Штат орисса описание. Четыре главных достопримечательности ориссы Где находится штат орисса в индии

Народ ория населяет штат Ориссу. В состав нового штата Орисса, согласно административному делению страны, проведённому правительством Республики Индии в 1956 году, вошли бывшая провинция Британской Индии Орисса и ряд княжеств, большинство которых было объединено ранее под общим названием «Княжества Ориссы».

Современный штат Орисса состоит из 17 округов, общая площадь его составляет около 150 тыс. км 2. Ориссу населяет32,2 млн. человек (данные представлены на 1992 год). Плотность населения составляет 114 человек на км 2 . Около 50 тысяч живёт в Бангладеш. Город Бхубанешвар - столица штата.

Подавляющее большинство населения Ориссы составляют ория.

Основной язык Ориссы – ория (одри, или уткали); на нём говорило в 1951 году свыше 13 млн. человек (82 % населения штата). Кроме того, ория является вторым языком почти для 1 млн. человек в Бихаре.

Язык ория принадлежит к восточной группе индоарийской ветви индоевропейских языков.

В результате длительного соприкосновения ория с бенгальцами бенгальский язык оказал заметное влияние на язык ория, главным образом, на его словарный состав. Иногда ория даже ошибочно называли диалектом Бенгалии. Близость этих языков объясняется тем, что они оба восходят к пракриту магадхи.

Язык ория имеет собственную письменность, хотя и основанную на деванагари, но существенно отличающуюся округлой формой букв от письменности остальных индоарийских языков (ещё сравнительно недавно, в прошлом веке, основным материалом для письма служили пальмовые листья, а орудием для письма металлическое стило).

На телугу говорит в Ориссе около 350 тысяч человек в южных округах штата. Урду и хинди в отличие от некоторых других штатов Индии особенно большого распространения в Ориссе не получили – число говорящих на этих языках равняется приблизительно 185 тысяч человек, это главным образом выходцы с севера. В горных округах штата на территории бывших княжеств распространены так называемые языки племён: сантали (334 тысячи человек), кондх, савара и другие.

История

Сведения о древней истории ория на территории современной Ориссы крайне скудны. Наиболее ранние письменные памятники на языке ория относятся к 13 веку нашей эры. Это брахманские архивы храма Джанганнатха в Пури, представляющие собой связки пальмовых листьев с текстами, которые содержат весьма отрывочные сведения о прошлом ория.

Орисса фигурирует во всех ранних исторических памятниках под санскритским названием одра-деша – «страна народа одра». Из многих толкований и переводов слова «одра», означающему название одного из цветов, произрастающих в джунглях Ориссы.

Второе, не менее распространённое название Ориссы (тоже санскритское) – уткала - деша, то есть «страна народа уткала» (уткала - второе этническое название народа ория, которое получило теперь довольно широкое распространение. В литературе и даже в прессе штат Орисса часто называется Уткал.), что переводится, как «чудесная страна» или «удалённая страна» (имеется в виду, видимо, её удалённость от Ганга).

Политическая история территории Ориссы со времени появления здесь ория и до 4 века до нашей эры мало известна. Орисса не входила ни в одну из 16 так называемых махаджанапад – ранних государств, сложившихся к 6 веку до нашей эры.

В 3 веке до нашей эры Калинга (так в то время называлась территория, примерно соответствующая современной Ориссе) составляла часть могущественной империи Ашоки. В округе Пури, южнее Бхубанешвара, найден один из «столбов Ашоки», - каменная колонна с высеченным на ней текстом его эдиктов. К этому времени относится широкое распространение в Ориссе буддизма.

В 4-5 веке нашей эры Орисса входила в империю Гупта.

В начале 7 века нашей эры Орисса была завоевана канауджским правителем Харшей.

10 век в истории Ориссы ознаменовался расцветом шиваизма. В 8-13 веке были созданы такие крупные памятники архитектуры индуизма, как храмы в Конараке, в Бхубанешваре, в Пури и множество других.

В 12-15 веке большое распространение получил вишнуизм.

На протяжении нескольких веков Орисса подвергалась нашествию завоевательных армий делийских султанов и мусульманских правителей Бенгалии. С 16 века вторжения стали особенно частыми. Во второй половине 16 века Орисса попала под власть афганской династии Сур, правившей в Бенгалии. Последний независимый раджа Ориссы был свергнут. Под властью афганцев Орисса находилась до 1592 года, когда она стала провинцией Монгольской империи.

В 1751 году Орисса была завоевана маратхами. Никакой собственной администрации или особой системы управления в этой окраинной провинции маратхи не ввели.

После большой военной кампании, предпринятой англичанами против маратхов, Орисса в 1803 году попала под власть англичан, которые сразу же ввели здесь свою администрацию. Во времена английского владычества территория Ориссы подвергалась неоднократным административным переделам и до 1912 года, вместе с Бихаром, составляла часть большой британской провинции Бенгалии.

Гнет чужеземных завоевателей вызвал к жизни движения ория за национальную независимость и автономию. Большую популярность получила идея объединения в одну провинцию всех областей с населением, говорящим на ория. Движение охватило все слои населения Ориссы. Его требования были сформулированы и выдвинуты на специальном конгрессе – Объединённой конференции Уткала в 1903 году.

В 1912 году территория современной Ориссы была отделена от Бенгалии и вместе с Бихаром образовала новую провинцию – Бихар и Орисса. Ория, как и следовало ожидать, не были удовлетворены такой полумерой, и движение за выделение за выделение Ориссы продолжалось. Особенно усилилось оно во время революционного подъёма в Индии в 1918-1922 годах.

В январе 1936 года Бихар и Орисса были разделены на две самостоятельные провинции. Борьба за выделение в отдельный штат орияязычных территорий шла около 30 лет и во многих отношениях слилась с общеиндийской борьбой за независимость. В состав вновь образованной провинции Орисса вошли 26 автономных княжеств: собственно Орисса, а именно округа Каттак, Баласор и Пури (крупнейшим княжеством было Майрбхандж); некоторые пограничные районы Мадраса; небольшие районы, отошедшие от Центральных провинций. Однако орияязычных районов осталась за пределами штата: Сингхбхум в Бихаре, Миднапур в Западной Бенгалии, Райарх и другие в Мадхья-Прадеше.

Новое административное деление страны, проведённое в 1950 году уже самими индейцами после получения независимости, изменило эти административные границы. Новый штат Орисса значительно увеличился за счёт присоединения феодальных княжеств восточной Индии, входивших ранее в агентство Чаттисгарх; правительство Ориссы взяло на себя также управление княжеством Маюрбхандж. После ликвидации феодальных княжеств в 1956 году Орисса стала единым штатом в составе Республики Индии.

Крупная промышленность в штате стала развиваться только в годы независимости, а поэтому в конце 50-х годов рабочий класс ещё не играл в политической жизни Ориссы той роли, какую он играл на тот момент в соседних штатах Андхра и Бенгалия.

Штат Орисса расположен широкой вытянутой полосой вдоль побережья Бенгальского залива (длина морского побережья Ориссы около 500 километров) и находится в тропической зоне Индии.

Материальная культура

Промышленность.

Промышленность в Ориссе развита очень слаба. Во времена британского владычества заводы и фабрики здесь не строились, и промышленность этой провинции была представлена лишь небольшим числом фабрик, мелкими кустарными предприятиями и ремесленными мастерскими по изготовлению металлических изделий и изделий ручного ткачества, а также немногочисленными рисоочистительными и маслодельными предприятиями.

Только с достижением независимости было обращено внимание на разработку природных ресурсов и развитие промышленности в Ориссе. Правительство Индии принимает для этого ряд мер.

