, проезжали Индоманку - левый приток Кемы. В ее названии я сразу увидел типичный санскритский корень "инд". Речек с этим корнем немало в местах предположительного расселения ариев: от Индигирки, Индоги, Индеги, Индиги, Индичйок на севере до знаменитой реки Инд в Индии.

А "Север" - волнующее слово, которое близко к смыслу сохранилось, пожалуй, в санскрите: "сверкать, сиять, излучать, гореть". По мере утраты смысла появляются лишние звенья, какое-то дублирование. Например, перед глазами многих при слове "север" возникает картина северного сияния. Но по исходному смыслу "север" - это уже "сияние, сверкание", и "северное сияние" получается как "сервисное обслуживание"...

"Ты помнишь как арии шли с Севера на Юг?", - неожиданно спросила меня в этом году одна женщина из Калуги, почему-то интуитивно решившая, что я родом из северной цивилизации.
"Не помню, маленьким был", - отвечал я...

Но если я ничего не помню - в отличии Константина Севенарда, почему не использовать подобное в художественных целях?
Я задумал такой текст прошлым летом (см. предисловие). Но, увы, пока не хватает слов.

А Гребенщиков уже чуть-чуть использовал ее в художественных целях.
"На каменных кострах ветер целует траву семи ветров", - так начинает он альбом "Гиперборея".
Действительно от Гипербореи не могли сохраниться кости, но остались камни...
Сейчас уже найдена пригоризонтная обсерватория гиперборейцев, которая, возможна, похожа на пригоризонтную обсерваторию Улугбека, развалины которой я в течение часа изучал под Самаркандом в августе 1986 года.