Гибель лайнера "Вильгельм Густлоф": обреченный на смерть или ещё одна тайна Третьего Рейха. Потопление 'Вильгельма Густлоффа' Исследование обломков корабля

С-13 повезло еще раз: единственный корабль сопровождения был занят спасением людей, а когда он начал бросать глубинные бомбы, торпеда "За Сталина" была уже обезврежена, и лодка смогла уйти.

Один из спасшихся, 18-летний стажер административно-хозяйственной службы Хайнц Шён, более полувека собирал материалы, связанные с историей лайнера, и стал хронистом величайшей корабельной катастрофы всех времен. По его подсчетам, 30 января на борту Густлова находилось 10582 человека, погибло 9343. Для сравнения: катастрофа Титаника, в 1912 году напоровшегося на подводный айсберг, стоила жизни 1517 пассажирам и членам команды.

Все четыре капитана спаслись. Самый молодой из них, по фамилии Колер, вскоре после окончания войны покончил с собой - его сломала судьба Густлоффа.

Миноносец «Лев» (бывший корабль голландского ВМФ) первым прибыл на место трагедии и начал спасение уцелевших пассажиров. Поскольку в январе температура уже была −18 °C, оставалось всего несколько минут до того, как наступало необратимое переохлаждение организма. Несмотря на это, кораблю удалось спасти 472 пассажира со шлюпок и из воды.
На помощь также подошли корабли охранения другого конвоя - крейсера «Адмирал Хиппер», который тоже, кроме команды, ещё имел на борту около 1500 беженцев.
Из-за опасения атаки субмарин он не остановился и продолжал удаляться в безопасные воды. Другим кораблям (под «другими кораблями» понимается единственный эсминец Т-38, - на «Лёве» не работала ГАС, «Хиппер» ушёл) удалось спасти ещё 179 человек. Немногим больше чем через час новые корабли, которые пришли на помощь, смогли выловить только мёртвые тела из ледяной воды. Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, - последнего спасённого пассажира "Вильгельма Густлоффа".

В результате выжить удалось, по разным оценкам, от 1200 до 2500 человек из немногим меньше 11 тысяч находившихся на борту. По максимальным оценкам, потери оцениваются в 9985 жизней.

Хронист Густлова Хайнц Шён в 1991 году разыскал последнего оставшегося в живых из 47 человек команды С-13 77-летнего бывшего торпедиста В. Курочкина и дважды побывал у него в деревне под Ленинградом. Два старых моряка поведали друг другу (с помощью переводчицы), что происходило в памятный день 30 января на подводной лодке и на Густлоффе.
Во время второго визита Курочкин признался немецкому гостю, что после их первой встречи почти каждую ночь ему снятся женщины и дети, с криками о помощи тонущие в ледяной воде. При прощании он сказал: "Плохое это дело - война. Друг в друга стрелять, женщин и детей убивать - что может быть хуже! Научиться бы людям жить без пролития крови…"

30 января 1945 года в Данцигский залив Балтийского моря вышел один из самых крупных кораблей Германии «Вильгельм Густлофф» (Wilhelm Gustloff). Туристско-экскурсионный теплоход был построен на гамбургской верфи в 1938 году. Это был непотопляемый девятипалубный океанский лайнер, водоизмещением 25 484 тонны, построенный по последнему слову техники. Два театра, церковь, танцплощадки, бассейны, гимнастический зал, рестораны, кафе с зимним садом и искусственным климатом, комфортабельные каюты и личные апартаменты Гитлера. Длина - 208 метров, запас топлива - до Иокогамы: полсвета без заправки. Он не мог затонуть, как не мог затонуть железнодорожный вокзал.

Судно было названо и построено в честь Вильгельма Густлова - лидера швейцарских нацистов, одного из помощников Гитлера. Однажды в его штаб-квартиру явился еврейский юноша из Югославии Давид Франкфутер. Назвавшись курьером, он вошел в кабинет Густлова и всадил в него пять пуль. Так Вильгельм Густлов стал мучеником нацистского движения.

В войну «Вильгельм Густлофф» стал учебной базой высшей школы подводников.

Был январь 1945 года. Железные дороги забиты, гитлеровцы бегут и вывозят награбленное морем. 27 января на совещании представителей флота вермахта и гражданского начальства командир «Вильгельма Густлоффа» оглашает приказ Гитлера переправить на западные базы экипажи новоиспеченных специалистов-подводников. Это был цвет фашистского подводного флота - 3700 человек, экипажи для 70-80 новейших подлодок, готовых к полной блокаде Англии. Погрузились и высокопоставленные чиновники - генералы и высший офицерский состав, вспомогательный женский батальон - около 400 человек. Среди избранников высшего общества - 22 гауляйтера земель Польских и Восточной Пруссии. Известно, что при погрузке лайнера к нему подъезжали машины с красными крестами. А по данным разведки на лайнер выгружали перебинтованные муляжи. Ночью на лайнер грузилась гражданская и военная знать. Были там и раненые, и беженцы. Цифра 6470 пассажиров взята из судового списка.

Уже на выходе из Гдыни, когда 30 января четыре буксира стали выводить лайнер в море, его окружили малые суда с беженцами, и часть людей приняли на борт. Далее лайнер зашел в Данциг, где принял раненых военнослужащих и медперсонал. На борту оказалось до 9000 человек.

Много лет спустя в германской печати обсуждали: если бы на корабле были красные кресты, потопили бы его или нет? Спор бессмыслен, госпитальных крестов не было и не могло быть. Судно входило в состав военно-морских сил Германии, шло под конвоем и имело вооружение - зенитки. Операция готовилась настолько тайно, что старшего радиста назначили за сутки до выхода.

Во время перехода между высшими чинами вспыхнул конфликт. Одни предлагали идти зигзагами, постоянно меняя курс, сбивая со следа советские подводные лодки. Другие полагали, что лодок бояться не надо - Балтика была начинена минами, в море курсировало 1300 немецких кораблей, бояться надо самолетов. Поэтому предлагали идти напрямую, полным ходом, чтобы скорее миновать опасную воздушную зону.

После попадания трех торпед с подводной лодки С-13 на лайнере странным образом вдруг вспыхнули все лампы в каютах, вся иллюминация на палубах. Прибыли корабли береговой охраны, с одного из которых был сделан снимок тонущего корабля. «Вильгельм Густлофф» тонул не пять и не пятнадцать минут, а один час и десять минут. Это был час ужаса. Капитан пытался успокоить пассажиров, объявляя, что корабль просто сел на мель. Но уже завыли сирены, заглушая голос капитана. Старшие офицеры стреляли в младших, прокладывая себе путь к спасательным шлюпкам. Солдаты стреляли в обезумевшую толпу.

При полной иллюминации «Вильгельм Густлофф» ушел на дно.

На следующий день об этой катастрофе сообщили все зарубежные газеты.

"Величайшая катастрофа на море"; "Гибель "Титаника в 1912 году - ничто в сравнении со случившимся на Балтике в ночь на 31 января" - так писали шведские газеты.

19 и 20 февраля в финской газете "Турун Саномат" было помещено сообщение: "…согласно шведскому радио во вторник вышедший из Данцига «Вильгельм Густлофф» водоизмещением в 25 000 тонн был утоплен торпедой. На борту парохода находилось 3700 обученных специалистов-подводников, следующих для участия в операциях германского флота, и еще 5000 эвакуируемых… Спаслись всего 998 человек… После попадания торпед лайнер повалился на борт и утонул через 90 минут".

Гибель лайнера всполошила весь фашистский рейх. В стране был объявлен трехдневный траур.

Спешно была создана специальная комиссия по расследованию обстоятельств гибели корабля. Фюреру было от чего сокрушаться. На лайнере погибли более шести тысяч эвакуировавшихся из Данцига представителей военной элиты, в своем бегстве опередивших отступающие гитлеровские войска.

«Когда с верхних палуб в бушующее море посыпались люди и штабеля спасательных плотов, все, что уже не могло удержаться, в ту секунду, когда, словно по неведомо откуда поступившему приказу, среди темноты, воцарившейся вокруг после торпедных попаданий, внезапно вспыхнуло полное освещение, включая палубный свет, как это бывало в мирные годы и во времена круизов СЧР («Сила через радость» – нацистская организация) , когда глазам каждого зрячего предстала вся торжественная иллюминация, когда наступил конец всему, состоялись мои вполне нормальные роды на узкой койке офицера-механика миноносца «Лёве».