В последние годы стала развиваться бумажная промышленность (основным сырьём является бамбук), цементная, текстильная, отчасти сахарная промышленность.

Крупным предприятием является металлургический комбинат в городе Руркела.

Особо следует отметить рост горнодобывающей промышленности. Орисса, наравне с Бихаром, располагает наиболее ценной по качеству железной рудой Индии. Залежи высококачественных железных руд, содержащих до 60% железа, разрабатываются в Сундаргархе, Кеонжхаре и Маюрбхандже. Недавно железо было найдено также и в округе Каттак. Орисса располагает 20% общеиндийских запасов марганца. Здесь также добывается (хотя и в небольших количествах) уголь, слюда, высококачественная хромовая руда. Присоединение бывших феодальных горных княжеств дало Ориссе богатые минеральными ресурсами Районы.

Индийское правительство, составляя общеиндийский план промышленного строительства, предусмотрела сооружения ряда объектов, обеспечивающих экономическое развитие Ориссы в недалёком будущем.

Открылись также возможности широкого использования энергии рек и богатейших лесных ресурсов отсталых горных районов: строевого леса сплавляемого по реке Маханади, тутового дерева.

Согласна планам развития индийской экономики в Ориссе осуществлено строительство крупного гидроузла, использующего энергию реки Маханади. Уже закончена первая и вторая очередь этого гидроузла – Хиракудская плотина с двумя электростанциями, которая сделала реку Маханади судоходной на протяжении 500 километров.

Электростанции обеспечили энергией не только Ориссу, но и многие районы штата Мадхья Прадеш и восточные районы штата Бомбей.

Немаловажным фактором для развития экономики этого штата является строительство крупнейшего гидроузла на реке Дамодар в Бихаре, который даёт электроэнергию промышленности северных районов Ориссы.

Промышленное развитие отдельных районов влечёт за собой и некоторые изменения в этническом составе населения. Приток мигрантов из других районов Ориссы и соседних штатов, взаимные контакты между представителями различных народов, племён и каст приводят к их сближению и постепенному стиранию этнических различий между ними.

Сельское хозяйство.

Потенциальные возможности сельского хозяйства Ориссы очень велики. Орисса имеет очень большой резерв залежных земель, которые с успехом могут быть превращены в обрабатываемые поля. Посевную площадь можно увеличить примерно на 50%. Более эффективным использованием благоприятных климатических и почвенных условий можно поднять продуктивность сельского хозяйства. Имеются, например, все возможности для того, чтобы выращивать три урожая риса в течение одного года: зимний, осенний и летний. Но пока даже два урожая в год снимаются лишь с 1/3 всей обрабатываемой площади.

Отсутствие удобрений и техническая отсталость сельского хозяйства Ориссы являются причиной низкой урожайности основной культуры – риса.

И всё же, несмотря на низкую технику сельского хозяйства, Орисса – один из немногих штатов Индии, который имеет некоторые излишки продовольствия, главным образом – зерновых.

Рис занимает главенствующее положение в экономики Ориссы. Из всей посевной площади Ориссы примерно 90% занято рисом. Его выращиванием занимается 80% населения штата. Сеют также просо, бобовые, кукурузу и пшеницу, сажают овощи. Однако эти культуры имеют незначительный удельный вес в сельском хозяйстве Ориссы. После того как большая часть Бенгалии отошла к Пакистану, возросло производство джута. В Ориссе культивируют сахарный тростник, табак, хлопок, масличные. В прибрежных районах широко распространена кокосовая пальма и меньше распространена пальмира. По всей Ориссе много плантаций бетеля.

Благополучие орисского крестьянина почти целиком зависит от урожая зимнего риса, и обработка рисового поля занимает, естественно, центральное место среди остальных крестьянских работ. Как и в других районах Индии, цикл сельскохозяйственных работ, связанных с посевом, уходом и снятием урожая зимнего риса, занимает около шести месяцев.

В мае, после начала дождей, готовят поле под посадки. Землю вспахивают от двух до четырёх раз, а в июне производят посев. В июле и августе рис пересаживают. В районах расположенных вблизи морского побережья, срок пересадки отодвигается до сентября. Пересаженный рис почти не требует прополки и, как правило, обходится без искусственного орошения. Сбор урожая начинается в ноябре и в некоторых местах заканчивается в январе. Сжатый почти под корень рис примерно на неделю оставляют в поле и лишь после этого связывают в снопы.

Дальше следует молотьба. Существует два способа молотьбы: выбивание зерна вручную и молотьба с использованием быков. Первым способом пользуются в тех случаях, когда хотят сохранить рисовую солому для плетения, покрытия крыши и т. д.; во втором случае солома идёт скоту.

Веяние производится вручную, при помощи специального плетёного лотка.

Кроме зимнего риса, выращивается и так называемый осенний рис; период его созревания – четыре месяца (с мая по сентябрь – октябрь).

На некоторых участках в Ориссе выращивается и третий урожай – «летний» рис: посев этого риса производится в январе – феврале, снятие урожая производится в мае – июне.

Таким образом, выращивание одного только риса, не говоря уже о других культурах, практически растягивается на весь год. Однако между отдельными периодами этого цикла бывают перерывы, которые используются для других хозяйственных работ. Наиболее длительный перерыв получается в период, когда закончена пересадка и начинается созревание риса. Именно в это время крестьяне занимаются починкой сельскохозяйственного инвентаря, заготовкой топлива и другими домашними работами.

На территории Ориссы, особенно в западных и северных районах, имеются большие лесные массивы (общая их площадь составляет около 40 тыс. км 2). Леса отличаются большим разнообразием древесных пород. Здесь крестьяне заготавливают дрова, строительные материалы (деревья сал и сундари, финиковую пальму), лечебные травы, кустарники и травы для плетения корзин и циновок, для покрытия крыши. Некоторые ория занимаются рыбной ловлей, причём ловят рыбу не только в море и реках, но также и на затопленных водой рисовых полях, где её специально разводят.

Среди крестьян развито отходничество. Как только собран зимний урожай риса и в полевых работах наступает затишье (обычно в феврале), крестьяне отправляются за пределы своего района в поисках временной работы.

Поселения, жилища.

Подавляющее большинство ория живёт в деревнях. Процент городского населения в Ориссе меньше, чем во всех остальных штатах (за исключением Ассама). В 1961 году городское население составляло 6,4% всего населения штата. Здесь имеется всего один крупный город – Каттак (население около 150тысяч человек) и около 30 мелких городов с населением от 5 до 50 тысяч человек в каждом. Примерно одна треть городского населения штата сосредоточено в трёх городах – Каттак, Бергампур и Пури. В последние годы в 30 километрах от бывшей столицы, город Каттака, бурно растёт город Бхубанешвар – новая столица Ориссы.

Основным типом поселений ория являются небольшие деревни (с населением меньше 500 человек). Крупных деревень здесь относительно мало: только около 240 деревень имеют от 1000 до 2000 жителей.

Сельские поселения обычно одинаковы и по площади (2-3 километра 2). Во время британского владычества ради более удобного взимания налогов английская администрация ввела в Ориссе территориально – административную единицу – мауза. Вся Орисса была разделена на определённое число мауз. В состав каждой маузы вошло одно или несколько поселений ория, расположенных в границах этой административной единицы. В настоящее время одна мауза по существу одна деревня.

Почти все деревни ория расположены в рощах, чаще всего, в пальмовых. Дома почти незаметны из-за густой зелени. В таких деревнях обычно нет улиц и дома расположены беспорядочно.

