Архитектурные сооружения растрелли. Франческо бартоломео растрелли (1700—1771). Работа над перестройками. Царское Село

Русифицированное имя и отчество Варфоломей Варфоломеевич; (1700-1771) - знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, граф, кавалер ордена Святой Анны и академик архитектуры.

Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли (1675-1744), обрусевшего итальянца. Образование получил в Париже, учился также и у отца - скульптора. В 1716 вместе с отцом в качестве его помощника приехал в Россию, а вскоре начал работать самостоятельно. Для продолжения образования в 1722-30 побывал в Италии, Германии и Франции. Растрелли являлся любимым архитектором Елизаветы Петровны, при ней были созданы его лучшие работы. Получил звание генерал-майора. После себя оставил школу учеников и последователей. В Москве и Санкт-Петербурге строил для Анны Иоанновны, в Санкт-Петербурге и его пригородах - для Елизаветы Петровны, в Курляндии - для фаворита Анны Иоанновны, Эрнста Иоганна Бирона.

По заказу Анны Иоанновны выполнил ряд построек: небольшой деревянный дворец Зимний Анненгоф в Московском Кремле и летний Анненгоф в Лефортове (оба не сохранились). После переезда императрицы в Санкт-Петербург в 1732 начинает работу над новым Зимним дворцом (третьим по счету) на месте нынешнего. В 1741, после восхождения на престол Елизаветы Петровны, начинается пора блистательного расцвета таланта Растрелли. Он получает самые крупные официальные заказы. В великолепных творениях этого времени выражается лицо Российской империи, воплощаются идеи славы, могущества и богатства России.

В 1741-42 на месте нынешнего Инженерного замка Растрелли строит новый летний деревянный дворец, заказанный еще при Анне Леопольдовне и завершенный при Елизавете Петровне. Этот Летний дворец стал любимым местопребыванием императрицы Елизаветы. В композиционном решении дворца и в оформлении его интерьеров уже складывается зрелый почерк мастера, равно как и в другом, не менее известном, в своё время, его творении – Ропшинском дворцово-парковом комплексе .

По заказу императрицы Елизаветы, Франческо Бартоломео Растрелли запроектировал в Ропше большой ансамбль с дворцовым комплексом в центре и Верхним и Нижним садами по его сторонам. С этого времени мы можем говорить о создании именно дворцово-паркового ансамбля, а не просто комплекса построек с сопутствующим ему небольшим садом, ибо обе части комплекса становятся полноправными и неразрывными. И хотя зодчему, по причине начавшейся вскоре Семилетней войны, не удалось реализовать проект полностью, он создал на основе скромного усадебного дома Головкина новую композицию целого комплекса построек на обширном плато террасы. Старые палаты были соединены с новыми боковыми корпусами длинными одноэтажными галереями. К прежним флигелям пристраиваются ещё два корпуса.

У концов галерей с одной стороны появилась церковь, с другой – павильон «Эрмитаж». Перепланировке в излюбленном Растрелли стиле барокко подвергся и главный фасад здания. Черты фирменного стиля знаменитого архитектора - стройные белые колонны коринфского ордера - и сегодня гордо несут треугольный классический портик. Однако говорить о том, насколько велика роль Растрелли в обустройстве имения, трудно. Памятник сильно изменился в последующие годы, хотя композиционное решение знаменитого зодчего было сохранено его последователями.

Пожалуй, наиболее яркий представитель русского барокко. Ф. Б. Растрелли первым соединил элементы европейского барокко с русскими архитектурными традициями, почерпнутыми им, прежде всего, из нарышкинского стиля, такими как колокольни, крыши, цветовое решение.

Архитектор Бартоломео Растрелли - создатель множества восхитительных, прекрасных сооружений. Его дворцы и культовые здания поражают своей торжественностью и великолепием, горделивостью и царственностью. И это неудивительно. Ведь Бартоломео Растрелли, биография которого интересует многих современных любителей архитектуры, творил и созидал для императоров.

Коротко о детстве

Родился Бартоломео Франческо Растрелли в Париже, в семье талантливого и знаменитого итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Это произошло в далеком 1700 году, когда Францией управлял Людовик XIV. Король очень ценил своего придворного ваятеля, поэтому детство маленького Франческо прошло в довольстве и беззаботности.

Мальчик рос очень пытливым и старательным. Ему нравилось что-то делать своими руками, нравилось подражать отцу и оттачивать свое мастерство.

Переезд в Россию

После смерти “короля-солнца” Карло Растрелли получил приглашение от русского двора на трехгодичную работу в Северном царстве. В то время было привычным талантливым мастерам ездить на заработки в Россию, поэтому Растрелли-старший, недолго думая, собрал семью и отправился в Санкт-Петербург.