Всего этого мать, находясь на корабельной койке, не видела. Ни торжественной иллюминации на накренившемся и тонущем лайнере, ни гроздьев человеческих тел, падающих с задравшейся кормы. Но матери запомнилось, что моим первым криком был заглушен тот донесшийся издалека тысячеголосый вопль, тот финальный вопль, который раздался отовсюду: из недр тонущего лайнера, с треснувшей застекленной прогулочной палубы, с захлестываемой волнами солнечной палубы, с быстро уходящего под воду носа, вопль разнесся над штормовым морем, где барахтались тысячи живых людей или дрейфовали, обмякнув в спасательных жилетах, мертвецы» (Фрагмент книги «Траектория краба», Гюнтер Грасс, 2002 г.) .

Экспедиция 2006 года. Идея проведения экспедиции на затонувший лайнер родилась в результате переговоров между Государственной морской администрацией – Морским управлением в Гдыне (Government Marine Administration – Marine Office) и Baltic Wrecks Association («Ассоциацией по исследованию и охране балтийских рэков»), во время которых обсуждались вопросы о защите и сохранении рэков Второй мировой войны и придания им статуса братских могил. Это была уникальная возможность нырнуть, снять видео и фото на одном из закрытых для погружений рэков. После долгих дискуссий и приготовлений экспедиция в конечном счете была назначена на вторую неделю мая 2006 года.

Основными задачами этой экспедиции стали максимально возможное гидроакустическое обследование рэка; сбор образцов донных отложений; максимально возможное документирование останков лайнера на видео и фото, а также сбор общей информации о состоянии рэка на настоящее время.

В отличие от длительных поисков «Титаника», найти останки лайнера «Вильгельм Густлофф» было довольно легко. Его координаты на момент потопления (55°07’00’’с.ш. 17°41’00’’ в.д.) оказались на удивление точными; к тому же рэк находится на сравнительно небольшой глубине – до 50 метров. На польских навигационных картах место обозначено как «Obstacle No. 73».

После войны советские специалисты посещали останки корабля – существует версия, что они искали среди обломков легендарную Янтарную комнату. Во время этих посещений средняя часть утонувшего корабля была разрушена, остались только корма и нос. За послевоенные годы некоторые предметы с корабля оказались в частных коллекциях как сувениры. Правительство Польши законодательно провозгласило это место братской могилой и запретило посещение рэка частными лицами.

Наша дайверская команда состояла из 3 подводных фотографов и 5 подводных видеооператоров. Все ныряющие участники были разделены на четыре команды по три дайвера. Перед каждой командой ставилась определенная задача, которая должна была быть выполнена во время конкретного погружения. Задачи определялись на поверхности во время утреннего и дневного брифингов. Каждый день одна команда оставалась на поверхности для страховки ныряющих команд, что позволило всем участникам избежать физического перенапряжения.

В течение первого дня представитель Морского управления исследовал рэк, используя ГБО и проложил три спусковых конца, которые приводили к носовой, кормовой и средней части рэка. После утреннего брифинга первые две команды уходят в воду по носовому и кормовому ходовикам. Из задача – проложить ходовики вдоль затонувшего судна. Дополнительная задача – собрать образцы донных отложений. К сожалению, низкая температура воды и высокие волны ограничивают погружение 35 минутами на дне. Цель третьей ныряющей команды – двух подводных операторов и одного саппорт-дайвера – отснять кормовую часть. Послеобеденная погода в первый день не позволила нырнуть второй раз. Да и на следующие двадцать четыре часа прогноз погоды тоже необещающий.

Второй день, раннее утро. Спокойное море и солнечно. На этот раз все три команды вошли в воду практически в одно и то же время. Наконец нам удалось отправлять зодиаки с группами дайверов с интервалом в 15 минут. По плану в этот день предстояло проводить фото- и видеосъемку между спусковыми концами (между носовой и кормовой секциями). Точнейший план позволил безопасно транспортировать дайверов – не отклоняясь от расписания более чем на 3 минуты. В этот день все команды совершили по два погружения, работая вдоль всего рэка и снимая его метр за метром от носа до кормы. Температура воды на поверхности +12°C, на дне – +6°C. Видимость, можно сказать, очень хорошая – 15-20 метров. Стоит добавить, что все погружения осуществлялись с донным газом тримикс 21/35, для декомпрессии использовали найтрокс 50 и кислород.

Лайнер Wilhelm Gustloff покоится на песчаном дне на глубине 48 метров с креном на левый борт, который сильно разрушен. Самая верхняя часть затонувшего судна расположена на 32-36 метрах. Носовая часть лежит на левом борту, повернутая на 90°. На носу до сих пор можно увидеть огромные кабестаны с остатками цепей. Средняя часть корабля очень сильно разрушена. В начале 50-х ХХ века советские военные водолазы исследовали рэк, но сделали это очень странным способом. Мы нашли остатки цепей, приваренных к борту, за которые, вероятно, дергали с помощью буксира. Несмотря на это мы все еще можем представить, насколько огромным и красивым был «Густлофф» в свои лучшие годы. Мы смогли найти и небольшие части машин (4-6 метров в высоту), и склад для корабельного оборудования. В лучшем состоянии кормовая часть судна. Эта часть 15-20 метров длиной лежит с небольшим креном на левый борт. Со времени нашей первой экспедиции, состоявшейся несколько лет назад, состояние останков судна значительно ухудшилось. Верхняя палуба обрушилась, некоторые части корабля разрушены штормами. И по-прежнему корма – лучшая часть рэка. Воды Балтийского моря хорошо сохранили деревянные конструкции – палубы и леера в превосходном состоянии. Если войти внутрь, можно увидеть запасные штурвалы. В кормовой части можно пройти четыре палубы вглубь рэка по небольшому трапу для моряков. На дне у левого борта затонувшего судна до сих пор лежат человеческие кости, которые напоминают о трагедии.

Заключительный день снова показал, насколько непредсказуемой может быть Балтика! После двух ветреных дней и плохого прогноза погоды, на третий день мы были вознаграждены ветром в 2 узла и спокойным морем. Днем ранее представитель Морского управления установил четвертый спусковой ходовик на неизвестный подводный объект, ранее найденный с помощью ГБО. Дайверы, которые имели удовольствие нырнуть на 12-метровую затонувшую моторную лодку, похоже были первыми, кто увидел ее за 60 лет с того самого фатального для «Густлоффа» дня… Последнее погружение этой экспедиции стало и самым лучшим. Видимость более 20 метров, температура +8°С – все это значительно повысило комфортность погружения и доставило участникам массу удовольствия.

После того, как якорь был поднят, мы почтили память жертв катастрофы гудком…

В общем за три дня было проведено обследование судна как снаружи, так и внутри. Однако из-за того, что рэк очень сильно разрушен, проникновения внутрь были на очень короткие дистанции. Собранные материалы (фото, видео и образцы грунта) станут основой для дальнейших исследований воздействия окружающей среды на останки судна, а также его состояния в целом. По результатам экспедиции в Морское управление Гдыни были переданы более 200 фотографий и 210-минутный фильм.

Для меня это была очень важная экспедиция – первая официальная дайв-экспедиция за последние 30 лет! Наши фотографии и фильм показали людям лайнер «Вильгельм Густлофф» в его нынешнем состоянии. Но более важным был ответ на вопрос, является ли «Густлофф» подводной братской могилой или нет… Множество дайверов со всего мира хотят покорить их собственный дайверский Эверест и нырнуть на «Вильгельм Гуслофф». Зачем? Запись в лог-буке? Или восторженная история для друзей? Это место величайшей катастрофы, унесшей жизни более 6000 человек! Да, это могила… Подумайте, насколько серьезны ваши мотивы, чтобы нырять здесь…

P.S. В экспедиции WG’2006 принимали участие: Sebastian Popek – руководитель экспедиции; видеооператоры Wojciech Jechna, Mirek Lukas, Silvo Peknik, Pawel Riedl, фотографы – Piotr Pielak, Radek Husak, Peter Vaverka, а также дайверы обеспечения Lukasz Piоrewicz, Tomasz Stachura, Karol Lebowski.