Дома у ория, как правило, строятся большие. В каждом доме две-три, а иногда и больше сообщающихся между собой тёмных комнат; в комнатах, выходящих на улицу, есть небольшие окна.

В домах обычно две двери, одна ведёт на улицу, а другая ведёт во двор. Большинство домов с небольшими верандами. Дома часто глинобетонные; мазанные, небеленые стены домов часто бывают разрисованные белой краской.

Около каждого дома находится двор, но двор не всегда огороженный. Хозяйственные постройки в каждом дворе примыкают к жилому дому и вместе с ним с трёх сторон ограничивают двор. В каждом дворе растёт куст тильси, почитаемого по всей Индии как священное. Под этим кустом обычно сооружают домашний алтарь.

Здесь же, во дворе можно увидеть и временный очаг, дополняющий постоянную кухню. Кухня представляет собой отдельную, примыкающую к дому постройку. Она тёмная, с тщательно вымазанным земляным полом, очень чистая. В отличие от многих народов Индии, ория не держат в кухне изображений богов.

Около крестьянских домов расположены приусадебные участки, где выращиваются овощи. Особенно много выращивается бетеля. На особых огороженных участках устраивается специальная сетка из прутьев, по которой вьётся бетель.

Основным продуктом питания ория всегда был рис. Сваренный на воде, приправленный солью и овощами, рис – традиционное блюдо ория. Из приправ они чаще всего используют красный перец и куркумовый корень.

Большое место в пищевом рационе занимает рыба, которая водится в многочисленных реках и озёрах Ориссы. Особенно богато рыбой озеро Чилка, замечательное тем, что с декабря по июнь вода в нём солёная, а в период дождей становится пресной.

Многие ория употребляют в пищу не только рыбу, но и баранину или козлятину. Это относится даже к некоторым членам таких «высоких» каст, как брахманы и каран.

Подавляющая часть ория в течение дня не ест горячей пищи, которую, как правило, варят один раз в день – вечером. Оставшийся от ужина вареный рис едят на следующее утро в холодном виде.

И всё же, несмотря на кажущееся разнообразие пищи, рис, по-видимому, настолько преобладает, что в Ориссе случаются заболевания болезнью бери-бери, вызванные недостаточностью витамина В 1 .

Основу мужского костюма ория, как и по всей Индии, составляет короткое дхоти, которое иногда имеет вид узкой набедренной повязки. Часто можно встретить мужчин, одетых в длинное белое дхоти и рубашку.

В прохладную погоду набрасывают на плечи нечто вроде хлопчатобумажной шали, а более состоятельные люди носят шерстяное покрывало.

Женщины носят общеиндийские домотканые сари, белые или красно-бурых тонов с тёмной каймой. Свободным концом сари они покрывают голову от солнца. Независимо от имущественного положения орисские женщины носят много украшений, среди которых распространены серьги в носу – не только в обеих ноздрях, но и в перегородке носа.

Обувь (обычно – сандалии) носят преимущественно горожане.

Духовная культура

Религиозный состав населения Ориссы в противоположность большинству других штатов Индии единообразен.

95% жителей исповедуют иудаизм, примерно 2% населения исповедует мусульманство, а христиан в Ориссе всего несколько тысяч человек. Сохраняются также и некоторые анимистические верования, особенно среди малых народов Ориссы.

Орисса долгое время считалась священной землёй – обителью индуизма. Завоевателям-мусульманам приписывают даже следующее изречение, относящееся к Ориссе: «Эта страна не подлежит завоеваниям. Она принадлежит исключительно богам».

Для Ориссы характерно огромное число культовых учреждений, обслуживаемых армией священнослужителей. Достаточно пересечь реку Байтарани, чтобы почувствовать особую атмосферу этой области Индии. На правом берегу реки возникаю один за другим храм, посвященные Шиве. Дальше идёт город Джаджпур (что в переводе обозначает «город жертвоприношений»), являющийся центром поклонения супруге Шиве – Кали.

Другими достопримечательностями Ориссы являются пещеры в горах Кхандагири и Уйдагири, датируемые II веком до нашей эры, шиваитский храм Лингарадж в Бхубанешваре, выстроенный в VII веке, и храм Солнца в Конараке (середина XIII века).

Кроме индуистских храмов и святынь, в Ориссе сохраняется много буддийских памятников, в том числе 10 ступ, которые считаются местом проповедей Будды. Сам буддизм здесь давно исчез.

В Ориссу стекается множество паломников из самых отдалённых концов страны; центром паломничества является город Пури, где находится крупнейший вишнуитский храм Джаганнатха. Тысячи жителей Пури прямо или косвенно живут за счёт верующих. Особенно велик приток верующих во время праздника Ратх Джатра – праздник колесницы или, точнее, процессии колесницы (ратх означает колесница, джатра – путешествие). Этот крупнейший индуистский праздник, являющийся самым значительным из всех годовых празднеств, отмечаемых в Пури, приходится на июнь-июль месяц (по индийскому календарю, месяц ашадха). Ни в одном месте Индии не отмечают его так широко и с соблюдением столь полного ритуала как здесь, хотя празднуют его и в других штатах.

Под именем Джаганнатха – владыки мира почитается бог Кришна. Основной ритуал праздника Рахт Джатра – праздника колесницы заключается в том, что большое деревянное изображение Кришны, а также его брата Баларамы и сестры Субхадры, которые тоже причислены к богам, выносят из храма и на больших колесницах в сопровождении верующих везут в другой храм, расположенный примерно в двух километрах от храма Джаганнатха. Здесь изображения богов остаются в продолжении восьми дней. По прошествии этого срока их снова помещают на колесницу и также в сопровождении огромной ликующей толпы возвращают в первый храм.

Среди индусов очень распространено поверье, что тот, кому посчастливится увидеть изображение Джаганнатха во время этих процессий, избежит несчастливого перерождения при втором рождении.

Это путешествие Джаганнатха их храма и обратно воспроизводит один из эпизодов жизни Кришны. Индийский миф гласит, что в детстве Кришна воспитывался в Гокле у пастуха Наиды. Однажды он вместе со своим братом Баларамой отправился в Матхуру, чтобы расправится со злым царём Матхуры Кансой. В Матхуре Кришна совершил один из своих подвигов – убил Кансу и после этого возвратился в Гокулу.

Перемещение изображения Кришны и его брата на некоторое время в другое место и затем торжественное возвращение его в храм символизирует это путешествие из Гокулы в Матхуру и обратно.

Праздник из-за большого скопления верующих, жаждущих увидеть изображение Джаганнатха, растягивается иногда на две недели.

Индуистские храмы и другие культовые сооружения, столь многочисленные в Ориссе, интересны не только как центры индуистской религии, но и как памятники искусства.

Литература и народное образование.

Наиболее древние письменные памятники на языке ория относятся примерно к 13 веку (иногда их датируют даже 9 веком). Устный и письменный язык ория, близкий к современному, оформился в 14 веке.

В течение пяти столетий (с 14 по 19 век) орисская литература развивалась в том же направлении, что и вся индийская литература, сохраняя лишь некоторые местные особенности: писатели в своём творчестве отражали тематику крупнейших древних литературных памятников Индии – Рамаяны, Махабхараты и Пуран.

На основе этих памятников было создано огромное количество литературных произведений всевозможных жанров. Существует, по крайней мере, 12 вариантов орисской Рамаяны и три варианта Махабхараты, не считая бесчисленного количества более мелких литературных произведений, использующих отдельные элементы этих сюжетов.

С 19 века орисская литература от религии и мистики переходит к темам сегодняшней жизни. Возрастающая активность индийских народов в политической и экономической жизни страны породила и новую литературу.

