Жизнь в авиации минус один день. Подполковник авиации осипович рассказал, как сбил гражданский боинг Мир вздрогнул в негодовании

24.07.2016 0 6874

С момента гибели 269 человек , находившихся на борту этого самолета, прошло уже более 30 лет. Однако обстоятельства трагического события с тех пор не только не прояснились, а скорее, напротив, стали еще более загадочными.

Боинг 747-230В Korean Air Lines

На рассвете 1 сентября 1983 года в квартире командующего войсками Дальневосточного военного округа Героя Советского Союза генерала армии И. М. Третьяка зазвонил телефон. На связи был начальник штаба округа, доложивший командующему, что в воздушное пространство СССР в районе Камчатки вторгся иностранный самолет.

Позже генерал вспоминал:

«Он летел по необычному маршруту. Это нас насторожило. Части ОСНАЗа установили, что из самолета передается радиограмма на спутник. Расшифровав ее, мы узнали, что экипаж докладывает об успешном выполнении задачи по наблюдению за нашими подводными лодками, находящимися в Охотском море.

Исходя из такой обстановки, я был вынужден доложить об этом начальнику Генштаба Маршалу Советского Союза Н. В. Огаркову, который дал команду заставить самолет сесть, а если он не будет выполнять наших команд, уничтожить его».

В воздух были подняты перехватчики. Пилот одного из них, подполковник Геннадий Осипович по приказу с земли поразил цель двумя ракетами.

Перед этим он дал несколько предупредительных очередей (около 200 снарядов) из 23-миллиметровой бортовой пушки по курсу движения авиалайнера.

Геннадий Николаевич Осипович

До момента визуального контакта Осиповича с нарушителем советское военное командование было уверено, что имеет дело с американским самолетом-разведчиком PC-135. Сомнения у пилота возникли только в момент атаки:

«На расстоянии пяти километров от цели я получил команду на уничтожение и выпустил первую ракету. Только на таком расстоянии я смог по-настоящему рассмотреть нарушителя. Он был больше Ил-76, а по очертаниям чем-то напоминал Ту-16. Я знал все военные самолеты противника, все разведывательные обозначения, этот не был похож ни на один из них. Я видел, что передо мной большой самолет с включенными огнями и мигалками».

Лайнер, который рухнул в воду у острова Монерон юго-восточнее Сахалина, оказался отклонившимся почти на 600 миль от курса пассажирским «Боингом-747». Он принадлежал южно-корейской компании KAL и выполнял рейс 007 по маршруту Нью-Йорк — Анкоридж (Аляска) — Сеул. На борту находилось 269 пассажиров и 29 членов экипажа.

Сегодня, спустя 33 года после трагедии, нет однозначного ответа на вопрос, что же в действительности произошло в небе, над Сахалином. По мнению некоторых журналистов, пытавшихся провести самостоятельное расследование, вина за гибель пассажирского «боинга» лежит на южнокорейских властях, которые санкционировали его участие в разведывательной операции.

Плановый и реальный маршруты рейса 007

Американский журнал «Сайенс дифенс мэгазин» писал:

«Этот самолет незадолго до инцидента — 11—14 августа 1983 г. — побывал на военно-воздушной базе Эндрюс, где был оснащен специальным оборудованием. При этой операции присутствовали представители не только Агентства национальной безопасности и ЦРУ, но и специалисты разведуправления ВВС США, Управления национальной разведки и других ведомств».

Видимо, необходимостью обслуживать это спецоборудование и объясняется тот факт, что экипаж «боинга» имел нестандартную численность — без каких-либо видимых причин он был увеличен на 11 человек. В пользу версии о шпионской миссии KAL-007 говорит и 40-минутная заминка с вылетом из аэропорта в Анкоридже.

Эта «непредвиденная» задержка позволила лайнеру оказаться у границы СССР именно в тот момент, когда над Камчаткой проходил по орбите американский разведывательный спутник «Феррет-Д».

Сразу после катастрофы в Анкоридже был обнаружен черновик плана перелета в Сеул рейса 007, из которого следовал однозначный вывод, что отклонение «боинга» от маршрута не было случайным и что командир корабля тщательно к нему готовился. Радиосвязь между диспетчерской службой Аляски и южно-корейским лайнером, по заявлению американской стороны, прервалась сразу же после взлета из-за одновременного выхода из строя всех пяти бортовых радиопередатчиков.

Однако как только самолет оказался в зоне ответственности токийского аэропорта, радиообмен вдруг восстановился и до момента гибели второй пилот выходил на связь с диспетчером не менее двадцати раз. Но самое странное, что, оказавшись над Сахалином, пассажирский лайнер на автоматический опрос японских радаров отвечал сигналами, идентифицировавшими его в качестве американского самолета-разведчика PC-135.

В пользу участия гражданского «боинга» в операции американских спецслужб говорит немало и других фактов. Об этом в книге «Правда о полете KAL-007» писал отставной сотрудник японской военной разведки Иосиро Танака. Пассажирский самолет, по его утверждению, преднамеренно вошел в воздушное пространство СССР, чтобы вскрыть систему ПВО Дальневосточного военного округа.

Эта провокация позволила американским средствам радиоэлектронной разведки не только убедиться в том, что самолет-нарушитель был сбит, но и зафиксировать при этом местоположение советских радиолокационных постов, уточнить рабочие частоты и записать все телефонные и радиопереговоры военных.