Столица встретила иностранцев благосклонно. Семья поселилась в собственном доме, пользовалась уважением и почетом. Петр I, занятый обустройством нового города, обходился с талантливыми ремесленниками любезно и предупредительно. Он, видя их умение и мастерство, снабжал специалистов заказами, за которыми следовало хорошее, поистине царское вознаграждение.

Начало творчества

С юных лет Бартоломео Растрелли занимался серьезной зодческой работой под руководством и наблюдением своего отца. Например, он участвовал в достройке некоторых дворцов князя Меншикова - энергичного и властолюбивого соратника императора Петра.

Первой относительно самостоятельной работой Бартоломео Растрелли (к слову, в России молодого зодчего называли Варфоломей Варфоломеевич) было строительство трехэтажного дворца из природного камня для светлейшего князя, государственного деятеля и ученого Дмитрия Константиновича Кантемира.

Архитектор не наделил свое первое сооружение какими-то отличительными особенностями и свойствами. Нет, дворец был возведен в согласии с общепризнанным стилем Петра I, ему была присуща объемная полнота, четкость членений и плоскостность фасадов. Свой собственный стиль Растрелли выберет чуть позже.

В 1720 годы начинающий архитектор несколько раз совершал поездки во Францию и Италию, чтобы ознакомиться с новыми модными веяниями и направлениями в строительном искусстве.

Политический переворот

В начале 1930-х годов, на заре правления Анны Иоанновны, Растрелли-отец решил наладить с новой государыней отношения и отправился к ней на аудиенцию, захватив с собой сына и чертежные наброски.

Молодая царица, тяготеющая к помпезности и изысканности, благосклонно приняла талантливых зодчих и оказала им честь заняться строительством своего собственного дворца. Так у молодого архитектора появилась возможность отличиться перед государыней. Все его проекты были одобрены и воплощены в жизнь.

Зимний дворец

С приходом к власти Анны Иоанновны одаренный зодчий начинает труд всей своей жизни - ему поручают достроить главный царский дворец в Петербурге. Что делает Бартоломео Растрелли? Зимний дворец, сооруженный еще в начале 1700-х годов, казался императрице небольшим и заурядным, поэтому она с радостью утвердила грандиозный замысел воодушевленного архитектора, в соответствии с которым необходимо было выкупить четыре стоящих рядом дома и на их месте воздвигнуть великолепный строительный комплекс.

Через несколько лет строительство было завершено, и перед глазами петербуржцев предстало добротное четырехэтажное здание, обращенное своими фасадами на Неву и вмещающее в себя почти семьдесят парадных залов и более ста спален, а также театр, галерею, капеллу и множество служебных и караульных помещений.

Дворец был искусно и богато оформлен, имел круглые рустованные колонны и скульптуры фронтона, а весь первый этаж дома занимали огромные галереи с арками.

Примечательно, что Растрелли пришлось еще раз переделывать Зимний дворец. Произошло это спустя двадцать лет, в правление Елизаветы Петровны.

Новая императрица нашла главную резиденцию Романовых грязной и не соответствующей своему статусу. Она захотела увеличить здание в высоту и длину. Для этого необходимо было снести строение, а на его месте построить новое, более уместное для приема иностранных министров и проведения праздничных торжеств.

Чем примечательна структура нового Зимнего дворца, возведенного под надзором Бартоломео Растрелли? Здание насчитывало полторы тысячи комнат и занимало территорию, равную шестидесяти тысячам кубических метров.

Дворец, обладающий формой огромного прямоугольника, располагал внутренним парадным блоком и массивным, великолепно убранным фасадом, который был оснащен широко расставленными колоннами и просторными окнами, всевозможными формами оконных наличников и многочисленными вазами и статуями, размещенными над парапетами.

Примечательно, что современный вид Зимнего дворца, называемого также Эрмитажем, почти полностью соответствует последнему проекту великого архитектора.

Зодчий для Бирона

В 1730 годы Бартоломео Растрелли начинает тесно общаться с Бироном - фаворитом Анны Иоанновны. По протекции некоронованного императора зодчий становится королевским архитектором действующей императрицы. К слову, Елизавета Петровна, через пятнадцать лет пришедшая к власти с помощью дворцового переворота, также пользовалась услугами Растрелли как обер-архитектора.

Для Бирона зодчий разрабатывает и осуществляет проекты по строительству Митавского и Здесь мастер создает масштабные постройки, тяготеющие к замкнутой структуре, где доминирующим элементом является вытянутый центральный корпус.

С каждым новым чертежом искусство Бартоломео Растрелли развивается и совершенствуется, линии и приемы становятся все пластичнее и рельефнее.