Основоположником современной орисской литературы считается Факирмохан Сенапати (1843-1918), произведения которого, так же как и его коллег и современников Радханатха Роя и Мадхушудана Рао, знаменуют собой начало нового периода в истории орисской литературы.

Сенатапи был не только писателем, но и купнейшим общественным деятелем. Происходя из трудовой среды, Сенатапи тем не менее сумел получить образование и был первым издателем и зачинателем издательского дела в Ориссе.

С конца 19 века появляется ряд орисских писателей, поэтов, драматургов, чьи произведения отражают сложную и тяжёлую обстановку, в которой находился народ ория в период колониального режима, и свидетельствуют о росте национального самосознания ория, о их борьбе за национальную самостоятельность и единство.

В колониальной Индии возможности развития национальной орисской литературы, как и вообще национальной орисской культуры, были весьма ограничены. Лишь в последнее время стала интенсивно возрождаться культурная жизнь народа ория. В 1959 году в Ориссе выходило 124 различных газет (вместо двух еженедельных в тридцатые годы), из них 70 газет выходило на языке ория. А в городе Каттаке были открыты два театра.

Согласно данным переписи населения Индии за 1961 год, грамотных в Ориссе было 21,5% населения.

В настоящее время в Ориссе ведётся большая работа по повышению грамотности населения. К середине пятидесятых годов здесь было около 18 тысяч учебных заведений (в основном это начальные школы) с общим числом учащихся свыше 800 тысяч человек.

Если в начале 20 века в Ориссе не было ни одного высшего учебного заведения, то к началу шестидесятых годов Орисса имела 34 высших учебных заведений различных профилей. Центром высшего образования для ория является Уткал Университет в городе Каттак, где обучается свыше 8 тысяч студентов. При университете 24 колледжа, которые готовят специалистов по экономике, истории, филологии, математике, физике, химии, биологии. В настоящее время народ ория имеет многочисленную национальную интеллигенцию.

Ремесла. Среди ория широко развита художественная обработка металла, имеющая очень давние традиции. Центром художественной обработки золота и серебра является Каттак. Филигранные ювелирные изделия ория используются заслуженной славой не только по всей Индии, но и далеко за её пределами. Выделываемая здесь серебряная проволока очень изящна и тонка – из одной серебряной монеты (рупии) изготавливают до 35 метров проволоки. За последние годы всё большее распространение получает также производство разнообразных художественных изделий из рога.

Распространённым видом художественного ремесла в Ориссе является резьба, особенно по камню, которая достигла здесь высокого совершенства.

Социальная культура

Основные обряды ория, как и у других народов Индии, исповедующих индуизм, связаны с рождением ребёнка, свадьбой, похоронами.

В день рождения ребёнка совершается обряд джанмадина (буквально «день рождения»). Родители приглашают в гости родных и соседей, брахману и соседям преподносят подарки. Деревенский астролог должен точно зафиксировать время рождения ребёнка, и впоследствии этот день ежегодно отмечается.

На шестой день после рождения ребёнка происходит церемония шастхи, в честь богини Шастхи, которой, как покровительнице, приписывают большое влияние на судьбу ребёнка. В это же время составляется гороскоп.

Следующая церемония бараратра отмечается на двенадцатый день после рождения ребёнка (только для девочек); смысл её – совершение очистительных церемоний для семьи новорожденной. Та же самая очистительная церемония для мальчиков совершается на двадцать первый день после рождения (в данном случае она называется экойса). Только после этого ребёнка можно показывать посторонним. Первое кормление ребёнка рисом, которое происходит, обычно, между седьмым и девятым месяцем после рождения, является поводом для новой церемонии – аннапрасам. Торжественно отмечается также момент прокалывания ушей у девочек (карнабхед). Состоятельные семьи отмечают специальной церемонией и начало обучения мальчика грамоте.

Приобщение детей к религиозной жизни, своеобразное посвящение ребёнка, отмечается церемонией намкаран, совершаемой духовным наставником – гуру. Время для этого обряда точно не определено, но он является обязательным до вступления в брак.

И, наконец, последний обряд, предшествующий вступлению в брак и завершающий период воспитания, - это церемония брата, совершаемая лишь для мальчиков «высших» каст в возрасте от 9 до 13 лет, - вручение священного шнура «дваждырождённых». Обряд этот стоит очень дорого и ложится тяжёлым бременем на семьи брахманов, для которых он совершенно обязателен и которые не всегда в состоянии нести этот расход. В Ориссе священный шнур «дваждырожденных» носят также мужчины касты кхандаит, хотя они и не совершают в детстве церемонии брата.

Следующее важное событие в жизни индуса – свадьба, которая сопровождается рядом обрядов, в большей или меньшей степени выполняемых всеми ория, независимо от принадлежности к касте.

Родители жениха и невесты, как и везде в Индии, иногда договариваются о браке своих детей задолго до свадьбы. Родители жениха в период, предшествующий браку, делают подарки невесте. Среди некоторых каст распространён обычай внесения выкупа за невесту. Свадебные обряды совершаются как в доме жениха, так и в доме невесты, на них присутствуют родственники обеих сторон, соседи, односельчане. Свадьба завершается торжественным переходом невесты в дом родителей жениха, где она и остаётся жить.

Замужество вдов в Ориссе практически существует, хотя в кастах брахманов и каран это считается нежелательным. Предпочтительно, чтобы молодая вдова вышла замуж за младшего брата мужа, а если такового нет, она может выйти замуж в другую семью. Жениться на вдове может только тот мужчина, который до этого уже был женат, иными словами, вдова не может быть первой женой.

Соблюдение всех свадебных обрядов и церемоний, обычай делать подарки, плата за невесту и другие многочисленные траты, связанные со свадьбой, так же как и выполнение других обрядов, требуют больших финансовых затрат. Деньги на свадьбу копят годами, и всё же редко обходятся без долгов.

Немалое значение придаётся правильному с точки зрения индуизма соблюдению похоронного обряда. Ория, как и все индусы, сжигают умерших на погребальных кострах. В течение 10 дней после смерти человека его семья считается нечистой, и не должна ни с кем общаться. И только после совершения очистительной церемонии праяшчитта семья становится полноправным членом общества.

Землевладение и землепользование.

Система землевладения в Ориссе несколько отличается от землевладения соседних Бихара и Бенгалии, несмотря на то, что они долгое время составляли одну провинцию. Объясняется это, по-видимому, тем, что на Ориссу не распространялся акт британского правительства, проведённый в Бенгалии и частично в Бихаре в 1793 году, закон о постоянных заминдари, так как Орисса попала под власть англичан десять лет спустя после этой реформы. В Ориссе действовал закон о временных заминдари.

Однако губительные последствия земельного законодательства были, в конечном счете, одинаковы для всех трёх провинции. В Ориссе крестьяне – собственники земли были превращены в арендаторов государственных и помещичьих земель без твёрдых условий аренды.

Обезземеливание крестьянства Ориссы во времена британского владычества приняло угрожающие размеры. По данным переписи 1921 год, размер обрабатываемой площади на одно хозяйство в Бихаре и Ориссе в среднем равнялся 1,24 га, значит был значительно меньше, чем в других провинциях (в Бомбее, например, 4,9 га). Но к 1951 году средняя площадь на одного человека в Ориссе составляла уже 0,32 га.

В 1931 году сельскохозяйственные рабочие в Ориссе составляли 1/3 всего сельскохозяйственного населения провинции. К моменту же образования Индийской Республики число безземельных крестьян, превратившихся в сельскохозяйственных рабочих, нанимающихся на временную и постоянную работу в богатые хозяйства, стало ещё больше. До последнего времени среди ория существовали и так называемые чакары – люди, попавшие в долговую кабалу. В последние годы часть крестьян покидает деревни, уходит на заработки в промышленные районы и города не только Ориссы, но и соседних штатов Бенгалии и Бихара. Здесь они работают горнорабочими, кули, носильщиками паланкинов и т.д.