Записи этих перехватов позднее были опубликованы во всех американских газетах. А вот план полета самолета-разведчика ВМС США, находившегося поблизости от района событий, а также данные о радиолокационном наблюдении за ним так до сих пор и не обнародованы.

Самую интересную версию событий 1 сентября 1983 года выдвинул французский эксперт Мишель Брюн. По его мнению, южнокорейский лайнер не был сбит подполковником Осиповичем у Сахалина, а разбился неподалеку от японского города Ниигата. Это подтвердила полученная Брюном подлинная копия переговоров «Боинга-747», из анализа которой следовало, что самолет находился в воздухе еще 40 минут после катастрофы.

По мнению журналиста, советские и американские власти по взаимной договоренности скрыли тот факт, что над территорией СССР произошел воздушный бой, в результате которого было сбито три самолета ВМС США.

В подтверждение своей версии Брюн указывал на то, что некоторые из фрагментов, прибитых морем к японским берегам, оказались обломками не пассажирского «боинга», а военных самолетов. Среди них был кусок закрылка прямоугольной передней кромки, который мог принадлежать только американскому истребителю F-111 или EF-111. Другой найденный обломок — сиденье катапульты пилота — тоже мог принадлежать только военному самолету США. Кроме того, к берегу прибило части боевой ракеты с английской маркировкой.

Брюн заинтересовался направлением морских течений в этом районе и установил, что обломки «боинга», сбитого у Сахалина, никак не могли оказаться около Хоккайдо через девять дней поперек течения и против господствующих ветров. По мнению французского эксперта, пассажирский авиалайнер действительно был поражен двумя ракетами советского истребителя, но продолжал тянуть к японскому берегу и был добит кем-то спустя 50 минут после своей «гибели».

Так это или нет, но существует документальное подтверждение, что 1 сентября 1983 года в конкретный квадрат Японского моря был направлен специальный самолет американских ВМС, использующийся обычно в спасательных операциях.

Примечательно, что на официальном месте падения южно-корейского «боинга» советским водолазам не удалось найти почти никаких человеческих останков. Кроме того, не было найдено ни одной обгоревшей вещи, зато в избытке присутствовали вещи «с помойки»: разбитые пудреницы, старая рваная одежда.

Подполковник Осипович спустя много лет после трагедии говорил журналистам:

«Нашли фрагменты нескольких тел. Как будто в самолете было человек 17. Сначала говорили, что тела могли съесть рыбы и рачки. Но это просто невозможно — там же должно было быть 269 человек! На дне нашли паспорта, связанные в стопку, связанные кеды. Ну разве когда-нибудь в самолетах складывают вместе паспорта пассажиров? Салон просто набили хламом.

Я считаю, что “боингов” бьшо два. Один — пустой — пошел на Камчатку, потом на Сахалин, и тут я его сбил. А пассажирский самолет шел своим курсом и даже выходил потом на связь с японцами. Но и его завалили. Нельзя на таком самолете, как “боинг”, отклониться от курса почти на 600 миль. Эту ошибку должны были заметить и экипаж, и наземные службы».

Отсутствие тел — это одна из основных загадок, у которой может быть два объяснения. Первое — на борту данного самолета были только военные специалисты, но как быть с тем фактом, что из Анкориджа рейс KAL-007 взлетел вместе с пассажирами? Второе — опытным пилотам удалось все же посадить «боинг», и люди были эвакуированы. Это предположение легло в основу еще одной версии событий.

Согласно ей, пассажирский самолет действительно участвовал в американской разведывательной операции, о чем его пассажиры даже не подозревали. После пуска ракет Осиповичем «боинг» не сразу рухнул в океан, а некоторое время находился в воздухе и продолжал вести радиообмен с землей.

Затем он произвел вынужденную посадку на воду, американцы скрытно эвакуировали экипаж и пассажиров, а советским военным оперативно подбросили заранее подготовленную «обманку»: тряпье, мелкие обломки пассажирского самолета, несколько фрагментов трупов из морга. А потом в дело включилась пропагандистская машина госдепартамента США, которая обвинила «империю зла» — СССР — в «хладнокровном уничтожении ни в чем не повинного гражданского самолета».

Мемориал рейсу 007 («Молельная башня» на мысе Соя в Японии)

Отмечая годовщину трагедии, 1 сентября 2003 года английская радиокомпания Би-би-си признала, что в истории с южно-корейским «боингом» по-прежнему остается множество загадок:

«Отсюда — и появляющиеся все чаще сообщения о том, что после ракетной атаки самолет вовсе не потерял управление и летчики контролировали его еще как минимум 12 минут. В теории этого времени вполне достаточно на аварийную посадку — был бы аэродром. Представитель Международного комитета по спасению жертв рейса KAL-007 Бен Торри почти уверен: такой аэродром рядом с местом трагедии был...

В то утро какой-то самолет сел неподалеку от острова Монерон. Бен Торри и его единомышленники уверены, что этот самолет и был тем самым корейским «боингом». По его словам, пассажиров рейса сняли с борта лайнера и увезли в неизвестном направлении, а саму машину взорвали, разложив потом осколки по морскому дну».

Вторгшийся в воздушное пространство со шпионскими целями. Тайну этой запутанной истории приоткрывает генерал армии Анатолий Корнуков, который 20 лет назад непосредственно руководил пресечением полета самолета-нарушителя.
- Анатолий Михайлович , за 20 лет о пресечении полета "
Боинга - " написано столько, что не поймешь, где правда, а где ложь :

Да, издано много книг, появились тысячи публикаций и в России, и за рубежом. Некоторые издания храню в качестве сувениров, в том числе и те, что присылали мне из США, Англии, Японии. События того времени продолжают вызывать повышенный интерес и у специалистов, и у СМИ. Однако действительно в версиях много надуманного, а порой - полный вымысел.