Работа над перестройками. Аничков дворец

С приходом следующей владычицы у талантливого зодчего стали появляться интересные и изумительные заказы, одним из которых стало окончание строительства на набережной реки Фонтанки, начатого зодчим Земцовым.

Роскошное здание, возведенное в стиле барокко, вошло в историю как Аничков дворец. Бартоломео Франческо Растрелли руководил строительством и оформлением необычного сооружения, формой напоминавшего букву “Н”.

Работа над перестройками. Петергоф

Следующим заказом Растрелли было переустройство Петергофа.

Елизавета Петровна всей душой хотела улучшить и обогатить резиденцию своего умершего отца. Для этого она приказала сохранить в облике здания петровский стиль и атмосферу того времени, однако распорядилась наделить сооружение современным великолепием и масштабностью.

Бартоломео Растрелли удалось расширить и видоизменить дворцовый комплекс, оставив его выразительное центральное здание практически без изменений. По бокам он пристроил корпуса и воздвиг новые павильоны, соединив их красочными галереями, а также надстроил третий этаж и разработал живописную парковую систему.

Самый эффектный элемент петергофского интерьера - это квадратный парадный зал с двухцветной лестницей, декорированный роскошной отделкой.

Здесь присутствует все - дорогая позолота предметов и шикарная роспись стен, а также лепнина, резьба по дереву и ковка.

Работа над перестройками. Царское Село

Еще одним важным строительным объектом, который необходимо было переделать, являлась летняя царская резиденция, находящаяся в Ее императрица считала слишком старомодной и маленькой.

Какие изменения необходимо было произвести, дабы улучшить Бартоломео Франческо Растрелли для удовлетворения желаний государыни совершает перестройку в стиле русского барокко, не жалея ни денег, ни каких-либо других средств. На украшение фасадов и статуй уходит более ста килограммов золота.

В процессе перестройки зодчий перенес парадную лестницу на юго-западную сторону дворца, обнажив протяжность параллельных, примыкающих друг к другу парадных зал; углубил впадины окон, образовав богатую игру светотени; украсил фасады лепниной и скульптурой, разукрасив их в нежно-голубой и насыщенно-золотой цвета. Все это придало любимому дворцу императрицы праздничный торжественный вид и насыщенную эмоциональную экспрессию.

Новые проекты

Однако архитектурные работы Бартоломео Франческо Растрелли не ограничились лишь перестройкой чужих проектов. Зодчий создавал собственные талантливые и самобытные чертежи, по которым возводил роскошные и торжественные здания. Одним из таких сооружений стал Смольный собор. Бартоломео Франческо Растрелли выполнил его в пышном и претенциозном стиле украсив люкарнами и фронтонами и покрасив в мягкий светло-голубой цвет.

Комплекс культового здания выполнен необычно и по-особенному. Собор возведен пятиглавым, однако лишь один-единственный купол (обладающий самым большим размером) напрямую относится к храму, четыре же других являются колокольнями.

Еще одним талантливым творением архитектора является Строгановский дворец. Бартоломео Франческо Растрелли объединил три строения в одно общим фасадом, в центре которого установил портик с гербом, а также выполнил большую парадную лестницу, украшенную богатой лепниной и позолоченными кованными перилами, и просторную галерею, декорированную позолоченной скульптурой и огромными зеркалами.

Внутри здания располагалась грандиозная зала площадью в сто двадцать восемь квадратных метров.

Закат творчества

Со смертью Елизаветы Петровны канул в Лету помпезный и дорогостоящий стиль барокко, поэтому Бартоломео Франческо Растрелли оказался не у дел. На смену ему пришли новые мастера, более осведомленные в современном искусстве. Не имея заказов и испытывая материальные трудности, стареющий архитектор решается просить об отпуске и едет в Италию, якобы на лечение.

Здесь зодчий усиленно ищет заказчиков, однако у него ничего не получается. Параллельно с этим талантливый Растрелли узнает, что императрица Екатерина пользуется услугами другого архитектора. Так великий итальянец получает печальную отставку и достойную пенсию в тысячу рублей.

Вместе с семьей (у зодчего была любимая жена и двое детей) Растрелли покидает Россию. По дороге он встречается со своим былым покровителем Бироном и отправляется к нему на родину, дабы перестроить и улучшить курляндскую собственность бывшего регента Российской империи.

Говорят, что последней работой талантливого мастера стал проект церкви Святого Симеона и Святой Анны, который был преподнесен одаренным умельцем лично графу Панину с просьбой о вознаграждении в двенадцать тысяч рублей. Однако граф не счел нужным ответить на прошение Растрелли, хотя и построил церковь в согласии с чертежами после смерти архитектора.

Последние дни

Последние годы перед смертью великий зодчий провел в забвении и одиночестве. Мировому искусству уже не требовались его новые творения, никто не просил его о новых проектах и постройках. Грустно и уныло коротал свои дни талантливый мастер. Особенно печальным стало его существование после смерти супруги.