Проведённая в Ориссе, как и по всей Индии после получения независимости, земельная реформа и ряд других мероприятий в какой-то степени приостоновили процесс обезземеливания орисских крестьян. Однако земельный вопрос ещё окончательно не решён.

Касты.

В Ориссе, как и в остальной Индии, ещё сохраняется каставая система, хотя она не так прочна, как, например, в соседних Мадрасе или Бенгалии. Чужеземец в Ориссе может стать членом «низших» каст, члены «низших» каст могут иногда перейти в «высшие» касты. Браки возможны не только между членами равных в общественном отношении каст, но и между «высшими» и «низшими» кастами.

Большая живучесть кастовой системы особенно ощущается в деревнях, где ещё соблюдаются многие кастовые предписания и законы, в том числе и такие, как уже исчезающий у других народов современной Индии обычай наследования профессии отца. Правда, это вызвано скорее жизненной необходимостью, экономической потребностью, нежели какими-либо строгими кастовыми законами. Но если в семье деревенского цирюльника или прачки имеется несколько сыновей, то только один или два продолжают заниматься профессией своего отца, а остальные обычно отправляются в город и там занимаются любым трудом.

Основные касты ория – брахманы, кхандаит, гаура, гхаса, колта, каран.

Самая крупная каста ория – кхандаит (в 1931 году она насчитывала свыше 1 миллиона человек) делится на две подкасты: в одну входят земледельцы, в другую входят деревенские стражи, охрана. Первая подкаста преобладает в касте и занимает вообще высокое общественное положение, почти равное «дваждырождённым» раджпутам. Особенно много представителей этой касты в округе Каттак, где они составляют примерно 25% населения штата.

Из других земледельческих каст ория следует отметить немногочисленную, но занимающую высокое положение относительно процветающую касту колта, владеющую лучшими землями, главным образом на границе Ориссы и Бихара. Третья земледельческая каста – гхаса, иногда называемая махишья.

Почти равное с земледельцами общественное положение занимают пастушеские касты, известные в Индии под общим названием гаола. В Ориссе эта каста носит название гаура. Члены её в настоящее время по существу являются такими же земледельцами, как и представители земледельческих каст.

Процент так называемых «угнетённых» каст (значит «неприкасаемых») в Ориссе несколько ниже, чем в среднем по всей Индии. По данным переписи 1951 года, они составляли около 15 % населения штата.

В прибрежных округах Ориссы имеется небольшая община чамаров, которая сейчас занимаются плетением корзин и добычей пальмового сока, хотя их традиционным занятием считается обработка кожи, производство и починка обуви.

Среди «низших» каст ория, как и повсюду в Индии, наблюдается стремление к повышению своего социального положения в обществе путём перехода в «высшую» касту. Осуществляется это различными способами. Один из них – браки с членами более «высокой» касты или подкасты, что возможно лишь для людей со средствами. Так, например, в Пури имеют место случаи заключения браков между членами касты гхаса и более «высокой» кастой кхандаит, а кхандаит, в свою очередь, с более «высокой» кастой – каран.

Брахманов в Ориссе очень много, и они пользуются большим влиянием. Считается, что орисские брахманы принадлежат к северной ветви. Они имеют ещё одно название – уткала. Особенно много брахманов в трёх прибрежных округах – Каттаке, Баласоре и Пури. В Баласоре, например, 10% населения имеют брахманское происхождение.

Орисская каста каран – ветвь большой касты профессиональных писцов каястха, распространенной по всей северной Индии и особенно многочисленной в нижней Бенгалии. Каста эта, относительно поздняя по происхождению, занимает высокое место в системе кастовой иерархии, члены её считаются «дваждырождёнными».

Большое распространение получило среди ория в начале 20 века движение за создание новых каст, наблюдавшееся и в других областях Индии. Оно имело целью повышение социального веса «низших» каст. При этом каста или часть касты выбирает себе новое имя, члены её присягают священному шнуру, устанавливают определённые законы для профессиональных занятий, брачных правил, еды, питья. Путём внешних изменений каждая каста пытается добиться более высокого положения в обществе.

Однако это движение не привело к сколько-нибудь существенным результатам. «Высшие» касты обычно отказывались признать эти новые касты равными себе. Так было, например, с кастой носильщиков паланкинов в Каттаке и Баласоре, члены которой претендовали на то, чтобы их признали «высшей» кастой. Они стали носить священные шнуры «дваждырождённых» и отказались от своей традиционной профессии носильщиков паланкинов, что вызвало протест среди тех, кто пользовался их услугами.

Несмотря на то, что касты ещё имеют большое значение в социальной жизни ория, как и вообще в Индии, определяя место человека в обществе, уже сильно ощущается происходящая в наше время серьёзная ломка кастовых перегородок.

Выходцы из разных каст, особенно в городах, сейчас оставляют свои традиционные занятия. Орисские брахманы, например, в большинстве своем (примерно 75%) занимаются теперь сельским хозяйством, которое стало для них основным средством существования. Вообще члены таких многочисленных каст, как брахманы и каран, всё больше начинают заниматься физическим трудом.

Орисса (Orissa ) - штат на востоке Индии. Столица и крупнейший город - Бхубанешвар .

На побережье Индийского Океана практически отсутствуют удобные места для портов, за исключением Парадипа. Прибрежная полоса и дельта реки Маханади отличаются исключительно высоком плодородием. В условиях регулярных и обильных дождей снимаются два урожая в год.

Штат знаменит своими храмовыми комплексами - в первую очередь такими, как Конарк, Пури и Бхубанешвар.

Туристы посещают преимущественно храм Джаганнатх в Пури и храм Солнца в Конарке. Знаменит также храм Лингараджа в Бхубанешваре.

В плотнонаселённой прибрежной зоне обитают преимущественно народы, говорящие на языке ория. В Ориссе бывают мощные циклоны. В октябре 1999 от тропического циклона 05B погибло десять тысяч человек, были сильные разрушения.

В Ориссе имеются существенные залежи минерального сырья, и штат инвестируется иностранными фирмами. В Ориссе имеется развитая промышленность по производству стали и алюминия. В штате сравнительно развитая инфраструктура. Орисса является также центром информационных технологий.

Подавляющее большинство населения штата - индуисты, принадлежащие к самым разным направлениям. Большинство из них - это шактисты, шиваиты и вишнуиты. Вишнуизм (другое название - вайшнавизм) особенно распространён в Ориссе, так как здесь расположена одна из величайших святынь вайшнавизма - храм Джаганнатхи в Пури. Большинство вайшнавов Ориссы принадлежат к бенгальской ветви вайшнавизма - гаудия-вайшнавизму.

В 2008 году в штате в результате погромов 50 тыс. христиан покинули свои дома, погиб 81 человек, было разрушено и сожжено 4677 домов, 236 храмов и 36 монастырей.

Своеобразное и богатое культурное наследие Ориссы ощущается по всему этому маленькому штату на восточном побережье субконтинента. Могучие реки Махананди и Брахмани извиваются, спускаясь с густо поросших лесами гор, где племена (adivasi) продолжают жить своей очень традиционной жизнью, на плодородные аллювиальные равнины, которые протянулись вдоль побережья Бенгальского Залива.