- Как же происходило все на самом деле?

- В то время я был командиром 40-й истребительной авиационной дивизии на Дальнем Востоке. Соединение было достаточно большое: четыре истребительных авиационных полка, 14 батальонов, около 8 тысяч личного состава. Два полка - 528-й и 777-й, чьи экипажи непосредственно участвовали в пресечении полета, дислоцировались на Сахалине . Один полк, вооруженный МиГ-23 , располагался на Постовой, рядом с Советской Гаванью, четвертый, на МиГ-21 , - на Курильских островах. Несли ответственность за участок государственной границы почти в 5 тысяч км: побережье вдоль Татарского пролива, Сахалин , Курилы - все наше. Площадь, прикрываемая дивизией была около 1,5 млн. кв. км.

- Дивизия тогда подчинялась непосредственно командующему войсками Дальневосточного военного округа?

- Если быть точным, то командующему ВВС округа, куда и входила наша 40-я дивизия, сформированная в 1980 году. Все силы и средства ПВО, исключая истребительные полки, были включены в состав ПВО округа и также через своего командующего подчинялись командующему войсками округа генералу армии Ивану Моисеевичу Третьяку.

- Месяца за 4 до пресечения полета "Боинга" вы, знаю, ощутили на себе гнев этого военачальника:

- Да, было такое. Военно-политическая обстановка, предшествовавшая событиям, происшедшим в ночь с 31 августа на 1 сентября, была крайне напряженной. Шла, на мой взгляд, уже не "холодная", а "горячая" война. У наших границ беспрестанно курсировали боевые самолеты: разведчики - RС-135 , противолодочные - "Орионы". Прощупывали нашу оборону и стратегические скоростные разведчики SR-71 . Авианосные ударные группы ВМС США приближались на опасное расстояние к Курилам , бороздили Японское море, в том числе и неподалеку от Владивостока. Боевые корабли заходили даже в Охотское море, которое традиционно считается нашим внутренним. Такая обстановка заставляла держать в большом напряжении дежурные силы и средства.

В апреле того же, 1983, года, находясь в Тихом океане на удалении 300 км от Южных Курил , американская авиационная ударная группа, в составе которой был авианосец "Интерпрайз", проводила плановые полеты. 4 апреля звено палубных истребителей F-14 покинуло место базирования авианосца и направилось в сторону Южных Курил . Чуть позже оно нарушило государственную границу СССР, выполнив боевой разворот над так называемыми спорными территориями.

Наглый вызов произошел в зоне ответственности моей дивизии. Отреагировать мы тогда не смогли. Ответственно заявляю, что условий для выполнения боевой задачи тогда не было. На Буревестнике (это средняя часть Курил) базировались истребители МиГ-21 , не оборудованные системой посадки. Их можно было бы поднять. Однако погода тогда стояла мерзкая, и шансов возвратиться на свою базу или уйти на запасной аэродром у летчиков не было. Рисковать их жизнями?.. Я принял решение не поднимать истребители. Меня обвинили в нерешительности. Вот тут-то мне и досталось от Ивана Моисеевича Третьяка по полной программе. Состоялся приказ министра обороны, я был жестко наказан.

- Но справедливо?
- Когда страсти улеглись, мои действия признали целесообразными. Бессмысленно в тот момент было поднимать истребители. Аэродром находился на большом удалении от места нарушения госграницы, и наши самолеты просто не могли бы своевременно поспеть туда, так как американцы, сделав боевой заход над островами, быстро удалились. К тому же МиГ-21 и F-14 несравнимы по боевым характеристикам, и мы могли проиграть воздушный бой, если он, конечно, состоялся бы. На Сахалине базировались истребители
Су-15 . Они были бы подняты, если провокация продолжилась бы в сторону Сахалина .

Уроки извлекли серьезные. В упомянутом приказе министра обороны было проанализировано случившееся 4 апреля. А главное: после наглой выходки американцев руководство Вооруженных Сил приняло срочные меры по замене самолетов на более современные. Установили радионавигационное оборудование, позволяющее производить посадку в условиях жесткого минимума.

- 31 августа 1983-го был обычный день?

- По напряженности боевой работы - да. Необычность для меня заключалась в том, что 1 сентября моя дочь шла в первый класс, и я планировал в тот день утром доставить ее и сына в школу, которая находилась в 12 км от нашего городка. Но судьбе было угодно распорядиться так, чтобы я не попал туда ни 1 сентября, ни в последующие две недели.

В ночь с 31 августа на 1 сентября после четырех часов утра меня поднял звонок оперативного дежурного. Он с волнением доложил: "На Камчатке - нарушение государственной границы. Похоже, вторгся RС-135 . Поднимались истребители. Перехват не удался. Сейчас нарушитель находится над Охотским морем и направляется в нашу сторону. По распоряжению КП Дальневосточного военного округа дежурные силы приведены в готовность № 1: включены дополнительные средства, боевые расчеты вызваны на КП".