Во время этой экспедиции внутри дайверских команд и вообще среди дайверов взаимодействие было блестящим! Спасибо команде «Зодиака» (s/v Zodiak) за помощь. Согласие, опыт и взаимодействие позволили нам завершить этот проект успешно!

Текст: Sebastian Popek
Перевод: Юлия Голосий
Фото: Petr Vaverka, Radek Husak

Архивная статья из № 5 (53) за 2007 г.

Лайнер "Вильгельм Густлофф". Почему этот не приспособленный для войны корабль вышел в море? Почему лайнер, который был гордостью Германии, так слабо охранялся? Недавно появилась сенсационная версия, что немцы сами подставили "Густлоффа" для атаки. Но зачем избавляться от своих людей? Эта тайна на долгие годы оказалась погребена на дне Балтики. Телеканал провел собственное документальное расследование.

Гибель "Густлоффа"

30 января 1945 года проведена самая успешная морская операция Второй мировой войны. На Балтике затоплен нацистский лайнер "Вильгельм Густлофф". Позже его назовут немецким "Титаником". На борту находилось около 10 тысяч человек.

"Это не просто атака века, многие говорят повезло, вот так получилось. За этим везением стоит изощренное командирское мастерство, которое помогло ему все-таки добить эту цель", - утверждает капитан I ранга запаса Николай Черкашин.

Эта катастрофа потрясла Гитлера, то, что произошло, он приказал сохранить в тайне, а командира подводной лодки Александра Маринеско объявил своим личным врагом номер один. Советский Союз благодаря этой атаке получил перевес в войне на море. А вот от героя тех событий на флоте поспешили избавиться. Почему? Что скрывается за уничтожением "Густлоффа"?

Ненастной январской ночью сорок пятого года полусонную атмосферу подводной лодки С-13 нарушает бортовой сигнальщик. Он замечает прямо по курсу корабль противника. По его оценке это легкий крейсер. Тем не менее, экипаж поднят по тревоге.

"Маринеско взял бинокль, внимательно посмотрел и сказал: "Нет, ребята, это транспорт, это большой транспорт, за 20 тысяч тонн водоизмещения". И он был прав, у "Густлоффа" 25 тысяч тонн, идет в сопровождении военного корабля, эсминца. Надо обладать воистину каким-то соколиным зрением, для того чтобы ночью, в непогоду, в качку, увидеть и понять точные силуэты кораблей, определить их водоизмещение и Маринеско дал команду о начале атаки, торпедной", - рассказывает Николай Черкашин.

Экипаж пришел в движение, но атаковать сразу им не удается: слишком близко к лайнеру боевое охранение. Маринеско выжидает, а на "Густлоффе" тем временем не подозревают, что за ними идет охота, пассажиры чувствуют себя в безопасности.

В прошлом офицер подводник Николай Черкашин знает эту операцию до мельчайших деталей. Она занесена в учебники военно-морского флота. Теперь, когда он не на службе, сам проводит различные исторические расследования событий на море. Ему удалось найти несколько уникальных снимков "Густлоффа".

"Густлофф" в его лучшие годы, когда он был прогулочным круизным лайнером. Сколько палуб в борту этого корабля, сколько иллюминаторов. Тут и променад-палубы, и палубы для загорания, идеальный корабль для дальних морских путешествий", - говорит Николай Черкашин.

"Морская Катынь"

Мирослав Морозов пишет книгу о той трагедии, которая разыгралась у берегов Польши. Полковник в отставке и ведущий сотрудник Института военной истории Минобороны, он имеет доступ к закрытым документам по этому делу. На его взгляд важная деталь – принципиальное отличие "Густлоффа" от пассажирских кораблей типа "Титаника". На "Густлоффе" кают первого, второго или третьего класса не было. Здесь все равны.

"Киноконцертные залы, танцевальные залы, для проведения каких-то общих собраний, если угодно, ток-шоу, выражаясь современным языком и прочих. Они 1 060 мест, то есть две трети пассажиров, кроме кают, обеспечивались возможностью для какого-то культурного отдыха. То есть они одновременно могли, там была палуба, на которой пять различных залов, начиная от проведения каких-то песенных фестивалей, кончая танцами, бег в мешках", - рассказывает историк Мирослав Морозов.

Немецкая пропаганда называла этот десятипалубный лайнер "раем для рабочих", но наслаждались им пролетарии не долго. "Вильгельма Густлоффа", названного так в честь убитого нацистского партийщика, спускают на воду в 1938 году. С началом войны корабль используют как плавучую учебную базу для подводного флота.

"Были там апартаменты самого Гитлера, но при этом очень спартанские. Жилая комната, спальня и ванна с туалетом – вот четыре небольших по объему помещения, все. Все остальные были одного, так скажем, среднего класса", - говорит Мирослав Морозов.

За годы войны в морские походы "Густлофф" не выйдет ни разу. Его боятся выводить из порта: слишком большой, удобная мишень. Так он и стоит как плавучая казарма в оккупированной Норвегии. Но в январе 1945 года немецкое командование в отчаянии отдает приказ экипажу готовиться к выходу в открытое море.

Красная армия наступает, в порту польской Гдыни тысячи раненых и беженцев умоляют их спасти. Людей решают вывезти в Германию, в том числе и группу высокопоставленных офицеров. "Густлоффа" будут сопровождать три корабля охранения.

"Там вывозились и раненые, вывозились дети, женщины, но, якобы. Вывозилась, якобы, "янтарная комната". И даже погружались на "Вильгельм Густлофф" потопленный, буквально недавно, искали эту "янтарную комнату". И многое называют это преступлением", - говорит капитан I ранга запаса Виктор Блытов.

Искупление вины

Так преступление или подвиг совершил в ту январскую ночь Маринеско? Почему он так настойчиво преследовал лайнер? Оказывается, командир подводной лодки С-13 спасался бегством от трибунала.

"Было много различных нарушений и чтобы предотвратить еще больше, требовалось кого-то наказать показательно. Причем, это должен быть, понятное дело, не рядовой матрос, а человек с именем. Такой процесс был назначен именно по Маринеско", - рассказывает Мирослав Морозов.

В чем провинился Маринеско, за что его отправляют в штрафной поход, и знает ли об этом команда подлодки? Ведь он идет на риск, преследуя охраняемое вражеское судно. Кроме того, незадолго до выхода в море, экипажу становится известно, что из всех советских подлодок типа "С", уцелела только их, под номером тринадцать.

Дочь Александра Маринеско Татьяна до сих пор помнит, как после войны в их доме собиралась команда отца. День атаки на "Густлофф" праздновала это событие как день Победы. Из этих встреч она и узнала, что предшествовало легендарному походу.

"Хотели даже дать команде нового командира, заменить Маринеско. Но команда сказала, что в море она с другим командиром просто не пойдет. И все. Расстреливайте, штрафуйте нас, что хотите с нами делайте – мы без своего командира в море не выйдем, потому что мы верим только ему. Нам что вы сейчас нас убьете, что нас угробит кто-то другой в море. Так Маринеско остался на лодке, команда его отстояла", - говорит Татьяна Маринеско.

Команда, вместе со своим командиром отправляется отбывать наказание. Александр Маринеско далек от образа идеального моряка подводника. Тем не менее, у экипажа пользуется авторитетом, а для начальства, напротив – головная боль.

Он может позволить себе задержаться после увольнения, может не подчиниться приказу, если считает его неверным, может распивать алкоголь на борту. Не раз его поведение будут обсуждать на партсобраниях. Маринеско даже исключают из партии, а в личное дело снова и снова заносят предупреждения и делают пометки о неискреннем раскаянии.

За потопление "Густлоффа" ему присвоят звание Героя Советского союза посмертно только в 1990 году. Приказ подпишет лично президент Михаил Горбачев. А в 1945 году капитан-бунтарь поплатится за страстный роман со шведкой.

"Это было в Финляндии, это было на новогодние праздники, он с друзьями, тоже с двумя капитанами подводных лодок, пошли в ресторан отметить новый год. Там он познакомился с хозяйкой гостиницы. Кстати, она была шведкой, но русского происхождения. Папа с ней познакомился, он был молодым мужчиной, к тому времени уже разведенный, кстати, со своей первой женой, так что ему ничего не мешало завести с ней роман. Финляндия тогда из войны уже вышла, она уже не считалась вражеской страной, почему бы и нет", - рассказывает Татьяна Маринеско.