Любой приехавший в Ориссу не может не заметить разительный контраст между полными жизни храмами и памятниками могущественных прошлых династий и отчаянно бедной, подверженной засухам современной Ориссой, экономика которой основана на культивировании риса. Несмотря на кажущееся идиллическим существование деревень с их соломенными крышами и выбеленными башнями храмов, разбросанных среди пальмовых рощ и окруженных зелеными полями, деревенские жители постоянно вынуждены вести борьбу с разрушительными и непредсказуемыми, склонными к образованию циклонов, тропическими природными условиями, а также иметь дело с равно нестабильной политикой.

Достопримечательности штата Орисса

Прибрежные равнины претендуют на самую высокую в Индии концентрацию исторических и религиозных памятников - основных туристических достопримечательностей Ориссы. Пури , где находится знаменитый храм Джаганнатха и проходит одна из самых живописных религиозных процессий Ратх Ятра (Rath Yatra), сочетает в себе опьяняющую интенсивность индуистского паломнического центра с самыми гедонистическими удовольствиями пляжа. Совсем недалеко, вдоль главной авто- и железной дороги Калькутта - Ченнаи расположено множество недорогих отелей, которые, вместе с непринужденным здешним образом жизни, привлекают определенное количество диких туристов с рюкзаками. В Конараке, немного подальше вдоль побережья, находятся развалины самого интересного храма Ориссы. Долгие годы он был скрыт под гигантской песчаной дюной, его поверхности украшает прекрасно сохранившаяся скульптура, в том числе и несколько удивительных образцов эротики. Древние вырубленные в скалах пещеры и нарядные песчаниковые храмы Бхубанешвара (Bhubaneswar), столицы штата - которые туристы нередко пропускают - возвращают вас к той эпохе, когда этот город правил целым царством, простирающимся от дельты Ганги до устья реки Годавари.

В отдалении от центрального “золотого треугольника”, тут туристические места разбросаны далеко друг от друга и иностранных туристов мало, чего не скажешь о бенгальцах, которые путешествуют по прибрежной Ориссе целыми семейными группами. Те, кто приезжают в этот регион, обычно имеют какой-то особый интерес, как, например, наблюдение за птицами и животными, изучение храмов или культуры племен. В этих отдаленных районах необходима подобная страсть, чтобы суметь бросить вызов невзгодам, связанным с минимальной инфраструктурой и облагаемым чересчур высокими налогами общественным транспортом. Национальный Парк Симлипал (Simlipal National Park), расположенный глубоко среди лесов саловых деревьев на дальнем северо-востоке, отличается живописными ареалами, которые населяют тигры, слоны и сотни других видов животных, птиц и рептилий, которые практически исчезли в более загрязненных областях. Зимой маленькие островки, разбросанные по озеру Чилика - огромной солоноводной лагуне к югу от Бхубанешвара, становятся настоящим раем для любителя птиц. Далее на север, в конце речной дельты Ориссы, находится Заповедник Бхита Каника (Bhita Kanika Sanctuary), который представляет собой уединенный участок пляжа, где размножается масса гигантских оливковых морских черепах, которые мигрируют сюда в феврале и марте с южно-американского побережья.

Судя по количеству в Ориссе храмов, паломников и придорожных алтарей, можно легко подумать, что индуизм являлся здесь единственной религией. Но на самом деле почти четверть населения принадлежит к adivasi, или племенам (буквально - “первыми жителями”), которые предположительно происходят от до-арийских аборигенов, проживавших на этой территории. В наиболее недоступных уголках штата, таких, как полоса почти непроходимых горных районов, протянувшаяся по всей длине внутренней его части, многие из этих групп сохранили уникальные культурные традиции и языки. Однако, бич “этнического” туризма является последней разновидностью вторжения в образ жизни адиваси, последовавшей за строителями плотин, миссионерами и “программами развития”, инициироваными правительством штата. Отели и агентства путешествий по всему Пури предлагают “экскурсии к племенам” за большое количество долларов, от которых ничего никогда не просачивается в сами деревни адиваси.

Штат Орисса большую часть года отличается довольно благоприятным климатом, со средними температурами от 17° С между ноябрем и мартом, до терпимой летней температуры в 32° С, хотя при этом бывает влажно. Муссон начинает дуть приблизительно в середине июня, как раз к началу праздника Ратх Ятра. Приезжать сюда лучше всего в прохладные зимние месяцы, особенно во время Макар Санкранти (Makar Sankranti) в январе, когда деревни Ориссы отмечают окончание сбора урожая красочными празднествами.

Передвижение по штату Орисса практически не представляет никаких сложностей, если вы придерживаетесь наиболее населенных прибрежных районов. Национальная Магистраль 5 и Юго-Восточная Железная Дорога, которые пролегают по прибрежной равнине через Бхубанешвар, являются главными транспортными артериями региона. Имеется также метровой ширины боковая колея, которая тянется до самого Пури, откуда часто отправляются прямые поезда до Дели, Калькутты и Ченнаи. В других местах лучше всего передвигаться на автобусах. Регулярные государственные и постоянно расширяющие свои маршруты автобусы частных компаний курсируют по всем основным дорогам и добираются до большинства более удаленных участков.

После завтрака отправление на экскурсию в Конарк - небольшой городок на берегу Бенгальского Залива знаменитый на весь мир благодаря огромному храму-колеснице божества Сурия.

Небольшое поселение Конарак славится знаменитым храмовым комплексом Солнца , который внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Сейчас это не действующий храм, поэтому неиндуисты могут заходить на его территорию. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть - здание колонного зала для ритуальных танцев перед входом в основной храм.

Группа из семи мчащихся галопом лошадей и 24 украшенных резьбой колесниц (диаметр каждого колеса около 3х метров), сохранившиеся побокам приподнятой платформы, свидетельствуют о том, что храм был задуман в виде колоссальной колесницы бога Солнца - Сурьи. Все изображения на стенах комплекса, его пропорции и ориентация - глубоко символичны и с высочайшей точностью подчинены астрономическим явлениям. Храм Солнца, как и храмы Кхаджурахо, украшают изображения множества любовных пар, соединившихся в откровенных позах.
Здание храма некогда украшала башня 60-метровой высоты. Башня храма еще 100 лет назад служила маяком европейским морякам, отправляющимся в путь от побережья Ориссы. Они называли храм «Черной Пагодой». Сегодня она представляет собой груду развалин. Существует официальная версия о крушении этой башни и самого храма в результате очередного урагана, которых здесь бывает немало каждый год. Однако, удивительно, что с 13 века по 19 век ни один ураган не мог поколебать это грандиозное сооружение. Легенда же гласит, что внутри храма находились огромные магниты, которые дополнительно притягивали железные скобы-крепления в каменных блоках стен друг к другу. Английские колонизаторы вывезли эти магниты в Британию, после чего первый же ураган легко разрушил этот потрясающий шедевр архитектурой мысли. А металические скобы можно увидеть и сейчас в щелях стен храма.

  • Каждый год в декабре в Конарке проходит крупный фестиваль индийского классического танца , который проходит на фоне этого храмового комплекса. Современные танцовщицы, исполняющие танцы Махари на публике и на религиозных фестивалях, не являются храмовыми служительницами (так как это запрещено по современным законам Индии). Они не обручены с Божеством, их не пускают в главное святилище, но они делают это для изучения и сохранения традиции танца. Настоящие Махари были непревзойденными учителями своего искусства. Существовал обычай, по которому Махари удочеряли девочек и учили их танцевальной службе при храме. Таким образом, танец сохранял художественную чистоту и святость в течение 600 лет. Английские колонизаторы запрещали Махари танцевать в храмах, приравнивая их к проституткам, в результате чего культ Махари стал вырождаться.