Я отдал соответствующие распоряжения, спросил, кто дежурит на аэродроме Сокол , над районом которого, видимо, пройдет самолет-нарушитель, и вызвал машину. Быстро оделся, вышел из квартиры. Но не зря говорят, что одна беда не ходит:

- Что же случилось?
- Я жил в доме, который еще не был сдан в эксплуатацию. Меня вселили раньше, чтобы приблизить комдива к командному пункту, к тому же с моей стороны требовался контроль за завершением строительства здания. Спускаюсь по лестнице и: Дверь в подъезде оказалась запертой. Дом находился под охраной строителей, и они на ночь закрывали подъезды. Слышу, что машина у подъезда, а открыть дверь не могу. Вышиб ее с шестой попытки, потеряв при этом 3-4 минуты. Выбежал, в машину - и на КП. Там уже находился весь боевой расчет штаба нашей дивизии и боевой расчет штаба 24-й дивизии ППО (старший по отношению к нашему в принятии решений) во главе с командиром генерал-майором Николаем Лукичом Кременчугом.

Общая картина была такой. Один наш истребитель выходил к восточному побережью Сахалина со стороны Охотского моря. В готовности № 1 на аэродроме Сокол - экипаж истребителя Су-15 , за штурвалом которого находился заместитель командира 777-го истребительного авиационного полка подполковник Геннадий Осипович . Мы привлекали к боевому дежурству и командование полков. Офицеры этого звена, как правило, выполняли 3 дежурства в месяц ночью, чтобы снять нагрузку с других летчиков. Осипович находился в готовности к вылету № 3. Су-15 был вооружен ракетами, к истребителю также были подвешены контейнеры с пушками.

Наблюдая за полетом нарушителя, все мы до момента открытия огня были убеждены, что в воздухе разведчик RС-135 . Он шел с огибанием мыса Терпения на удалении 100-120 км и, по нашим первоначальным расчетам, не собирался нарушать государственную границу в средней части острова. Мы решили, что он, видимо, проследует строго на юг и возможно пересечет госграницу на юге Сахалина или на юге Курил . Однако вскоре самолет-нарушитель повернул на юго-запад и последовал курсом 210-220 градусов. Прокладка маршрута показывала, что он нарушит границу в районе аэродрома Сокол с восточной стороны острова. Именно в тот момент последовала команда на подъем дежурного истребителя Су-15 , за штурвалом которого находился подполковник Осипович .

- Локаторщики сработали нормально?
- Та ночь была очень редкой с точки зрения возможностей по обнаружению и сопровождению целей для радиотехнических войск. Не было никакой рефракции - экраны абсолютно чистые, даже "местники" слабее наблюдались. А истребитель и цель были видны превосходно. Объективный контроль это потом подтвердил. Поставил задачу заместителю командира полка подполковнику Герасименко (комполка полковник Александр Балезин находился в отпуске), руководившему боевым расчетом КП полка, вывести истребитель для сопровождения нарушителя в район Охотского моря.

За 50 км до государственной границы, как это было предписано руководящими документами, приказами по организации боевого дежурства в войсках ПВО и, в частности, в истребительной авиации, была передана команда на КП полка: "Цель - боевой самолет-нарушитель RС-135 . При нарушении государственной границы - уничтожить!" Команду продублировали расчету КП, который управлял истребителем, и передали летчику. Подполковник Осипович задачу принял, продолжая следовать за самолетом-нарушителем.

- Связь с пилотом поддерживалась?

- В тот момент она была устойчивой. Получив информацию о том, что цель пересекла госграницу, я подтвердил приказ на уничтожение. Осипович был готов к поражению нарушителя, все условия для нанесения точного удара у него были. Он уже намеревался, как потом рассказывал мне, нажать боевую кнопку пуска. Однако немного помедлил, вспомнив старую поговорку, бытовавшую в войсках ПВО: "Подожди выполнять приказ - отменят". Пауза длилась 15 секунд. За это время с КП Дальневосточного военного округа от начальника штаба ПВО округа, который в то время возглавлял боевой расчет (командующий ПВО округа генерал-лейтенант Николай Иванович Чукарин находился в отпуске), на КП 24-й дивизии ПВО поступила новая команда: не уничтожать самолет-нарушитель, а принудить его к посадке. Осипович получил задачу: огня не открывать, сигналами показать экипажу RС-135 , что он является самолетом-нарушителем, принудить его к посадке на аэродром Сокол .
Личное дело

Корнуков Анатолий Михайлович

Родился в 1942 г. в городе Кадиевка Луганской области. В 1964 г. окончил Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Службу начал старшим летчиком. С 1974 г. - командир истребительного авиационного полка. После окончания в 1980 г. Военной командной академии противовоздушной обороны имени Г.К.Жукова командовал истребительной авиадивизией (ДВО) и истребительным авиакорпусом (ГСВГ). В 1988 г. после окончания Военной академии Генерального штаба назначен первым заместителем начальника авиации ПВО. С 1989 г. - первый заместитель командующего отдельной армией ПВО, командующий отдельной армией ПВО. С 1991 г. - командующий войсками Московского округа ПВО. В январе 1998 г. назначен главнокомандующим Военно-воздушными силами. С 2002 г. - советник генерального директора НПО "Алмаз" по вопросам военно-технической политики. Генерал армии (2001 г.).

- Если бы приказ не был изменен, то самолет уничтожили бы непосредственно над островом?