Историки и искусствоведы до конца не знают точной даты кончины Растрелли. Предположительно, умер он в марте-апреле 1771 года. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

Однако после него осталось огромное, бесценное и роскошное наследие - его великие творения, прошедшие сквозь века и невзгоды. Они до сих пор вызывают восхищение и восторг у туристов со всего мира.

March 18th, 2018 , 04:49 pm

Предлагаю читателям нашего журнала познакомиться со статьей Андрея Чекмарева, опубликованной в Журнала Архитектурное наследие - https://arch-heritage.livejournal.com/1745677.html - в декабре 2013 года. Предложение автора "А давайте выкладывать сюда архитектурную графику - проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает" - мне явно по душе. Впрочем, не буду цитировать всю статью, в ней очень много всего интересного.
Итак - к прочтению:

Думаю, с чем бы сюда вернуться. Фотопутешественников стало по десятку на мегабайт, так что отчетами о поезках все уже давно объелись. Предлагаю тем, кто интересуется архитектурой немного больше, новую затею. А давайте выкладывать сюда архитектурную графику - проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает. Графика много публиковалась, но не у всех есть именно эти книги или, лучше сказать, есть одни, но нет других. Неплохо было бы собирать такую вот интернет-коллекцию красивых чертежей. В замысле любая архитектура всегда лучше осуществленной, она фантазийней и дороже. А потом все, как обычно. упирается в бюджет. Имеет смысл составить визуальный ряд архитектурной графики, куда вошли бы не только те здания, которые построены, но и те замыслы, которые остались на бумаге. Что-то здесь уже нередко выкладывалось на эту тему, но фрагментами или довеском к фотографиям памятников или рассказу об их истории. Я же предлагаю ввести в сообщество особый жанр постов - подборку архитектурной графики по какой-либо теме. Можно по автору, можно по зданию или комплексу. Или еще как. Естественно, их растащат в сотнях перепостов, и это хорошо. Пусть интернет заполняется качественным и востребованным контентом, а то по части подобных материалов пока не фонтан.

Начнем с Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) . Главная фигура русского барокко, придворный зодчий двух императриц, Анны Иоанновны и особенно Елизаветы, для которой построил все ее роскошные дворцы. Чертежи Растрелли сегодня хранятся в разных собраниях, многое опубликовано. Из русских коллекций самые крупные в музее истории Санкт-Петербурга и Эрмитаже. Из зарубежных - в Народной библиотеке в Варшаве и венской Альбертине. Сканы разного качества из литературы о творчестве Растрелли и музейных каталогов.

Графика раннего периода 1730-х. Дворец курляндского герцога Бирона в Рундале , заложен в 1736, достраивался и доделывался после возвращения герцога из ссылки в 1762 году. Башню с проездом во нутренний двор так и не построили.








План всего дворцово-паркового ансамбля в Рундале


Второй дворец Бирона (а по статусу даже первый) с 1738 года строился в столице Курляндии Митаве , нынешней Елгаве. Дворцу не повезло, его со всей пышностью так и не отделали, а то, что было, неоднократно горело в пожарах. Сейчас там сидит сельхозакадемия.






Дальше чертежи деревянного Летнего дворца Елизаветы , который был построен в 1741-1744 годах и разобран по приказу Павла I, чтобы освободить место для его Михайловского замка (в котором император ии был убит).




Московский дворец Елизаветы , тоже деревянный, в Перове, которое принадлежало тогда фавориту императрицы Алексею Разумовскому. Дворец тоже давно не существует.


Еще один московский императорский дворец, в селе Покровском . Сохранился, зхотя до неузнаваемости перестроен под богадельню, находится на улице Гастелло.


Среднерогатский дворец Елизаветы , на окраине Петербурга, построен в 1751-1754 годах. Снесен недавно. в 1971 году.


Один из ранних вариантов перестройки и расширения Большого Петергофского дворца , 1746 год.


Дальше проектные чертежи перестройки Екатерининского дворца в Царском Селе. 1749-1756 годы.






И последняя по времени из елизаветинских резиденций - Зимний дворец в Петербурге , 1753-1762 годы






Дальше растреллиевские интерьеры , в основном для Зимнего и Екатерининского дворцов. Вообще интерьеров Растрелли осталось немного, да и из тех большинство реставрационные новоделы после военных разрушений. В Зимнем почти все было переделано уже при Екатерине в классицизме, а потом сгорело в большом пожаре 1837 года и частично воссоздано Стасовым как, например, Иорданская лестница.




Печи Растрелли как самостоятельные архитектурные формы, не то церковные колокольни, не то парковые павильоны.