Посещение деревни рыбаков, резчиков по камню и горшечников . На обратном пути в Пури посещение деревни художников и ремесленников Рагхураджпур . Мастера-ремесленники этой деревни специализируются в искусстве Пата-читра - искусстве росписи яркими красками по пальмовым листьям и тканям. Они хранят секреты, издревле передающиеся от отца к сыну. Это искусство достигло своего расцвета, в 16-м веке. Именно эта техника росписи повлияла на формирование письменности языка Ория. Можно побродить, полюбоваться красивыми росписями на стенахдомов, пообщаться с доброжелательными мастерами и посмотреть, как они создают Пата-читру (картины на ткани), гравюры на пальмовых листьях, мелкую скульптуруиз камня и дерева, игрушки и сувениры из кокоса, джута и дерева.

  • За дополнительную плату можно заранее забронировать индивидуальное танцевальное представление Готипуа ($210 с группы), существующее только в Ориссе. Этот тип танца исполняется только мальчиками, одетыми и украшенными как девочки-танцовщицы. Когда-то м альчики обучались искусству этого танца у храмовых танцовщиц Махари, но постепенно, в отличие от Махари, их выступления стали доступными для публики, в то время как настоящие Махари исчезли.

Когда-то европейцы называли его Черной пагодой. Храм Солнца является высшим архитектурным достижением штата Орисса и считается шедевром мирового уровня.

Строительство храма началось в XIII веке, во время правления царя Нанарасимха. Когда-то в этих местах плескалось море, но за семь столетий оно отступило от берега на несколько километров. Ансамбль храма включает в себя три части: танцевальный павильон для выступлений храмовых танцовщиц, джагамохана – зал для молящихся, а также деул – святилище. По задумке древних архитекторов, два ритуальных помещения являлись частью огромной двухколесной колесницы. Каменная скульптура, изображающая семь коней в прекрасной сбруе перед входом в храм символизирует дни недели. А 12 пар колес под массивной колесницей соответствуют числу месяцев в году. Но основной мотив, который прослеживает по изображениям и скульптурам – Любовь, ведь старинная поговорка гласит: «Желание – основа Вселенной». Скульптурные композиции представляют собой любовные пары, а дополнительную интригу создают эротические сцены, изображенные на стенах.

Руины святилища окружают каменные изваяния слонов, лошадей и чудищ. Но скульптурной изюминкой является статуя юного воина – бога Солнца, тончайшая работа скульпторов, вызывающая подлинный восторг и восхищение.

Храм Джаганнатхи в Пури

Храм Джаганнатхи является главной святыней и достопримечательностью города Пури. Согласно писаниям, храм был возведен на том месте, где Кришна закончил свои земные игры. Ежегодно сюда приезжают паломники со всех концов Индии, чтобы провести у стен храма три дня и три ночи.

Макушка храма украшает ярко-красный флаг и "колесо дхармы". Залы храма, которые именуются "мандапа" напоминают вершины гор и имеют пирамидальные своды. Внутреннее пространство состоит из трех залов: джагомонаха (зал собраний), ната мандир (танцевальный зал) и бхога-мандапа (зал подношений). С восходом солнца сотни верующих идут к храму, чтобы попасть к Господу Джаганнатхе на даршан (приветствие).

В течение уже многих веков, храм ежегодно организует и проводит пышный «фестиваля колесниц» Ратха-ятру, в ходе которого храмовые божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры везут по главной улице города Пури в огромных, пышно разукрашенных колесницах.

Храм Джаганнатхи открыт для верующих каждый день кроме воскресенья с 10 до 12 дня и 16 до 20 часов вечера. Однако попасть туда могут не все, для иностранцев вход запрещен, а если вы хотите принять участие в богослужениях, то это можно сделать с крыши Библиотеки Рагхунандан, расположенной напротив центральных ворот храма.

А какие достопримечательности Ориссы вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Озеро Чилика

Озеро Чилика является крупнейшей лагуной в Азии. В этом месте лучше всего наблюдать за птицами, которые собираются здесь с октября по март. Они прилетают сюда зимовать из Сибири, Ирана, Гималаев и других европейских и азиатских мест. Здесь можно увидеть пеликанов, розовых фламинго, цапель, аистов, орликов и других птиц.

Максимальная площадь озера - более 1100 квадратных километров. На нем располагаются несколько островов, на которых представлена прекрасная флора и фауна, а также на которых удобней всего наблюдать за птицами. На острове Налбана располагается заповедник.

В озере обитает 225 видов рыб, а также редкостный Ирраваддский дельфин. На восточном берегу располагаются рыбацкие деревни и храм Калиджаи.

Добраться до озера можно автобусом или такси из Пури до деревни Сатапада (45 километров). В деревне находится главная пристань, откуда отплывают прогулочные лодки.

Когда-то порт Гопалпур вошел в историю как центр торговли между Индией и странами Юго-Восточной Азии. Здесь были многочисленные склады для прибывших грузов, а товары настолько разнообразны, что пальцев рук не хватит сосчитать все наименования. Но когда торговцы покинули здешние места, порт пришел в запустение и окрестности превратились в небольшую деревушку, промышляющую рыболовством.

Еще буквально несколько лет назад здешние пляжи были излюбленным местом богачей, но, не устояв в конкуренции с Пури, опустел и превратился в тихое уютное местечко.

Пляжи порта с чистым мелким песком и зарослями кешью позволяют расслабиться. А во время прогулки можно посетить немногочисленные достопримечательности в виде старого маяка и парочки храмов.

Пляжи Пури

Хотя пляжи Пури считаются лучшими в Ориссе, официально песчаную полосу вдоль океана нельзя назвать пляжем, поскольку она для этого не приспособлена: большие волны и сильное течение, сбивающее с ног даже умелых пловцов, множество крабов, которые так и норовят цапнуть вас за палец, а также обилие рыбацких лодок и сетей.

Но путешественников привлекает не возможность поплавать в водах Индийского океана, а потрясающие виды, которые здесь можно наблюдать. Закаты и рассветы под шум волн Бенгальского залива, местные девушки, бегающие по песку в мокрых сари, приливы и отливы - все эти красоты пляжей Пури не оставят равнодушными никого.

Местами пляж оборудован для туристов. Мелкие чайные и кафе, сувенирные лавки и простые деревенские жители, торгующие жемчугом.

Если вы хотите уединиться и проникнуться настроением полудикой природы Индии, пляжи Пури, несомненно, лучшее для этого место.

Храм Солнца

Хотя в мире и достаточно мест, посвященных солнцу, но храм Сурьи - один из самых известных.

Место является жемчужиной Конарака. Построен храм был в 1250 году и, согласно мифам, был задуман как гигантская каменная колесница - тому подтверждение - прямоугольное в плане основное здание храма, обилие каменных колес в декоре, а также 7 скульптур лошадей, ведущих колесницу: 3 - с северной стороны, и 4 - с южной.

Храм Сурьи состоит из целого комплекса построек, не уступающих по красоте один другому. Это павильон для ритуальных танцев, исполнявшихся в дни равноденствия или для обращений к солнцу. Это святилище и церемониальное здание. Также храм имеет при себе множество более мелких сооружений: колодцы, алтари, павильоны.

Особой популярностью у туристов пользуется статуя Сурьи - богини солнца. Гигантская фигура поражает посетителей искусностью своего исполнения. Лицо, одежда, украшения - абсолютно все проработано в мельчайших деталях, отчего богиня выглядит как ожившая.

Храм Парсурамешвара

Храм Парсурамешвара находится в священном городе Бхубанешвар, административном центре индийского штата Орисса. Он является одним из 7 тысяч храмов, имевшихся когда-то в городе, и самым старым из 500 сохранившихся до наших дней.