- В этом случае нарушитель упал бы на остров, подчеркну, на сушу, и "тайну " Боинга - " разгадали бы сразу. Но Осипович получил новую команду и приступил к ее выполнению. Летчик многократным миганием аэронавигационных огней и покачиванием самолета с крыла - на крыло (такой установлен порядок передачи сигнала о том, что самолет является нарушителем) показал ему, что рядом истребитель, но реакции - никакой. С наземной радиостанции в аварийном канале на борт нарушителя передается информация на английском языке, точнее, строгая фраза по английски: "Вы нарушили государственную границу". Повторюсь, реакции - ноль.

Вспомнили о том, что на борту истребителя находятся пушки. Передаю боевое распоряжение: "Открыть предупредительный пушечный огонь". Находясь с левой стороны от нарушителя, Осипович выпустил несколько очередей из пушки - около 200 снарядов. Стрелял параллельно курсу самолета бронебойными и осколочно-фугасными. Трассирующих на борту не было. Так было определено приказом министра обороны, чтобы не демаскировать самолет, ведущий огонь. Однако выхлоп пламени из четырех стволов всегда виден великолепно, причем даже днем. Скорострельность высочайшая - 5 тысяч выстрелов в минуту. Пламя было большим, как при включении форсажа, не заметить всполохи было просто невозможно. И вновь - никакой реакции.

- Да, вы просто-напросто охотились за целью

- Не все так просто было. Вскоре самолет-нарушитель зашел в так называемую мертвую воронку КП полка, т.е. находился непосредственно над командным пунктом. Каждая РЛС в зависимости от высоты имеет мертвую воронку, в которой она не видит цели. Диаметр на малой высоте небольшой, с ее увеличением он возрастает. На высоте, на которой шел нарушитель, это примерно 9 тысяч метров, она достигала 12-15 километров. Доклад офицера с КП об этом поверг в шок весь боевой расчет. Я сразу же задал вопрос: "Видит ли цель диспетчерский локатор (он контролировал обстановку в районе аэродрома и обеспечивал завод истребителя на посадку)?" "Да, видит". Отдал распоряжение руководителю посадки самолетов, чтобы он передал летчику команду: "Уничтожить цель ракетным огнем". Одновременно Осипович доложил, что самолет-нарушитель уменьшает скорость, а он не может держаться. Истребитель Су-15 - тяжелый, а крылья не очень большие, поэтому у него эволютивная скорость - 450 км/час. При меньшей скорости он начинал парашютировать, падать.

"Выхожу вперед", - передал Осипович . Это было уже в зоне видимости и управления КП дивизии. Летчику отдается новое распоряжение: разворот на форсаже с предельной перегрузкой и открытие огня. О нашем решении доложил первому заместителю ВВС округа генерал-лейтенанту Валерию Каменскому (командующий ВВС округа генерал-полковник Александр Закревский находился в отпуске). Совпадение произошло такое: один, командующий, в отпуске, второй, командир полка, в отпуске: Сообщаю, что отдал команду на открытие огня. Каменский говорит: "Сейчас доложу командующему войсками Дальневосточного военного округа генералу армии Ивану Моисеевичу Третьяку". В это время истребитель Су-15 , пилотируемый Геннадием Осиповичем , выполнил форсированный разворот, вышел в заднюю полусферу цели на дальность 1,8 км. И летчик произвел залпом пуск двух ракет: правой - с радиолокационной головкой, левой - с тепловой.

Через некоторое время - доклад: "Цель поражена". Правая ракета взорвалась в районе хвостового оперения. Левая вошла в крайний двигатель на левом крыле и отсекла часть его. Су-15 вышел из атаки. Большая машина с огромной несущей поверхностью после поражения ракетами планировала до воды примерно 7 минут.

Звонок от генерал-лейтенанта Каменского: "Анатолий Михайлович! Генерал армии Третьяк утвердил ваше решение". Отвечаю: "Поздно. Нарушитель падает". Каменский: "Что же будет?" Минутой позже дежурный генерал КП округа выходит со мной на связь и говорит: "Будете говорить с командующим войсками". Я представился и доложил: "Дежурный истребитель Су-15 произвел атаку и поразил самолет-нарушитель RС-135 над нашей территорией". Третьяк уточнил: "Вы сбили или не сбили?". Сердце у меня екнуло - на планшете нарушителя все еще вели, и все же твердо ответил: "Самолет сбит!" Через 15 секунд цель пропала с экрана - да, она поражена! Выдох облегчения.

Потом была напряженная и нервная работа по сбору объективной информации. Все мы понимали: случай исключительный. Всех посадили писать объяснительные, опечатали аппаратуру объективного контроля. И стали ждать государственной комиссии. На следующий день из СМИ узнали о том, что сбитый самолет - это, возможно, пассажирский самолет " Боинг - " рейса KAL-007 южнокорейской компании. В души вкралось смятение, и все же мы были уверены: уничтожили RС-135 . На всех локационных средствах нарушитель однозначно был идентифицирован как известный американский разведчик.

- По размерам, конфигурации, по другим характеристикам разве нельзя было определить, что летел "Боинг"?
- А вы выйдите на улицу 1 сентября в 5 утра. Темень. Как определишь?

- А летчик: Что видел летчик?

- Мы спрашивали Осиповича : "Видишь "мигалки"? "Мигалки" он видел. Но они на всех летательных аппаратах имеются. Другое дело, что над территорией противника аэронавигационные огни выключаются. Но в состоянии войны мы ни с кем не находились. Окошек Осипович не видел, в ночное время их зашторивали.

- И что определила комиссия?