Триумфальная ниша для трона Елизаветы.




Павильон Эрмитаж в Царском Селе . 1748 год. Великолепно сохранился и недавно отреставрирован.


Павильон Грот тоже для Царского Села . 1749-1761 годы. Сохранился, но частично утратил отделку


Охотничий павильон Монбижу в Царском Селе . 1754 год, перестройка первоначального здания С.И. Чевакинского. Потом Адам Менелас снова перестроил павильон, в результате чего он стал Арсеналом на окраине парка. Сейчас заброшен, но стоит. Первый вариант проекта.

Второй окончательный вариант

Катальная Горка в Царском Селе , построена в 1754 году. Разобрана за ветхостью в 1795-м.




Православная церковь в Митаве (Елгаве), перестроена до неузнаваемости в конце 19 века

Проект воссоздания шатра ротонды в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Проект был реализован под руководством Карла Бланка. Разрушена во время войны, сейчас вовстанавливается уже во второй раз.

Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге. Заложен в 1748 году. Ранний проект, где у собора угловые колокольни расставлены широко, и совершенно другая колокльня, чем та, которую в итоге решили строить. Этот проект повлиял на облик колокльни соборного комплекса в Костроме, построенной Воротиловым. А та, в свою очередь, повлияла на растпространение характерного типа колоколен с узнаваемым изогнутым завершением во всей Костромской губернии и соседних поволжских территориях.


План к этому варианту проекта


Боковой фасад утвержденного варианта проекта Смольного собора . Но при строительстве главы решили соединить вместе, что и было осуществлено.


Разрез собора. Можно видеть, каким Растрелли задумывал интерьер. Его замысле так и не был осуществлен полностью. Елизавета умерла, а Екатерина не собиралась продолжать затратное строительство в соответствии с проектом. Интерьер сделали сильно скромнее и уже в другую эпоху, по проекту Стасова.

Также не была построена и высоченная 140-метровая колокольня , верх которой прозрачно намекал на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.

Среди проектов Растрелли есть и такой вот оригинальный чертеж церкви треугольной конфигурации. Проект близок аналогичным замыслам треугольных церквей (обычно их посвящали Св. Троице), распространенным в итальянском и немецком барокко. Для какого места предназначался именно этот чертеж, неизвестно. Он так и не был реализован.

Полностью не был реализован и растреллиевский замысел Гостиного двора в Петербурге на Невском проспекте, 1757 года. Из-за экономии средств, Елизавета передала стройку приехавшему из Франции Ж.Б. Валлен-Деламоту, который сильно утростил проект Растрелли, отказавшись от всех пышных деталей барокко. На чертеже видно, какой Растрелли хотел видеть часовую башню над центральным входом в здание.

Вот такой он был, италианской нации обер-архитектор Двора Ея Величества граф Растрелли...

Включенные в подборку проекты Растрелли опубликованы в книгах:
Денисов Ю, Петров А. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., 1963
Франческо бартоломео Растрелли. Архитектурные проекты из собрания Государственнного музея истории Санкт-Петербурга. Каталог. Спб., 2000
Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись 17 - начала 20 в. Альбом-каталог. М., 2004
Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. Спб., 2010
Lancmanis Imants. Jelgavas pils. 2006

Русский архитектор итальянского происхождения, создатель «елизаветинского барокко».

Детство и юность

Франческо Бартоломео Растрелли родился в 1700 году в Париже. Его отцом был известный придворный архитектор и скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Любовь к искусству Растрелли-младшему привили с самого раннего детства. Отец и не думал препятствовать тому, чтобы сын пошел по его стопам; более того, увлечение Бартоломео-младшего архитектурой в семье всячески поощрялось. В Париже, где Растрелли провел детство и часть юности, он и начал обучаться азам архитектуры. Как нетрудно догадаться, его первым учителем стал Растрелли-старший. Тогда пользовавшийся большим авторитетом при дворе, Карло Растрелли не мог подумать о том, что слава его сына однажды превзойдет его собственную, ведь сейчас при упоминании семейной фамилии первым действительно вспоминается Зимний Дворец, который однажды построит Растрелли-сын.

Флорентиец по происхождению, Карло Растрелли работал при дворе «короля-солнца» Людовика XIV, а после смерти последнего был приглашен работать в . Растрелли подписал контракт сроком на три года. Так семья Растрелли оказалась при петровском дворе. Здесь Бартоломео окончательно утвердился в выборе будущей профессии. Во многом сказалось влияние : в ту пору он во многом превосходил остальные европейские города. Даже стажировки за границей (считается, что юный Растрелли совершенствовал свои архитектурные навыки в Италии и Франции) не отбили у него охоту продолжать работать в Петербурге. Отец, видя стремление сына, старался всячески помогать ему. Растрелли помогал отцу проектировать Стрельнинский дворец, занимался отделкой интерьера во дворце .