У хозяйки отеля Маринеско гостит неделю. Оказывается, у той есть еще и жених. Он даже приходит к своей невесте утром первого января, но она его выгоняет. Поэтому, когда сослуживцы зайдут за Маринеско, красавица не даст ему уйти, пристыдив, что ради него испортила себе жизнь.

"Приехал какой-то начальник, видимо не до конца хорошо отметивший новый год, спросил, где командир. Командира на лодке не оказалось, хотя лодка тогда стояла на ремонте, он не обязан был там находиться днем и ночью каждую секунду, там был какой-то плановый мелкий ремонт на лодке. Естественно, стали его искать, послали за ним, когда за ним прибежал матрос в гостиницу, тот ему сказал: ты меня не видел, все, уходи и скажи, что ты меня не нашел. Явился он вечером, не утром, как за ним прибежал матрос, а вечером явился. Ничего экстраординарного тут не произошло, абсолютно. Но это ему вменили в вину: ах так, где ты был, где ты шлялся?", - говорит Татьяна Маринеско.

Учитывая, что случилось это после очередного партсобрания над Маринеско, начальство в бешенстве. Ему остается только одно – искупить прогул.

Гонка на выживание

Михаил Ненашев показывает карту движения подлодки С-13. С "Густлоффом" она пересекается в районе Данцигской бухты.

"Балтика в это время – Балтика штормовая. Во-вторых - он уже находился много суток в боевом походе, и эти сутки завершались практически ничем, то есть и психологическое настроение было в экипаже уже такое, знаете, архинапряженное. И вдруг вот эта возможность атаковать крупнейший в мире транспорт", - утверждает председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев.

Маринеско отдает приказ атаковать, но действует не безрассудно. Чтобы остаться незамеченной, С-13 сначала должна погрузиться. Это решение едва не стало для подлодки роковым.

"Маринеско прекрасно понимал, что этот корабль идет с охранением и в такой тьме, в пурге, он может легко стать жертвой таранного удара любого из кораблей сопровождения. Поэтому он дал совершенно правильный приказ о срочном погружении. И они погрузились, пошли под водой, но при этом резко потеряли скорость и цель у них ушла", - считает Николай Черкашин.

Как догнать быстроходный океанский лайнер? Подводной лодке среднего тоннажа сделать это непросто. Что предпримет Маринеско?

"Здесь вот начинаются все его, чисто командирские изыски, потому что это не просто атака века, многие говорят - повезло, вот так получилось, – за этим везением стоит изощреннейшее командирское мастерство, которое помогло ему все-таки добить эту цель. Фактически она уже ушла, и может быть, другой командир просто махнул рукой, делать нечего, догнать ее немыслимо, но Маринеско попытался это сделать", - говорит Черкашин.

Чтобы догнать "Густлофф" Маринеско переводит С-13 в полуподводное положение. Начинается беспрецедентная погоня, ночью, в условиях шторма и снежной бури.

"Шансов догнать у него было не много, и тогда, когда Маринеско понял, что он опять отстает, корабль уходит, тогда он решился на крайние меры: он продул все цистерны, лодка всплыла на поверхность полностью, стала намного легче, балластная вода исчезла, прибавили скорость и стали нагонять, цель стала приближаться. Но слишком медленно приближаться. Вот если говорить о везении, то, наверное, повезло Маринеско только в том, что на лайнере было не много топлива, они экономили топливо и шли по прямой, не совершая противолодочного зигзага", - говорит Николай Черкашин.

Везение или Маринеско подыграли? Но зачем "Густлоффу" делать это, подставляться под удар?

Виктор Блытов – моряк надводного флота. Из надводного же флота на подлодку перешел и Маринеско. Во многом это определило его уникальность и успех как командира. Он лучше представлял себе, как маневрируют пассажирские суда.

"Атаковал немцев с неожиданной стороны, откуда, во-первых, не ожидали этой атаки. Он атаковал их со стороны берега, со стороны охраняющего корабля, то есть там, где не ждали. И он добился успеха", - считает Виктор Блытов.

Последняя торпеда

Фото: Фотохроника ТАСС/Алексей Межуев

Как это возможно? Что случилось с конвоем? Оказывается, что немецкий торпедолов, один из кораблей охранения, вернулся на базу, едва начался шторм. У него внезапно заклинивает руль. Второй торпедолов – обнаруживает вскоре течь. Остается только миноносец. Но из-за высоких волн, он отстает от лайнера. Тем не менее, капитан "Густлоффа" спокоен, словно уверен, что в такую погоду никто не решится на них напасть. Ни с воздуха, ни с воды.

"У Маринеско была очень сложная формула этой атаки, в этом плане, алгебраическая. Ему нужно было, во-первых, обогнать этот транспорт, потом развернуться и произвести залп своими торпедами. Но не хватало мощи, чтобы обогнать этот транспорт. Тогда Маринеско пошел на крайнюю меру – он приказал механику дать форсированный ход, то есть выжать из дизелей максимум того, что можно выжать. Это очень рискованный ход, можно запороть дизель, и вообще остаться самому без хода. У вражеских берегов это фактически равносильно гибели, но тут уже был такой настоящий риск, азарт. Взвешенный – не взвешенный, но, тем не менее, С-13 обогнала "Густлофф", - утверждает Николай Черкашин.

Мучительные секунды до взрыва. Торпеде, в отличие от пули, нужно время, чтобы дойти до цели. Раздаются три взрыва, один за другим. Снаряды попадают в самые уязвимые места "Густлоффа": в центр, в носовую часть и в район кормы. Его судьба предречена.

"А вот четвертая торпеда не вышла из торпедного аппарата, и закрыть его не могли, и она так слегка торчала, создавая для подводной лодки страшную опасность. Потому что потом, когда Маринеско стал уходить и его стали бомбить, то от гидравлического удара глубинной бомбы, эта торпеда сама могла взорваться", - рассказывает Черкашин.

Схема того боя и поминутные записи действий экипажа хранятся в Петербургском музее подводного флота, музее имени Маринеско. Из сохранившихся документов следует, что командир С-13 так и не увидел, как тонул лайнер.

"На этом лайнере по разным данным находилось от 7 до 9 тысяч человек, то есть цифры приводятся разные. Это как раз объясняется тем, что на лайнере, помимо немецких подводников, находилось еще определенное количество беженцев, которых не удалось нормально как-то зафиксировать, посчитать, поэтому цифра такая плавающая", - утверждает экскурсовод Музея истории подводных сил России имени Маринеско Михаил Жарков.

Только годы спустя Маринеско узнает, что "Густлофф" погружался под воду в течение часа. По некоторым данным, на его борту находилось около 5 000 женщин с детьми. Выжили единицы. Многие пассажиры предпочли застрелиться, чтобы не погибать медленно в ледяной воде. Спасательные шлюпки остались стоять на палубе. Оказалось капитан Петерсон, задраив люки на нижних палубах, автоматически заблокировал там и часть экипажа.

Пассажиры сами спустить лодки не смогли. Было ли это случайностью или Петерсон так поступил намеренно? По воспоминаниям одной из выживших пассажирок, за тремя взрывами торпед, спустя минуту, последовали еще два. В ту ночь Маринеско и сам едва выжил.

"Вообще самый сложный маневр после атаки – отрыв от цели. Но, тем не менее, немцы засекли, рано или поздно они спохватились, поняли, что удар был нанесен со стороны берега, вызвали дополнительные эсминцы и стали искать подводную лодку С-13.

Ситуация, опять же, очень сложная у командира: подвсплыть нельзя – сразу же обнаружат, глубина 40 метров, безопасная глубина от таранного удара 20 метров, приближаться близко к грунту нельзя, так как там донные мины. То есть для маневрирования оставался 20-метровый коридор по глубине вверх и вниз, и надо было его четко выдержать", - объясняет Николай Черкашин.

Герой или преступник?

И все же историки не перестают спорить – герой Маринеско или преступник. Его дочь Татьяна утверждает, что отец не переживал, когда узнал подробности той катастрофы. Для него это было боевое задание.