- Ее возглавлял маршал авиации Петр Семенович Кирсанов, она была очень представительной и, конечно, отнимала у нас значительное время. Но главные наши силы уходили на другое. В районе падения "Боинга" в воздухе одновременно находились десятки самолетов - японских, американских и наших советских из разных ведомств. Истребители постоянно дежурили в воздухе. Мы были уверены, что провокации будут продолжаться, не исключались и непреднамеренные нарушения государственной границы. Были моменты, когда на экранах радаров светилось от 12 до 15 целей.

Комиссия завершила работу и убыла в Москву. Никаких претензий нам не предъявили. Мы получили небольшую возможность отдохнуть. Мне, правда, не пришлось. В одну из ночей, в 2-3 часа, звонок домой. Оперативный дежурный передает распоряжение: "Нужно срочно выехать на аэродром Сокол . Там вас ждет самолет Ан-26, вылетите в Хабаровск, где вас ожидает Ил-62. Вам приказано вместе с командиром 24-й дивизии ПВО убыть в Москву".

Сообщение озадачило: зачем летим в Москву? В столице нас встретили четко по-военному: "Товарищи генералы, вас ждет начальник Генштаба ". Маршал встретил радушно. Объяснил причину вызова: по решению Политбюро нам предстояло выступить в качестве экспертов на пресс-конференции, которую проводил Леонид . В последний момент нас решили, что называется, не показывать широкой публике, и пресс-конференцию мы смотрели по телевизору.

Проведенное расследование, в том числе и с участием специалистов ИКАО , признало правомерность наших действий. Много вопросов было к американской, японской и южнокорейской сторонам. Они остаются и сегодня.

- Вот как?

- И тогда, в 1983-м, и сегодня, 20 лет спустя , абсолютно убежден в том, что пассажиров в самолете не было. Был один экипаж. Не могли бесследно исчезнуть 269 человек. Никто не собирает на самолетах в одну связку паспорта: Я мог бы привести целый ряд и иных аргументов, но скажу другое. Сегодня проводятся серьезные расследования, и через полтора-два месяца мы узнаем многую неизвестную и запутанную информацию 20-летней давности.

Оригинал взят у nstarikov в Он выполнил свой долг

В АДЫГЕЕ УМЕР ЛЁТЧИК, СБИВШИЙ В 1983 ГОДУ ЮЖНО-КОРЕЙСКИЙ «БОИНГ-747». В Майкопе с почестями проводили в последний путь храброго и верного присяге офицера — подполковника авиации Геннадия Осиповича. Сообщение ТАСС от 2 сентября 1983 года облетело все советские газеты: «В ночь с 31 августа на 1 сентября самолёт неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошёл в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над островом Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал».


Это был пассажирский «Боинг-747», летевший из Нью — Йорка через Анкоридж в аэропорт Сеула .




«В Майкопе с почестями проводили в последний путь храброго и верного присяге офицера — подполковника авиации Геннадия Осиповича .


Сообщение ТАСС от 2 сентября 1983 года облетело все советские газеты: «В ночь с 31 августа на 1 сентября самолёт неустановленной принадлежности со стороны Тихого океана вошёл в воздушное пространство над полуостровом Камчатка, затем вторично нарушил воздушное пространство над островом Сахалин. Самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал».


Это был пассажирский «Боинг-747», летевший из Нью-Йорка через Анкоридж в аэропорт Сеула.


Геннадия Осиповича военные офицеры вспоминают как исключительно порядочного человека, профессионала высокого класса, отличного лётчика.


«То, что выпало ему на долю, не пожелал бы никому», — говорит полковник военно-воздушных сил России Анатолий Коваленко .


По воспоминаниям Анатолия Григорьевича, Геннадий Осипович получил боевой приказ подняться в воздух в пять утра. На высоте приблизительно 9 км он увидел южнокорейский самолёт, который приближался к нашей границе.


«Но на нём горела мигалка — значит, самолёт или пассажирский или транспортный. На сигналы он не отвечал. Когда «Боинг» пересёк государственную границу Советского Союза, Геннадий получил приказ: цель уничтожить. Затем новый приказ: посадить. Не получилось — экипаж не реагировал. Потом ещё приказ: цель уничтожить. Геннадий Осипович вёл себя как настоящий боевой офицер — точно исполнил приказ», — считает полковник Коваленко.


Когда истребитель сел, Геннадия друзья поздравляли с выполнением боевого задания. Но на следующий день западные СМИ превратили лётчика из героя в убийцу. Геннадий Николаевич очень тяжело переживал то, что против воли оказался в центре мирового скандала.


На острове Сахалин живут тысячи корейцев. Чтобы сохранить жизнь лётчику и его семье, Осиповича перевели служить в другое место. В 1986 г. Осипович уволился из Вооружённых сил и поселился на родине, в Майкопе.


Много позже стало ясно, что советский лётчик был ни в чём не виноват. В сбитом пассажирском самолёте был только экипаж. Очевидно, что под видом пассажирского на территорию СССР проник самолёт-шпион.


«Потом я читал, что на дне нашли паспорта, связанные стопкой, связанные кеды и фрагменты только 17 тел. Но в самолёте должны были лететь 269 человек. Куда подевались они? Зато этот скандал пришёлся на руку США, которые, благодаря сбитому «Боингу», раздули мировой скандал, утверждая, что СССР — империя зла! Крайним оказался советский лётчик», — уверен Анатолий Коваленко.