Самой же ранней задокументированной работой Растрелли-младшего считается дворец , выполненный в стиле петровского барокко. Тогда его работа не привлекла особого внимания и оставила простых обывателей равнодушными, ведь подобных зданий в Петербурге было очень много. Самые выдающиеся работы Растрелли, прославившие его имя в веках, будут еще впереди.

Раннее творчество

В 1730 году Российскую Империю возглавила племянница . Новая императрица была известной любительницей роскоши и изыска, что не могло не сказаться на ее архитектурных предпочтениях. Оба Растрелли были вскоре приглашены на аудиенцию к Анне Иоанновне. Результатом встречи остались довольны и Растрелли, и сама императрица, решившая доверить Растрелли-старшему строительство сразу нескольких дворцов - в , а потом и в Лефортово. Отец Растрелли, который в первую очередь был скульптором, нежели архитектором, взял на себя руководство строительными работами, а Растрелли-младший занялся разработкой проектов. К тому времени полученные им образование и опыт как ничто другое помогли ему с честью справиться с возложенными на него крупными задачами.

Тем временем Анна Иоанновна начинает приближать к себе фаворитов, самым видным из которых станет герцог . Покровительство императрицы позволяет Бирону влиять как на внутреннюю, так и на внешнюю политику Империи. В 1732 году Бирон задумал выстроить манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом. Видя успехи юного архитектора, он без колебаний поручает это задание молодому Растрелли. Тогда же, в 1730-ые гг. Бартоломео Растрелли строит для герцога Бирона Рундальский дворец и дворец в Митаве. Все эти постройки были возведены в Курляндии и являли собой живые доказательства эволюции архитектурного мастерства Растрелли. Намечается тенденция к собственному стилю: теперь он тяготит к рельефным полуколоннам, постепенно отказываясь от пилястр и рустовки.

В этот же период Растрелли начинается проектирование Летнего и Зимнего дворцов. Как архитектор он вступает в пору своего расцвета. В 1732 году Растрелли женился и вскоре стал многодетным отцом: в его семье родились Иосиф Яков, Елизавета Катерина и Элеонора. Однако до зрелых лет дожила лишь одна дочь: Иосиф и Элеонора умерли в 1737-38 гг. от холеры, которая в то время свирепствовала в Петербурге.

Примечательно, что смена власти, вошедшая в историю под названием «эпоха дворцовых переворотов» практически не отразилась на карьере Растрелли. Более того, в 1738 г. он стал обер-архитектором с годовым жалованием в 1200 рублей и служебной квартирой в бывшем Зимнем дворце, где поселилась также его семья. Тогда именитый итальянец мог позволить себе практически все. Создавая роскошные постройки, он вел не менее помпезный образ жизни, пользуясь расположением императорской власти.

Вскоре на горизонте появляется новый интересный проект - строительство дворца для по поручению . Но завершить дворец Растрелли не успел, поскольку пришедшая в 1741 году к власти крайне не любила все немецкое, и связь Растрелли с Бироном и Минихом ей отнюдь не нравилась. Неприязнь новой императрицы дошла до того, что та велела не признавать графское достоинство Растрелли, задержать выплату жалования и даже не давать ему новых строительных проектов. Однако не в характере Растрелли было пасовать перед трудностями.

Елизавета Петровна в жизни Растрелли

То недоверие, с которым новая императрица относилась к творчеству Растрелли, не сломило его характера. К тому времени он уже был достаточно известен в Петербурге, получал много заказов. Вдобавок как человек Растрелли прекрасно умел подстраиваться под окружающих, что очень пригодилось ему в общении с императрицей Елизаветой. Искусство дипломатии и помогло ему в итоге внушить доверие государыне, прежде относившейся к Растрелли с предубеждением.

Первым проектом Растрелли во время правления Елизаветы стал деревянный летний дворец в Петербурге, который, увы, не сохранился до наших дней. Тот период был для Растрелли на редкость плодотворным - он активно работал над в , проектировал Андреевский собор в Киеве, а в 1752-1757 гг. перестраивал Екатерининский дворец в . Помимо этого Растрелли успевал руководить работами по реставрации дворца в Стрельне.

Из последних грандиозных проектов Растрелли стоит выделить ансамбль и Зимний дворец. Несмотря на огромный потенциал, время Растрелли-архитектора подходило к концу - вместе с жизнью императрицы Елизаветы Петровны и эпохой блестящего, роскошного архитектурного стиля барокко.