"Они-то нас сжигали, топили, убивали, они на нас напали первыми. Он мстил за всех своих людей, за родных, за Родину. Никакой жалости не было у него. Женщины и дети набились на корабль сами, они не должны были там быть. Корабль был под военным флагом, там не было никакого Красного креста. Это было не мирное и не торговое судно, оно перевозило 70 экипажей для подводных лодок новейшего типа 21-й серии, эти лодки потом могли бы задавить Англию, а он все эти экипажи потопил, за что в Англии, кстати, ему стоит памятник", - рассказывает Татьяна Маринеско.

"Есть немецкие документы, было проведено расследование по факту потопления "Вильгельма Густлофф" несмотря на то, что уже 45-й год шел. К середине апреля адмиралу Деницу доложили результаты, опубликованные в Германии, поименные списки всех тех 418 подводников, которые погибли на борту "Вильгельма Густлоффа". Можно увидеть, что это были молодые люди 1923 года рождения или даже моложе, которые были недавно сравнительно призваны в подводный флот, полноценной подготовки они получить не успели. Скорее всего, все вот эти молодые люди, находившиеся на борту "Густлоффа" в военной форме, они обороняли бы Берлин", - говорит Мирослав Морозов.

Результаты того расследования много лет были засекречены, кому это оказалось выгодно? Зачем нацистам поддерживать легенду о якобы уничтоженной вместе с лайнером элите ВМФ Третьего рейха?.

Совинформбюро в свою очередь, объявляет, что Германия в трауре. Буквально за неделю из-за одной советской подлодки немецкий народ потерял почти 14 тысяч человек. Потоплением "Густлоффа" тот поход для Маринеско не закончится. Вскоре он увидит еще один корабль. И удача снова на его стороне.

"Кстати, потопление "Штойбена" было по сложности чуть ли не труднее, чем потопление "Густлоффа". Так что им пришлось расстреливать "Штойбен" вообще только снарядами, которые находились на лодке наверху, потому, что все торпеды у них ушли на "Густлофф", - утверждает Татьяна Маринеско.

Лайнер "Генерал фон Штойбен" во время Второй мировой войны использовался как гостиница для высшего командного состава. В начале 1945 года судно переоборудуют в госпиталь. Так же, как и "Густлофф", оно вывозит раненых военнослужащих и беженцев, следует в Германию из Пиллау, ныне город Балтийск Калининградской области. На борту "Штойбена" свыше 3,5 тысяч человек.

"Я не могу вспомнить ни одной другой атаки, произведенной нашими подводниками, где атака, общая, с момента обнаружения цели до момента выпуска торпед, продолжалась 4,5 часа. Как правило, если не удавалось выйти на протяжении 30-40 минут в атаку, все, командир говорил: не получается, не сошелся клином белый свет на этой цели, будет другая, буду атаковать ее", - рассказывает Мирослав Морозов.

Победа на Балтике

Маринеско словно запрограммирован на подвиг. 10 февраля 1945 года "Штойбен" уходит под воду, всего за 15 минут. Правда, командир С-13 думает, что потопил военный крейсер "Эмден", он четко видел зенитные орудия и пулеметы. О том, что это был санитарный корабль, он узнает только по прибытию в Финский порт Турку из местных газет. Какую выгоду получает Советский союз от уничтожения "Густлоффа" и "Штойбена"?

"После потопления "Густлоффа" и "Штойбена" немцы окончательно сдались на Балтике. Для них вопрос доставки грузов из Швеции, доставки вспомогательных различных частей в этом регионе для них завершен был. Поэтому после атаки Маринеско закончилась по большому счету активная фаза различных операций немецкого флота на Балтике", - утверждает Михаил Ненашев.

На самом деле, Гитлер, чтобы окончательно не подкосить боевой дух страны и армии, скрыл гибель такого количества людей. Официально траур в стране объявлен не был. Советская сторона также скрывает имя отличившегося командира. Оно станет известно гораздо позже. В годы холодной войны Маринеско в Германии будут называть не иначе, как военным преступником.

"Но при этом забывается то, что всего лишь несколько лет тому назад немцы точно также, даже еще более просто, потопили наш настоящий санитарный транспорт «Армения», где практически никто не спасся. Из 5 000 человек только 6 человек сумели выбраться. Здесь почти тысяча человек еще осталась на плаву", - говорит Николай Черкашин.

Для немцев встанет полной неожиданностью то, что институт морского права в городе Киле, оправдывает Маринеско. Ответственность переложена на командование германского флота, которое позволило принять на борт боевого корабля столько мирных людей. Вот только зачем это было сделано.

Благодаря рассекреченным документам всплыли новые факты о той ночи. Немецкие эксперты обнаружили, что кроме советской подлодки "Густлофф" преследовала еще одна, и вероятно, эта лодка принадлежала нацистам, похоже, ее отправили вслед за лайнером намеренно и "Густлофф", еще до встречи с Маринеско, был обречен.

"Вот, это его кормовая часть, видите сами, он лежит на ровном киле, не перевернут, не на борту, без крена, почти как вот шел, так и сел на грунт. Его можно было бы объявить как бы братской могилой, но немцы этого не сделали", - рассказывает Николай Черкашин.

Нацисты сделают все, чтобы скрыть подробности гибели "Густлоффа". Оказывается, вместо 417 человек экипажа, на борту лайнера находилось всего 173 человека, меньше половины положенного штата. Спасательные моторные катера заменены дешевыми шлюпками.

А среди пассажиров по документам действительно числятся высокопоставленные офицеры 3 рейха. Но только на бумаге. На самом деле – это мертвые души. Гибель на борту "Густлоффа" должна была стать прикрытием тайного исхода нацистской верхушки, чтобы после никто не принялся их искать.

"Не стоит забывать, о том, что на "Густлоффе" были немецкие подводники, военные люди, и в первую очередь "Густлофф" перемещал именно их, а уже мирное, беженцы - это уже впоследствии были добавлены на этот корабль", - говорит Михаил Жарков.

Есть ли другое объяснение тому, что "Густлофф" перегружают людьми и тем странным обстоятельствам, что предшествуют его гибели? По одной из версий лайнер стал жертвой большой политики: смертью женщин и детей, среди которых большинство поляки, Гитлер надеялся рассорить союзников СССР.

Надеялся, что они воспримут это как "морскую Катынь", а он явится спасителем. Две торпеды нацистской подлодки должны были только слегка повредить лайнер. Но Маринеско спутал эти планы.

"Александр Иванович Маринеско безусловно был неординарным командиром. У нас говорят, что командир должен уметь подчиняться. Но находясь в таком походе, где командир – первый после Бога, он должен иметь право сам принимать решения. И вот именно эта черта Александра Ивановича позволила ему выйти в такие две знаменитые атаки, которые сделали его подводником номер один военно-морского флота Советского союза", - утверждает Виктор Блытов.

Живым из пекла

Как ему удалось победить противника и вернуться живым из похода? Многие моряки до сих пор над этим ломают голову. Ведь до января 1945 года Маринеско почти не выходил на задания. Правда, в свое время, его команда была признана одной из лучших.

"В 1940 году, еще до войны, вот этих всех потоплений, Маринеско со своей командой установит рекорд погружения. Вместо 35 положенных секунд, Маринеско смог погрузится за 19 секунд. Это достижение было отмечено", - говорит Михаил Жарков.

К концу войны у Маринеско явно наблюдается внутренний надлом. Он не в деле, не может помочь, он заблокирован под Ленинградом.

"Лодка M-96, которой командовал Маринеско, она совершила два похода 1942 году. Потом его в апреле 1943 года назначили командиром С-13, и на ней он в следующий раз вышел в поход в начале октября 1944 года. То есть у нас получается 22 месяца посредине самой ожесточенной Великой Отечественной войны, он был вынужден бездействовать", - рассказывает Мирослав Морозов.

А в это время победа под Сталинградом, под Курском, битва за Днепр, почти полное освобождение территории СССР. Маринеско же вынужден бездействовать. Командование понимает его состояние, поэтому нередко на его дисциплинарные проступки закрывают глаза.