Храм представляет собой небольшую, но богато украшенную важнейшую святыню Бога Шивы, датируемую VIII веком и прекрасно сохранившуюся до нынешнего времени. Он располагается в «Роще совершенных существ» в окружении 20 буддийских храмов небольшого размера.

Здание храма Парсурамешвара имеет необычный цветовой оттенок, получаемый благодаря сочетанию красных, оранжевых, пурпурных камней, из которых выложены его стены. Его украшают скульптуры, изображающие животных, любовные пары, а также цветочно-растительный орнамент и изящные решетки. Украшенный резными фигурами танцовщиц алтарь храма с 44-футовой башней отделяет от церковного вестибюля арочный зал.

Озеро Чилка

Идеальная экология, удивительная флора и фауна озера Чилка привлекают туристов и любителей природы со всего мира.

Озеро является самой большой лагуной Индии, его площадь достигает тысячи квадратных километров, на которых есть еще и небольшие острова.

Уникальный животный и растительный мир поражают глаз. С октября по март здесь находят себе пристанище перелетные птицы, прилетающие из Сибири, Ирана, Ирака и Афганистана. Также здесь много и постоянно обитающих птиц, среди которых - прекрасный розовый фламинго. Вся территория озера взята под охрану Птичьим заповедником, который заботится о пернатых.

Еще одной достопримечательностью озера Чилка является храм Калиджаи, находящийся на одном из островов. Согласно преданиям, он возведен в честь девушки, которая бросилась в озеро по дороге на собственную свадьбу, она слышала духов рыбаков, звавших ее со дна. Ежегодно храм становится центром паломничества верующих со всей Ориссы и Бенгалии.

Деревня Рагхураджпур

Деревня Рагхураджпур находится на восточном побережье Индии, в Ориссе. А именно - в 14 километрах севернее храмового Пури, неподалеку от Бхуванешвар – столицы штата и прибрежного Конарака. В деревне всего 2 улицы, дома расписаны традиционными орнаментами. Рагхураджпур славится во всем мире техникой Патта Читра – рисунками на ткани в неповторимом орисском стиле.

Расположенная на берегу реки, эта небольшая деревушка является объектом творческого наследия. Здесь проживают ремесленники, мастерство которых глубоко почитается и передается из поколения в поколение. Каждый дом Рагхураджпура - мастерская и жилище художника. Жители занимаются росписью по ткани (Патта Читра), на пальмовых листьях (Талапатра Читр), по чесучовому шелку (Матха Читра), резьбой по дереву, изготовлением каменных статуй, масок из папье-маше, игрушек из коровьего навоза, игральных карт (Ганджифа), расписыванием кокосовых орехов.

Рагхураджпур привлекает туристов и тем, что здесь сохраняются и почитаются традиции Готипуа - исполнительского искусства, древней формы одисского танцевального стиля.

Самые популярные достопримечательности в Ориссе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Ориссы на нашем сайте.

Бхубанешвар, столица штата, также является храмовым городом, в котором расположено более 500 храмов. Наиболее важными из них являются храм Лингараджа высотой 54 метра, храм Муктешвар с его знаменитой входной аркой и храм Парашурамешвара с его решётчатыми окнами.

Исторические места штата - Баудх (Бауда, Боудх, Бодх) с большой статуей Будды; наскальные указы Ашоки в Даули; Ранипур-Джхариал со своими храмами, посвящёнными 64 йогиням; руины буддийского комплекса в Ратнагири-Лалитгири-Удаягири, где процветал буддийский университет Пушпагири; скальные пещеры с богато украшенной резьбой в Кхандагири-Удаягири; храм Солнца XIII века на пляже в Конарке, созданное из скалы архитектурное чудо в форме колесницы с семью конями.

Религиозные достопримечательности Одиши - всемирно известный храм Джаганнатха Пури, храмы Балангира, Барипады, Кантило, Вираджа и храмы Швета-Вараха (белого воплощения Варахи) Джаджпура, а также храм Шивы на вершине холма в Капилаше на высоте 682 метра над уровнем моря с 1352 ступеньками к нему или по серпантинной дороге.

Интересными местами природы являются горячие серные источники в Таптапани и Атри, Чилика - крупнейшая лагуна в Индии и вторая по величине лагуна в мире; водопады Деогарх в Прадханпете; Гопалпур - древний порт и пляжный курорт. Плотина Хиракуд; Пхулабани, центр пояса проживания местных племён; пляж Чандипур; горная станция Кендуджхар (или Кеонджхар, 480 метров).

Заповедники дикой природы и национальные парки - это Симлипал, Тикарпара (Тикарпада), зоопарки Ушакотхи и Нанданканан с крупнейшим львиным сафари в Индии и единственный заповедником белого тигра.

Парадвип - крупный порт, Руркла - крупный металлургический завод и индустриальная столица штата.

С храмом Джаганнатхи была одна интересная реальная история у автора этой статьи. Когда я приехал первый раз в храмовый комплекс Шри Рангам в Тамилнаде в феврале 2004 г., на 4-ом периметре гопурамов (их там 7, это такие трапециевидные арки) меня тормознули охранники - "дальше только для хинду!", и я пошёл к администратору храма, в 10-минутной беседе надавив среди прочего на то, что индуизм - это убеждения, а не расизм, основанный на цвете кожи, и убедив его пропустить меня после рассказывания разных индуистских легенд. После special darshan-а (особого даршана, на пару метров ближе к главному мурти) за тогдашние 10 рупий, возле алтарной встречаю белокожего кришнаита в вайшнавской «спецодежде» и спрашиваю его на английском: "А ты тоже прошёл через беседу с администратором храма?" А он так гордо: "Нет, в этой [вайшнавской] одежде я могу свободно пройти в любой храм Индии!" "Что, и в Джаганнатх Пури?" ;) В одну секунду он заметно погрустнел, но потом с натужным энтузиазмом воскликнул: "Но ты можешь получить ту же пользу ("benefit") от даршана (лицезрения) чакры (диска) на вершине храма Джаганнатхи! Так говорили мои наставники". Было видно, что даже он сам в эту пургу (для белых) не верит, и в ответ на мой красноречивый взгляд (я точно в это не верил:) он смутился окончательно. Постепенно мы разговорились, выяснилось что его зовут Парамдхан (искконовское имя), родом он из Карловых Вар, но последние годы живёт в Англии. Мы расстались, я поехал дальше по храмам Тамилнаду. Через три месяца, в середине мая, приезжаю в Бадринатх , и в первый же день встречаю там Парамдхана! Он узнал меня, и его первыми словами было даже не "Привет", а "А я прошёл в храм Джаганнатхи!!!" "Каким образом?" "В отеле намазался чёрным кремом, замотался в простую индийскую одежду по максимуму, оставив неприкрытым только лицо, и примкнул перед храмом к группе деревенских индусов-паломников, так и прошёл". "А ты в курсе, что при подобной попытке прямо перед алтарной храма Джаганнатхи в 1994 убили известного искконовца-негра, якобы даже ученика Прабхупады? Он тоже замотался в одежду по максимуму, но его заметили брамины-служители уже на последнем рубеже перед алтарём, началась ругань, потасовка, и в служебном неистовстве для защиты храма от нечистого млеччхи брамины забили до смерти этого негра прямо там же. Шума в Индии тогда было много". Парамдхан переменился в лице и сказал: "А я этого не знал..." Было видно, что, расскажи я тогда ему эту историю в Шри Рангаме 3 месяца назад, даршана Господа Джаганнатхи он бы так и не получил;) Вот некоторые более поздние истории о храме Джаганнатхи в Пури на английском.