Закат Растрелли

В 1761 году Елизавета Петровна скончалась. После ее смерти столь полюбившийся Петербургу барокко очень быстро вышел из моды, и Растрелли стал получать все меньше заказов. Взошедшая на престол быстро приблизила к себе архитектора Антонио Ринальди, который вскоре стал ведущим мастером при императорском дворе. Растрелли оказался не у дел. Роскошный образ жизни, который долгие годы вел архитектор, сменился острой финансовой нуждой. В 1762 году Растрелли уезжает в годовой отпуск в Италию, чтобы поправить здоровье. Там же он пытается найти нового заказчика: Растрелли по-прежнему был кормильцем своей семьи и пытался любым способом зарабатывать деньги. Вскоре до него доходит известие о том, что внутреннее убранство Зимнего дворца переделывает архитектор Вален-Деламот. Ему, Растрелли, даже не подумали доверить эту работу. Вскоре Растрелли и вовсе был уволен - императрица подписала указ об отстранении архитектора, правда, предоставив ему жалование в размере 1000 рублей в год.

В 1764 году некогда купающийся в славе и совершенно забытый теперь архитектор уехал из Петербурга. В Курляндии, где Растрелли вскоре появился со своей семьей, он достраивал некогда начатые им Митавский и Руэнтальский дворцы по заказу Бирона, недавно вернувшегося из ссылки. Последним проектом Растрелли считается курляндская усадьба Грюнхоф, которая была завершена после смерти архитектора другим автором - Йенсеном.

К сожалению, дальнейшая судьба Растрелли неизвестна. Последним местом, где жила семья архитектора, скорее всего, была Литва, но дата смерти Бартоломео и следы его могилы в дальнейшем теряются. Предполагается, что Франческо Бартоломео Растрелли умер в апреле 1771 года, поскольку этим месяцем датирован указ о выплате пенсии, которая была назначена наследникам Растрелли.

В память о достижениях архитектора его именем была названа площадь перед Смольным монастырем.


Имеет отношение к населенным пунктам:

В 1715 году прибыл с семьей в Санкт-Петербург по приглашению Петра I, где провел большую часть своей жизни. По проекту архитектора в городе построены выдающиеся архитектурные сооружения, в числе которых Зимний дворец, Строгановский дворец, Воронцовский дворец и др. Предположительно, скончался в Санкт-Петербурге.

Думаю, с чем бы сюда вернуться. Фотопутешественников стало по десятку на мегабайт, так что отчетами о поезках все уже давно объелись. Предлагаю тем, кто интересуется архитектурой немного больше, новую затею. А давайте выкладывать сюда архитектурную графику - проекты, планы, обмеры. Этого материала по русской архитектуре явно в сети не хватает. Графика много публиковалась, но не у всех есть именно эти книги или, лучше сказать, есть одни, но нет других. Неплохо было бы собирать такую вот интернет-коллекцию красивых чертежей. В замысле любая архитектура всегда лучше осуществленной, она фантазийней и дороже. А потом все, как обычно. упирается в бюджет. Имеет смысл составить визуальный ряд архитектурной графики, куда вошли бы не только те здания, которые построены, но и те замыслы, которые остались на бумаге. Что-то здесь уже нередко выкладывалось на эту тему, но фрагментами или довеском к фотографиям памятников или рассказу об их истории. Я же предлагаю ввести в сообщество особый жанр постов - подборку архитектурной графики по какой-либо теме. Можно по автору, можно по зданию или комплексу. Или еще как. Естественно, их растащат в сотнях перепостов, и это хорошо. Пусть интернет заполняется качественным и востребованным контентом, а то по части подобных материалов пока не фонтан.

Начнем с Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771) . Главная фигура русского барокко, придворный зодчий двух императриц, Анны Иоанновны и особенно Елизаветы, для которой построил все ее роскошные дворцы. Чертежи Растрелли сегодня хранятся в разных собраниях, многое опубликовано. Из русских коллекций самые крупные в музее истории Санкт-Петербурга и Эрмитаже. Из зарубежных - в Народной библиотеке в Варшаве и венской Альбертине. Сканы разного качества из литературы о творчестве Растрелли и музейных каталогов.

Графика раннего периода 1730-х. Дворец курляндского герцога Бирона в Рундале , заложен в 1736, достраивался и доделывался после возвращения герцога из ссылки в 1762 году. Башню с проездом во нутренний двор так и не построили.








План всего дворцово-паркового ансамбля в Рундале


Второй дворец Бирона (а по статусу даже первый) с 1738 года строился в столице Курляндии Митаве , нынешней Елгаве. Дворцу не повезло, его со всей пышностью так и не отделали, а то, что было, неоднократно горело в пожарах. Сейчас там сидит сельхозакадемия.






Дальше чертежи деревянного Летнего дворца Елизаветы , который был построен в 1741-1744 годах и разобран по приказу Павла I, чтобы освободить место для его Михайловского замка (в котором император ии был убит).