Кстати, официально истинная причина гибели южнокорейского «Боинга» до сих пор не раскрыта. Не торопятся на Западе раскрывать и тайну гибели ещё одного «Боинга» — малайзийского, сбитого уже над Украиной.»


P.S. Материалы по теме

Подполковник Геннадий Николаевич Осипович рассказал, как в 1983 году собственноручно уничтожил гражданский боинг, нарушивший границы СССР. Этот тот самый самолет, вокруг которого разразился скандал.

Информационное агентство ТАСС 2 сентября 1983 года сообщило ошеломительную новость: «В ночь с 31 августа на 1 сентября неопознанный самолет вошел в воздушное пространство СССР со стороны Тихого океана и был сбит как нарушитель над Сахалином». В это же самое время в Сеуле потеряли пассажирский «Боинг-747» рейса KAL 007, на котором находилось 269 человек. Сначала было объявлено, что самолет потерял курс, а потом поступила информация о его уничтожении советским истребителем. В те года разные страны выдвигали самые разнообразные версии. Существовало мнение, что самолет уничтожили ВВС США для того, чтобы устроить провокацию. Другие полагали, что это сделали японцы. Однако правду так вскрыть и не удалось, все государства, имеющие хоть какую-то информацию скрыли данные об инциденте.

Однако газете «Аргументы и Факты» интересное интервью дал подполковник Геннадий Николаевич Осипович. Это именно он сбил тот злосчастный самолет, которому не повезло оказаться в воздушном пространстве СССР.

Офицер рассказал, что в ту ночь он находился на боевом дежурстве в войсках ПВО на Сахалине. Неожиданная боевая тревога была поднята в пятом часу утра. Осипович не предал этому особого значения, так как в 1983 году разведчики США очень часто нарушали границы СССР.

Подполковник взлетел на своем самолет и набрал 8 500 метров. По радио передали, что спереди обнаружен самолет нарушитель. Осипович увидел огни летательного аппарата на удалении в 30 километров. Огни мигали, но это все равно было заметно в серой дымке ночного неба. Также были заметны два ряда светящихся иллюминаторов. Офицер утвердительно ответил на вопрос наземного оператора о том, горят ли мигалки. Пилоту сразу стало понятно, что перед ним либо транспортный самолет, либо пассажирский.

Оператор приказал Осиповичу принудить самолет к посадки из-за нарушения государственных границ. Летчик вышел на одну высоту с Боингом, чтобы другой пилот мог увидеть боевой истребитель рядом с собой, после чего подполковник начал мигать бортовыми огнями. Таким образом, он выполнил международные правила полета и дал специальный код, который предупреждает другой самолет о нарушениях границы. Однако никакой ответной реакции не последовали. После этого оператор приказал дать предупредительный залп из пушки. Осипович дал 4 очереди. Но и тут не последовало реакции. После этого поступил приказ на уничтожение цели. Два воздушных судна находились недалеко от Невельска.

Геннадий Осипович сделал обходной маневр и зашел на Боинг снизу. Было выпущено две ракеты: тепловая попала в двигатель, а радиолокационная – под хвост. После этого огни у Боинга погасли, а подполковник доложил об уничтоженной цели.

После это инцидента разразился международный скандал, в котором пилота пытались превратить в изгоя. И на протяжении 20 лет подполковнику задают один и от же вопрос: «А вы знали, что там были пассажиры». Осипович же придерживается другого мнения.

Подполковник заявил в интервью «Аргументы и Факты», что у него не было времени анализировать самолет на предмет наличия в нем пассажиров. Однако боевой летчик уверен, что это был закамуфлированный под гражданский Боинг разведчик. Его версию подтверждает тот факт, что 269 пассажиров после инцидента так и не смогли найти. Были странные находки вроде связи паспортов или связанных пар кед, но не людей. Осипович также заявил, что Боинга могло быть два. Один – пустой (но с гражданским мусором), и он нарушил границы СССР, а впоследствии оказался сбитым. Второй – пассажирский, летел своим курсом и, согласно имеющимся данным, даже выходил на связь с японцами. Однако его позже тоже сбили. В завершение подполковник отметил, что в действительности самолет самостоятельно не мог отклониться от курса почти на 600 миль. Эту ошибку должны были заметить и экипаж, и наземные службы.

Из-за безалаберности пилотов KAL-007 отклонился от маршрута и вместо полёта в Корею пересёк сначала Камчатку, а потом и Сахалин. Страшно представить себе, куда бы прилетел в итоге этот самолёт, ну да ладно. Тем более что в 1978 году самолёт этой авиакомпании уже совершил подобный кульбит и вместо Анкориджа попал на Кольский полуостров, где был атакован, но совершил благополучную посадку на лёд озера. Нелишним будет напомнить, что Мурманская область и Камчатка - это район базирования стратегических подводных лодок СССР.

На этот раз самолёт был сбит. За рубежом сообщалось, что на борту KAL-007 находились 269 пассажиров и членов экипажа, все они считаются погибшими. Был грандиозный международный скандал. Советские водолазы почти сразу обнаружили остатки самолёта возле острова Монерон, он был практически разорван на куски. Ни одного тела пассажира так и не было найдено, были обнаружены только фрагменты тела пилота. Также было найдено множество вещей, некоторые из которых были впоследствии опознаны родственниками погибших пассажиров. Командир KAL-007 Чун Бюнг Ин ранее был личным пилотом президента Кореи, служил в ВВС.