"Для того, чтобы сколотить экипаж подводной лодки, подготовить его к выходу в море, нужно было тренироваться на реке Неве. Полигонов не было никаких в условиях блокадного Ленинграда. Даже то, что они нормально могли бы исполнять свои служебные обязанности, были вынуждены на месяц – на полтора месяца помещать в санатории с усиленным питанием. Но что в условиях блокадного Ленинграда, было такое – санаторий с усиленным питанием: капусту, картошку, вот они могли есть, чуть больше, чем все остальные", - говорит Морозов.

Моряки умирают от голода. Экипаж приходится часто обновлять. То и дело доходят слухи о гибели советских кораблей. Там немало друзей Маринеско. Немцы перегородили Финский залив. Стальная сеть натянута до самого дна. Подлодки не могут вырваться. Зачастую они уже не возвращаются.

"За исключением там одного или двух случаев, никто не знал, что стало с этими лодками, куда они делись, что стало с экипажами, как проходили их последние часы, минуты. Может враг какое-то новое оружие применил против подводников. Они уходят, и вот это вот психологическое напряжение, вот это вот ощущение, когда ты сталкиваешься с чем-то неизвестным и можешь погибнуть, просто случайно, по собственному незнанию, и невозможность каким-то образом изменить – оно конечно очень сильно психологически давило", - считает Мирослав Морозов.

Когда С-13 выходит в знаменитый поход, Маринеско руководит не только желание спасти себя от трибунала. Он мстит: за друзей, за свои срывы, за Ленинград.

"Он действовал по своему усмотрению, по своему выбору, ведь он мог оказаться и в другом районе Балтийского моря, но чутье, интуиция командирская подсказала ему, что нужно идти в район Данцигской бухты, потому что оттуда немцы эвакуировали и свои войска, и население, и всех кого могли, ценности вывозили", - говорит Николай Черкашин.

С моря на землю

Вернувшись на базу победителем, он будет не готов к последующим событиям. Вскоре, его спишут на берег.

"Переживал, очень сильно переживал. Он какое-то время еще ходил в море на кораблях, на торговых судах, но потом у него плохо стало со здоровьем, со зрением, и он прекратил это делать", - рассказывает Татьяна Маринеско.

Маринеско пришлось пережить не только забвение. В 1949 году он попадает в тюрьму. Бывший командир подлодки устроился в Ленинградский институт переливания крови. Но, как и на флоте, со своим характером он пришелся не ко двору.

"Директор этого учреждения, да, возможно, проводил какие-то махинации, связанные с имуществом. Маринеско это не нравилось, поскольку он как заместитель директора это все видел, не мог не замечать. И вот однажды, якобы с разрешения, устного разрешения, этого директора, Маринеско развез по домам сотрудников торфяные брикеты, которые лежали во дворе этого самого института, а потом ему поставили в вину то, что никакого разрешения не было", - утверждает Михаил Жарков.

Он отсидит в ГУЛАГе два года, выйдет досрочно. На ленинградском заводе "Мезон" над ним сжалятся: как ветерану войны дадут место диспетчера. Там Маринеско и проработает до конца жизни. Но море забыть не сможет. Часто, возвращаясь после работы, он будет поворачивать к берегу Финского залива, и пока не опустится ночь, смотреть вдаль.

"Эта атака единственная, которая спустя семьдесят лет, моряки и подводники и надводники разбирают, это одно. И второе, конечно, отношение Маринеско к этому событию после войны. Он не выпячивал, и вся страна-то узнала уже в 60-е годы, почти перед самой смертью, о том, что он сделал", - говорит Михаил Ненашев.

Атака века – так охарактеризуют историю "Густлоффа" немецкий писатель, Нобелевский лауреат, Гюнтер Грасс. Его книга об этих событиях появится на свет уже в 2000-х и сразу станет бестселлером. И с новой силой вспыхнут разговоры. Как наградили Маринеско после атаки? Не отметить успешный выход было нельзя. Героя он не получит, но ему вручат орден Красного Знамени и выпишут премию, которую подводник, якобы, тут же потратит на покупку автомобиля.

"Одна из многих, кстати говоря, ходящих о Маринеско красивых легенд. В Советском союзе, машины вот так вот, просто, по улицам не ездили, в 30-е – 40-е годы. Если были личные автомобиль, то личный автомобиль выделялись решением Партии и Правительства, каким-то деятелям искусства, культуры. В личном пользовании в 30-е – 40-е годы машин с Советском союзе практически не было", - рассказывает Мирослав Морозов.

Для немцев гибель "Густлоффа" сравнима с бомбардировкой Дрездена. Этот процветающий город, как и шикарный лайнер, был символом нацистской Германии. После затопления корабля стало очевидно, что дни Гитлеровского режима сочтены.

"До сих пор историки, и не только историки, юристы и кто угодно, спорят о том, насколько оправдана была эта атака, не совершил ли Маринеско преступление против гуманизма, человечности, и т.д, и т.д. И все-таки по нашим выкладкам, атака была проведена так, как она и должна была быть проведена в военное время и при тех обстоятельствах", - говорит Николай Черкашин.

В 1991 году в Калининградском зале "Дружбы" Хайнс Шон, один из выживших пассажиров "Густлоффа", сделал свой доклад о событиях той ночи. Впервые перед русской аудиторией. А после, был показан немецкий фильм о гибели лайнера. Пожилой ветеран поднялся и сказал: наконец-то мы знаем правду. На судне находились не только нацисты, давайте почтим память детей и женщин. Зал встал. Многие плакали.

«Вильгельм Густлофф» (нем. Wilhelm Gustloff) — германский пассажирский лайнер, принадлежавший немецкой организации «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude — KdF), с 1940 плавающий госпиталь. Назван в честь убитого еврейским террористом партийного лидера Вильгельма Густлоффа.

Спущен на воду 5 мая 1937 года. Во время Второй мировой войны использовался в качестве лазарета и общежития Гибель корабля, торпедированного 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А. И. Маринеско, считается крупнейшей катастрофой в морской истории — только по официальным данным, в ней погибло 5 348 человек, а по оценкам ряда историков реальные потери могли составлять от восьми до девяти с лишним тысяч жертв.

Подводная лода тип "С"

Предыстория

После прихода к власти в 1933 г. Национал-социалистической немецкой рабочей партии во главе с Адольфом Гитлером, одним из её направлений деятельности стало создание широкой сети социального обеспечения и услуг для населения Германии. Уже в середине 30-х годов рядовой немецкий рабочий по уровню услуг и льгот, которые ему полагались, выгодно отличался от рабочих в капиталистических странах Европы. Для организации досуга рабочего класса были созданы такие организации, как «Сила через радость» (нем. Kraft durch Freude — KDF), которая входила в Немецкий трудовой фронт (DAF). Главной целью этой организации было создание системы отдыха и путешествий для немецких рабочих. Для воплощения этой цели, кроме прочего, была построена целая флотилия пассажирских судов для предоставления дешёвых и доступных путешествий и круизов. Флагманом этого флота должен был стать новый комфортабельный лайнер, который авторы проекта планировали назвать именем немецкого фюрера — «Адольф Гитлер».

Убийство Вильгельма Густлоффа

4 февраля 1936 года в Давосе еврейским террористом Давидом Франкфуртером был убит швейцарский руководитель НСДАП Вильгельм Густлофф. История его гибели приобрела широкую огласку, особенно в Германии. Убийство лидера национал-социалистов Швейцарии, стало наглядным подтверждением того факта, что мировое организованное еврейство объявило открытую войну против немецкому народа, вышедшему из под его контроля. Вильгельм Густлофф был похоронен с государственными почестями, в его честь по всей Германии прошли многочисленные митинги, его именем были названы самые разнообразные объекты в Германии.

В связи с этим, когда в 1937 году круизный лайнер, заказанный на верфи «Блом & Фосс», уже был готов для спуска на воду, немецкое руководство решило увековечить его имя в названии корабля.

На торжественный спуск на воду 5 мая 1937 года, кроме государственных деятелей страны, также прибыла и вдова Густлоффа, которая на церемонии по традиции разбила бутылку шампанского о борт лайнера.