Московский дворец Елизаветы , тоже деревянный, в Перове, которое принадлежало тогда фавориту императрицы Алексею Разумовскому. Дворец тоже давно не существует.


Еще один московский императорский дворец, в селе Покровском . Сохранился, зхотя до неузнаваемости перестроен под богадельню, находится на улице Гастелло.


Среднерогатский дворец Елизаветы , на окраине Петербурга, построен в 1751-1754 годах. Снесен недавно. в 1971 году.


Один из ранних вариантов перестройки и расширения Большого Петергофского дворца , 1746 год.


Дальше проектные чертежи перестройки Екатерининского дворца в Царском Селе. 1749-1756 годы.






И последняя по времени из елизаветинских резиденций - Зимний дворец в Петербурге , 1753-1762 годы






Дальше растреллиевские интерьеры , в основном для Зимнего и Екатерининского дворцов. Вообще интерьеров Растрелли осталось немного, да и из тех большинство реставрационные новоделы после военных разрушений. В Зимнем почти все было переделано уже при Екатерине в классицизме, а потом сгорело в большом пожаре 1837 года и частично воссоздано Стасовым как, например, Иорданская лестница.




Печи Растрелли как самостоятельные архитектурные формы, не то церковные колокольни, не то парковые павильоны.




Триумфальная ниша для трона Елизаветы.




Павильон Эрмитаж в Царском Селе . 1748 год. Великолепно сохранился и недавно отреставрирован.


Павильон Грот тоже для Царского Села . 1749-1761 годы. Сохранился, но частично утратил отделку


Охотничий павильон Монбижу в Царском Селе . 1754 год, перестройка первоначального здания С.И. Чевакинского. Потом Адам Менелас снова перестроил павильон, в результате чего он стал Арсеналом на окраине парка. Сейчас заброшен, но стоит. Первый вариант проекта.

Второй окончательный вариант

Катальная Горка в Царском Селе , построена в 1754 году. Разобрана за ветхостью в 1795-м.




Православная церковь в Митаве (Елгаве), перестроена до неузнаваемости в конце 19 века

Проект воссоздания шатра ротонды в Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой. Проект был реализован под руководством Карла Бланка. Разрушена во время войны, сейчас вовстанавливается уже во второй раз.

Смольный Воскресенский Новодевичий монастырь в Петербурге. Заложен в 1748 году. Ранний проект, где у собора угловые колокольни расставлены широко, и совершенно другая колокльня, чем та, которую в итоге решили строить. Этот проект повлиял на облик колокльни соборного комплекса в Костроме, построенной Воротиловым. А та, в свою очередь, повлияла на растпространение характерного типа колоколен с узнаваемым изогнутым завершением во всей Костромской губернии и соседних поволжских территориях.


План к этому варианту проекта


Боковой фасад утвержденного варианта проекта Смольного собора . Но при строительстве главы решили соединить вместе, что и было осуществлено.


Разрез собора. Можно видеть, каким Растрелли задумывал интерьер. Его замысле так и не был осуществлен полностью. Елизавета умерла, а Екатерина не собиралась продолжать затратное строительство в соответствии с проектом. Интерьер сделали сильно скромнее и уже в другую эпоху, по проекту Стасова.

Также не была построена и высоченная 140-метровая колокольня , верх которой прозрачно намекал на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле.

Среди проектов Растрелли есть и такой вот оригинальный чертеж церкви треугольной конфигурации. Проект близок аналогичным замыслам треугольных церквей (обычно их посвящали Св. Троице), распространенным в итальянском и немецком барокко. Для какого места предназначался именно этот чертеж, неизвестно. Он так и не был реализован.

Полностью не был реализован и растреллиевский замысел Гостиного двора в Петербурге на Невском проспекте, 1757 года. Из-за экономии средств, Елизавета передала стройку приехавшему из Франции Ж.Б. Валлен-Деламоту, который сильно утростил проект Растрелли, отказавшись от всех пышных деталей барокко. На чертеже видно, какой Растрелли хотел видеть часовую башню над центральным входом в здание.

Вот такой он был, италианской нации обер-архитектор Двора Ея Величества граф Растрелли...

Включенные в подборку проекты Растрелли опубликованы в книгах:
Денисов Ю, Петров А. Зодчий Растрелли. Материалы к изучению творчества. Л., 1963
Франческо бартоломео Растрелли. Архитектурные проекты из собрания Государственнного музея истории Санкт-Петербурга. Каталог. Спб., 2000
Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись 17 - начала 20 в. Альбом-каталог. М., 2004
Императрица Елизавета Петровна и Царское Село. Спб., 2010
Lancmanis Imants. Jelgavas pils. 2006