Геннадий Николаевич Осипович неоднократно в интервью рассказывал, что он не сбивал «корейца», более того, из его слов следует, что в тот день в небе над Сахалином и рядом с ним было несколько самолётов-нарушителей, что говорит о масштабной провокации иностранных государств против СССР. Этой же версии придерживается, кстати, и авиаэксперт Мишель Брюн, изложивший доводы в своей знаменитой книге «Сахалинский инцидент: истинная миссия KAL-007».

В знаменитом интервью газете «Известия» Осипович сказал, что он получил приказ взлетать в 06.00 со своей авиабазы на Сахалине. Ему приказали направиться к востоку по направлению к Охотскому морю на высоте 8500 метров. Через 8 минут после взлёта Осипович получает сообщение от диспетчера: «Вражеский самолёт прямо по курсу».

Тем не менее вскоре после этого диспетчер изменил задание и послал Осиповича к цели, которая уже находилась позади него. Осипович сделал левый вираж, выполнил разворот на 180 градусов и направился, получается, за каким-то другим самолётом. Вскоре после разворота Осипович заметил небольшую чёрную точку в облаках.

«Нарушитель летел со скоростью приблизительно в 1000 км/ч. Я поймал его радаром и следовал за ним на расстоянии 13 км. Неожиданно диспетчер начал нервно спрашивать меня, какой у меня курс и высота у цели. Мы вошли в зону, где мой радар ничего не показывал, для меня это было полной неожиданностью. Я летал в этом районе много раз прежде, но это случилось здесь со мной впервые. Диспетчер позднее объяснил мне, что радарное эхо от обоих самолётов полностью исчезло с экрана», - рассказал Осипович.

После этого заявления Андрей Иллеш, журналист «Известий», воспроизвёл отрывок с американской плёнки, на которой были записаны переговоры советских пилотов. В отрывке был странный диалог:

805, это вы вызывали?

Кто вызывает 805-го?

Осипович прокомментировал их сенсационно: «Да, это меня вызывали. Хотя голос показался мне странным. Как будто кто-то вклинился в наш разговор. Иностранец, знавший русский язык, говорил на нашей частоте для того, чтобы создать неразбериху и отдать ложные приказы. Кто это был - так и осталось загадкой. Очевидно, что говоривший находился в воздухе где-то в том же районе, слушал эфир и имел соответствующую передающую аппаратуру.

В 06.22 Осипович получил приказ открыть предупредительный огонь и заставить нарушителя приземлиться. Он сказал, что сделал 243 предупредительных выстрела из пушки. Но, добавил он, «у меня не было никаких трассирующих снарядов, только бронебойные». Именно в этот момент самолёт-нарушитель начал замедлять скорость. В эфире творилась неописуемая сумятица, и я не мог разобрать ни слова. Я помню, что вслед за мной шёл МиГ-23, который не мог лететь достаточно быстро, потому что он всё ещё нёс подвесные топливные баки. Пилот не переставал кричать: «Я вижу воздушный бой! Воздушный бой!». Я не имел никакого понятия, о каком воздушном бое он говорит».

Итак, какой-то русский пилот видел ещё до атаки Осиповича воздушный бой. Но это был не огонь пушки Осиповича, ведь там не было трассеров, по официальной версии, выстрелы Осиповича не видели даже пилоты KAL-007. Таким образом, был ещё один советский военный самолёт кроме самолёта Осиповича и МиГа-23. Был и ещё один самолёт-нарушитель.

Вернёмся к рассказу Осиповича: «Я просигнализировал огнями, но вместо того, чтобы подчиниться, другой самолёт попытался стряхнуть меня с хвоста. Этот самолёт замедлил скорость до 350 км/ч. Мой самолёт не мог лететь со скоростью меньше 400 км/ч без срыва воздушного потока. Я резко спикировал и повернул вправо, в результате чего оказался в 5 км сзади и в 2 км ниже нарушителя. Когда я оказался рядом с другим самолётом, у меня появился хороший шанс его рассмотреть. Он выглядел больше по размерам, чем Ил-76, но силуэт напоминал мне Ту-16.

Первая ракета ударила в хвост, и я увидел большое оранжевое пламя. Вторая снесла половину левого крыла. Огни немедленно погасли. Когда погасли огни того самолёта, по которому я стрелял, я отвернул вправо и полетел на базу. Затем я услышал, как наземный контроль наводил на цель другой самолёт. «Цель снижается», - сказал диспетчер другому пилоту».

Ту-16 - это самолёт, абсолютно не похожий на «Боинг-747». У «Боинга» - четыре двигателя под крыльями, четыре реактивных струи от них. Огромный фюзеляж, две палубы. Ту-16 - стратегический бомбардировщик с двумя двигателями в крыльях, около фюзеляжа. После отрыва крыла самолёт, который сбил Осипович, должен был начать неконтролируемое падение. «Боинг» же официально падал 12 минут, его пилоты долго боролись за жизнь лайнера. Кроме того, мы видим, что другие самолёты ПВО СССР продолжали наводиться на какие-то цели. Что это были за цели, если Осипович свою уже сбил и доложил об этом?

Осипович заканчивает: «Я сбил вражеский самолёт-разведчик. Всё это дело с гражданским авиалайнером началось только потом. Водолазы нашли остов самолёта, но там не было никаких пассажиров. Единственным найденным останком человека там была рука пилота в чёрной перчатке. Не имеет значения, что они говорят, я отвечаю за свои слова: самолёт, который я сбил, был не пассажирским, а шпионским».