Характеристики

С технологической точки зрения «Вильгельм Густлофф» не был исключительным кораблем. он был построен для комфортных круизов. Однако с точки зрения удобств, оборудования и приспособлений для отдыха этот лайнер действительно был одним из лучших в мире. В отличие от других судов такого класса, «Густлофф», в подтверждение «бесклассового характера» национал-социалистического строя, имел каюты одинакового размера и одинакового отличного удобства для всех пассажиров. Лайнер имел десять палуб. Одной из новейших технологий, применённых на нём, был принцип открытой палубы с каютами, которые имели на неё прямой выход и ясный обзор пейзажей. Лайнер был рассчитан на 1 500 человек. К их услугам были предоставлены шикарно украшенный бассейн, зимний сад, большие просторные залы, музыкальные салоны, несколько баров.

Кроме сугубо технических нововведений и наилучших приспособлений для незабываемого путешествия, «Вильгельм Густлофф», являл собой своеобразный морской символ Третьего рейха, как первого в истории национально-социалистического государства. По словам Роберта Лея, возглавлявшего Немецкий трудовой фронт, лайнеры, подобные этому, могли: предоставить возможность, слесарям Баварии, почтальонам Кёльна, домохозяйкам Бремена по крайней мере раз в году осуществить доступное по цене морское путешествие на Мадейру, по побережью Средиземного моря, к берегам Норвегии и Африки

Для граждан Германии путешествие на «Густлоффе» должно было быть не только незабываемым, но и доступным по цене, невзирая на социальное положение. Например, пятидневный круиз по побережью Италии стоил лишь 150 рейхсмарок, тогда как средний месячный заработок рядового немца равнялся 150—250 рейхсмаркам. Для сравнения, стоимость билета на этом лайнере составляла лишь третью часть от стоимости подобных круизов в Европе, где их могли себе позволить только представители зажиточных слоев населения и знати. Таким образом, «Вильгельм Густлофф» своими удобствами, уровнем комфорта и доступностью не только олицетворял успехи и достижения нового, по настоящему народного государственного строя, но и также наглядно демонстрировал всему миру преимущества национал-социализма.

Пассажирский лайнер «Вильгельм Густлофф»
Флагман круизного флота

Первый официальный круиз состоялся 24 мая 1938 года, и почти две трети его пассажиров были гражданами Австрии, народ которой считал себя частью Германии. Круиз стал настоящим триумфом, свидетельством достижений новой власти Германии. Мировая пресса восторженно описывала впечатления участников круиза и великолепный сервис на борту лайнера. Даже сам рейхсканцлер Германии прибыл на лайнер, символизировавший все лучшие достижения страны под его руководством. После этого события, лайнер начал выполнять задание, ради которого был построен, — предоставлять доступные, комфортабельные круизы рабочим Германии.

Спуск на воду. «Вильгельм Густлоф».

«Вильгельм Густлофф», по ходу свой пассажирской круизной деятельности, оказался к тому же и спасаиельным судном. Первый удачный, хоть и не запланированный, случай произошёл во время спасения моряков английского судна «Пегуэй», терпевшего бедствие 2 апреля 1938 года в Северном море. Отвага и решительность капитана, который оставил процессию из трех судов, чтобы спасти англичан, была отмечена не только мировой прессой, но и английским правительством — капитан был награждён, а на судне позже установили памятную доску. Благодаря этому случаю, когда 10 апреля «Густлоффа» используют в качестве плавучего избирательного участка для немцев и австрийцев Великобритании, участвующих в плебисците о присоединении Австрии, о нём уже благосклонно писала не только британская, но и мировая пресса. Для участия в плебисците почти 2 000 граждан обеих стран и большое количество корреспондентов отплывали в нейтральные воды вблизи побережья Великобритании. Лишь четверо из участников этого события воздержались. Западная, и даже британская коммунистическая пресса была в восторге от лайнера и достижений Германии. Задействование такого совершенного судна в плебисците символизировало то новое, что повсеместно было тогда в Германии.

Как флагман круизного флота «Вильгельм Густлофф» провел в море всего полтора года и осуществил 50 круизов в рамках программы «Сила через радость». На его борту побывали около 65 000 отдыхающих. Обычно в теплый сезон лайнер предлагал путешествия по Северному морю, побережью Германии, норвежским фьордам. Зимой лайнер ходил в круизы по Средиземному морю, побережью Италии, Испании и Португалии. Для многих, эти круизы остались незабываемым и самым лучшим временем из всего периода национального социализма в Германии. Многие рядовые немцы воспользовались услугами программы «Сила через радость» и были искренне благодарны руководству страны за предоставление возможностей отдыха, не сравнимого с другими странами Европы.

Помимо круизной деятельности, «Вильгельм Густлофф» оставался судном в государственной собственности и вовлекался в различные мероприятия, проводимые правительством Германии. Так 20 мая 1939 году «Вильгельм Густлофф» впервые перевозил войска — немецких добровольцев легиона «Кондор», принимавшего участие в гражданской войне в Испании. Прибытие судна в Гамбург с немецкими добровольцами на борту вызвало большой резонанс по всей Германии, и в порту устроили специальную церемонию встречи с участием лидеров государства.

Военная служба

Последний круиз лайнера состоялся 25 августа 1939 года. Неожиданно во время запланированного рейса в середине Северного моря капитан получил зашифрованный приказ срочно вернуться в порт. Время круизов окончилось — менее чем через неделю началась Вторая мировая война.

Военный госпиталь

С началом войны почти все суда KDF оказались на военной службе. «Вильгельм Густлофф» был переоборудован в госпитальное судно (нем. Lazarettschiff) и приписан к ВМС Германии. Лайнер был перекрашен в белый цвет и обозначен красными крестами, что должно было защитить его от нападения согласно Гаагской конвенции. Первые пациенты начали прибывать на борт уже в октябре 1939 года. Примечательный факт - большинством из первых пациентов были раненые пленные поляки. Со временем, когда немецкие потери стали ощутимыми, судно отправили в порт Готенгафен (Гдыню), где оно взяло на борт ещё больше раненых, а также немцев (фольксдойче), эвакуированных из Восточной Пруссии.

Служба судна как военного госпиталя закончилась — по решению руководства ВМС его приписали к школе подводников в Готенхафене. Лайнер опять перекрасили в серый камуфляжный цвет, и он потерял защиту Гаагской конвенции, которую имел раньше.

Превратившись в плавучую казарму для школы подводников, «Вильгельм Густлофф» провёл в таком качестве бо́льшую часть своей короткой жизни — почти четыре года. С приближением конца войны ситуация начала изменяться не в пользу Германии — множество городов страдали от налетов союзной авиации. 9 октября 1943 года Готенхафен был подвергнут бомбардировке, в результате которой было потоплено другое судно прежнего KDF, а сам «Вильгельм Густлофф» получил повреждения.

Эвакуация населения

Во второй половине 1944 года фронт подошёл совсем близко к Восточной Пруссии. Коммунистическая военная пропаганда всячески раздувало антинемецкий психоз и призывыла своих солдат к справедливой мести немецким "фашистам".

В октябре 1944 года первые отряды Красной Армии уже были на территории Восточной Пруссии. Первым немецким городом, захваченным коммунистами, был Неммерсдорф (ныне село Маяковское Калининградской области). Через несколько дней его удалось на некоторое время отбить, но представшая картина массовых убийств и изнасилований, повергла всю Германию и Европу в шок. Эти жуткие зверства коммунистов вызвали обратную реакцию — количество добровольцев в ополчение Фольксштурм (Нарлдные дружины) увеличилось, однако с приближением фронта, и миллионы людей оказались беженцами.

Плакат: "За свободу и жизнь".

На начало 1945 года уже значительное количество людей в панике спасались бегством. Многие из них следовали к портам на побережье Балтийского моря. Для эвакуации огромного количества беженцев по инициативе немецкого адмирала Карла Дёница была осуществлена специальная операция «Ганнибал», которая вошла в историю как крупнейшая в истории эвакуация населения морем. Во время этой операции почти 2 миллиона человек мирного населения были эвакуированы в Германию — на больших судах, как «Вильгельм Густлофф», а также на сухогрузах и буксирах.

В те дни коммунисты стремительно продвигалась на Запад, в направлении Кенигсберга и Данцига. Сотни тысяч немецких беженцев двигались к портовому городу Гдыне — Готенхафену. 21 января гросс-адмирал Карл Дениц отдал приказ: "Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти". Операция "Ганнибал" стала крупнейшей эвакуацией населения в истории мореплавания: свыше двух миллионов человек были переправлены на запад.

гросс-адмирал Карл Дениц

Готенхафен стал для многих беженцев последней надеждой — здесь стояли не только большие военные корабли, но и крупные лайнеры, каждый из которых мог взять на борт тысячи беженцев. Одним из них и был "Вильгельм Густлоф".

Развитие событий

Таким образом, в рамках операции «Ганнибал» 22 января 1945 года «Вильгельм Густлофф» начал принимать на борт беженцев. Когда в порту собрались десятки тысяч людей и ситуация осложнилась, начали впускать всех, предоставляя преимущество женщинам и детям. Поскольку запроектированное количество мест были всего 1 500, беженцев начали размещать на палубах, в переходах. Женщин-военнослужащих разместили даже в пустом бассейне. На последних этапах эвакуации паника усилилась настолько, что некоторые женщины в порту в отчаянии начали отдавать своих детей тем, кому удалось подняться на борт, в надежде хотя бы таким образом их спасти. Под конец, 30 января 1945 года, офицеры экипажа судна уже перестали считать беженцев, количество которых перевалило за 10 000.

По современным оценкам на борту должно было находиться 10582 человека: 918 курсантов, 173 члена экипажа судна, 373 женщины из состава вспомогательного морского корпуса, 162 тяжелораненых военнослужащих, и 8956 беженцев, в основном стариков, женщин и детей. Когда в 12:30 «Вильгельм Густлофф» в сопровождении двух кораблей охранения наконец отошёл.

Вопреки рекомендациям идти зигзагом, чтобы осложнить атаку подводных лодок, было решено идти прямым курсом со скоростью в 12 узлов, поскольку коридор в минных полях не был достаточно широким и капитаны надеялись таким образом быстрее выбраться в безопасные воды; кроме того, корабль испытывал недостаток топлива. Лайнер не мог развить полную скорость из-за полученных при бомбардировках повреждений. К тому же торпедолов TF-19 вернулся в порт Готенхафен, получив повреждение корпуса при столкновении с камнем, и в охранении остался только один миноносец «Лев» (Löwe). В 18:00 поступило сообщение о конвое тральщиков, который якобы шёл навстречу, и, когда уже стемнело, было приказано включить ходовые огни, чтобы предотвратить столкновение. В действительности же никаких тральщиков не было, и обстоятельства появления этой радиограммы так и остались невыясненными до сих пор.

Потопление

Когда командир советской подводной лодки С-13 Маринеско увидел ярко освещённый, вопреки всем нормам военной практики, «Вильгельм Густлофф», то в течение двух часов следовал за ним в надводном положении, выбирая позицию для атаки. Даже здесь судьба подвела «Густлофф», поскольку обычно субмарины были неспособны догнать надводные корабли, но капитан Петерсон шёл медленнее проектной скорости, учитывая значительное переполнение пассажирами.

Около девяти часов С-13 зашла со стороны берега, где её менее всего могли ожидать, и с дистанции менее 1 000 м в 21:04 выпустила три торпеды.

В 21:16 первая торпеда попала в нос корабля, позже вторая взорвала пустой бассейн, где находились женщины флотского вспомогательного батальона, а последняя ударила в машинное отделение. Первой мыслью пассажиров было, что они наскочили на мину, но капитан Петерсон понял, что это была субмарина, и его первыми словами было: Das war’s (Вот и всё). Те пассажиры, которые не погибли от трёх взрывов и не утонули в каютах нижних палуб, в панике бросились к спасательным шлюпкам. В этот момент оказалось, что приказав закрыть, согласно инструкции, водонепроницаемые отсеки в нижних палубах, капитан нечаянно заблокировал часть команды, которая должна была заняться спуском шлюпок и эвакуацией пассажиров. Поэтому в панике и давке погибло не только много детей и женщин, но также многие из тех, кто выбрался на верхнюю палубу. Они не могли спустить спасательные шлюпки, потому что не умели этого делать, к тому же многие шлюпбалки обледенели, а судно уже получило сильный крен. Общими усилиями команды и пассажиров некоторые шлюпки удалось спустить на воду, и все же в ледяной воде оказалось много людей. От сильного крена судна с палубы оторвалась зенитная установка и раздавила одну из шлюпок, уже полную людей. Примерно через час после атаки «Вильгельм Густлофф» полностью затонул.

Еще через две недели, 10 февраля 1945 года, подводная лодка С-13 Маринеско потопила ещё один большой немецкий транспорт «Генерал Штойбен» с беженцами, в результате чего погибло еще около 3 700 человек.

немецкий транспорт «Генерал Штойбен»

Спасение уцелевших

Миноносец «Лев» первым прибыл на место трагедии и начал спасение уцелевших пассажиров. Поскольку в январе температура уже была —18 °C, оставалось всего несколько минут до того, как наступало необратимое переохлаждение организма. Несмотря на это, кораблю удалось спасти 472 пассажира со шлюпок и из воды. На помощь также подошли корабли охранения другого конвоя — крейсера «Адмирал Хиппер», который тоже, кроме команды, ещё имел на борту около 1 500 беженцев. Из-за опасения атаки субмарин он не остановился и продолжал удаляться в безопасные воды. Другим кораблям (под «другими кораблями» понимается единственный эсминец Т-38, — на «Леве» не работала ГАС, «Хиппер» ушёл) удалось спасти ещё 179 человек. Немногим больше чем через час новые корабли, которые пришли на помощь, смогли выловить только мёртвые тела из ледяной воды. Позже малый посыльный корабль, который прибыл на место трагедии, неожиданно нашёл, через семь часов после потопления лайнера, среди сотен мёртвых тел незамеченную шлюпку и в ней живого младенца, закутанного в одеяла, — последнего спасённого пассажира «Вильгельма Густлоффа».

Крейсер "Адмирал Хиппер"

В результате выжить удалось, по разным оценкам, от 1 200 до 2 500 человек из более чем 10 тысяч находившихся на борту. По максимальным оценкам, потери оцениваются в 9 343 жизни.

Советские транспорты во время войны с беженцами и ранеными на борту, также становились целями для вражеских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5 тыс. беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм Густлофф», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью).

теплоход «Армения», потопленный в 1941 году

Реакция на трагедию

В Германии реакция на потопление «Вильгельма Густлоффа» на момент трагедии была довольно сдержанной. Немцы не разглашали масштабы потерь, чтобы не ухудшать моральное состояние населения ещё сильнее. Кроме того в тот момент немцы несли тяжёлые потери и в других местах. Однако по окончании войны в сознании многих немцев одновременная гибель стольких мирных людей и особенно тысяч детей на борту «Вильгельма Густлоффа» осталось раной, которую не заживило даже время. Вместе с бомбардировкой Дрездена эта трагедия остаётся одним из наиболее страшных событий Второй мировой войны. Из четырёх капитанов, которые спаслись после гибели корабля, самый молодой, Колер, не выдержав чувства вины за трагедию «Вильгельма Густлоффа», вскоре после войны покончил жизнь самоубийством.

В советской историографии данное событие получило название «Атаки века». Маринеско посмертно получил звание Героя Советского Союза. Ему поставили памятники в Калининграде, в Кронштадте, в Петербурге и в Одессе. В советской военной историографии он считается подводником № 1.

«Вильгельм Густлофф» в литературе и кино

В 1959 году в ФРГ был снят художественный фильм «Ночь над Готенхафеном» (нем. Nacht fiel über Gotenhafen) о трагедии крушения корабля.

Большой резонанс получил роман «Траектория краба» (Im Krebsgang, 2002) немецкого писателя, лауреата Нобелевской премии Гюнтера Грасса. Повествование в книге ведётся от имени журналиста, жителя современной Германии, который появился на свет на борту «Густлоффа» в день крушения корабля. Катастрофа «Густлоффа» не отпускает героя Грасса, и события более чем полувековой давности приводят к новой трагедии. Книга крайне негативно описывает Маринеско.- подводника отправившего на дно 13 тысяч беженцев.

2-3 марта 2008 года показан новый телевизионный фильм немецкого канала ZDF под названием «Die Gustloff»

«Вильгельм Густлофф» был потоплен советской подводной лодкой С-13 под командованием Маринеско 30 января 1945 года.