Ангкор древняя обитель кхмерских богов. Ангкор, Камбоджа: описание, фото и отзывы. Стоимость машины с водителем в Ангкоре

Ангкор-Ват был внесен в Список чудес света

Ангкор-Ват не имеет себе равных по красоте и степени сохранности. Его величие и великолепие превосходят величие Фараонов, производимое им впечатление сильнее, чем впечатление от Пирамид, а художественная выразительность сравнится разве что с Тадж-Махалом. Ангкор Ват располагается в 6 км (4 мили) к северу от Сиемреапа, к югу от Ангкор-Тхома . Вход в Ангкор-Ват и выход из него осуществляется только через западные ворота.

"Можно найти множество фотографий и видеофайлов об Ангкор Вате, но наверное лучшее из всего виртуального это панорама Ангкор Вата, сделанная airpano.ru "

Ангкор-Ват был построен в первой половине 12 века в период правления короля Сурьявармана II в честь индуистского бога Вишну. Строительство храма длилось около 30 лет.

История Ангкор-Вата

Ангкор-Ват является самым крупным и хорошо сохранившимся объектом Ангкорской группы. Совершенство его структуры, баланса, пропорций, рельефа и скульптур делают его одним из величайших архитектурных памятников в мире.

"Ват" в переводе с кхмерского означает "храм". Вероятно, это слово было добавлено к слову "Ангкор" , когда в 16 веке его заняли последователи Тхеравады. После 1432 года, когда столицей королевства стал город Пномпень , за Ангкор-Ват стали отвечать буддистские монахи.

Ангкор-Ват был построен для захоронения в нем короля Сурьявармана II.Проводя параллель между заходящим солнцем и смертью, храм обращен на запад. Также в пользу этой теории говорят барельефы, расположенные слева направо в соответствии с индуистским погребальным ритуалом.

Архитектурный план Ангор-Вата

Когда идешь по самому Ангкор-Вату, определить его архитектурный план очень тяжело из-за огромных размеров храмового комплекса. Такая сложность и красота и привлекают, и отвлекают внимание. Издалека Ангкор-Ват кажется колоссальным каменным массивом , к которому ведет длинная мощеная дорога.

Высота Ангкор-Вата от земли до вершины центральной башни больше, чем может показаться: 65 метров. Храм состоит из трех треугольных или квадратных уровней (1-3). Каждый последующий меньше и выше предыдущего.

Первый и второй уровень окаймляются крытыми галереями с колоннами. Третий уровень поддерживают пять башен - четыре по углам и одна в середине. Эти башни являются наиболее выразительным архитектурным элементом Ангкор-Вата. Иногда такая форма расположения называется квинканс. Возвышающиеся один над другим уровни придают башням коническую форму.

Символизм

Ангкор Ват это миниатюрная каменная копия вселенной и представляет собой земную модель космического устройства. Центральная башня возвышается в центре храма, символизируя мифическую гору Меру, находящуюся в центре вселенной. Пять башен соответствую пикам горы Меру. Внешняя стена символизирует горы на краю света, а ров, окружающий храмовый комплекс, - океаны.

Расположение Ангор-Вата

Несмотря на то, что Анкгор-Ват является наиболее фотографируемым кхмерским архитектурным памятником , фотографии не могут передать всего его величия. Об этом писал еще 100 лет назад Франк Винсент: "Вид этого чуда производит неизгладимое впечатление: красота, романтика, величие - все это нужно понимать и ценить. На этот храм невозможно взглянуть без трепета, без чувства, будто ты взмыл в небеса. Это, наверное, самое впечатляющее строение в мире".

Ангкор-Ват занимает территорию прямоугольной формы площадью в 208 гектар (500 акров). Территория храмового комплекса огорожена латеритовой стеной. Комплекс окружен рвом, который можно пересечь по длинной мощеной дороге из песчаника (длина - 250 м (820 футов), ширина - 12 м (39 футов)). Дорога служит главным проходом в комплекс. Ширина рва составляет 200 м (656 футов), периметр рва - 5,5 км (3,4 мили).

Западный вход начинается с лестницы, ведущей на террасу из песчаника в форме креста у основания длинной мощеной дороги. По обеим сторонам террасы сидят, охраняя храм, огромные каменные львы. Впереди можно увидеть конец мощеной дороги и ворота с тремя башнями различной высоты. Эти башни у входа частично закрывают вид на пять башен в центральной области храма. Длинный проход с квадратными колоннами и изогнутой крышей простирается вдоль рва слева направо от расположенной у входа башни. Это великолепный фасад Ангкор-Вата и образец классической кхмерской архитектуры.

Почти 70 лет назад, побывав на террасе Ангкор-Вата, Хелен Черчилль Канди написала: "Любой архитектор пришел бы в восторг от гармоничности фасада - непрерывный ряд колонн, ведущий от дальних углов к центральному входу, где располагаются три башни с разрушенными верхушками ". Первоначально фасад представлял собой другой ряд колонн с крышей. Об этом свидетельствуют круглые отверстия в колоннах.

"Перед тем, как идти по мощеной дороге, поверните направо, спуститесь на пару ступеней террасы и пройдите пару метров по дорожке. Так вы сможете насладиться видом всех пяти башен Ангкор-Вата. Вернитесь в центр террасы и пройдите по главной мощеной дороге по направлению к главной части храма. Левая сторона мощеной дороги изготовлена из более древнего песчаника, чем правая сторона, которая была отреставрирована французами."

В 20-х годах XX века, когда Кейзи шагал по этой мощеной дороге, он заметил одну особенность ее строения. Плиты, из которых она состояла, были неправильной формы, что означало, что они должны были быть обработаны долотом, чтобы подходить друг к другу. При полуденном освещении дорога кажется длинной полоской муара. С левой стороны дороги, чуть не доходя до ее середины, находятся две ступни из песчаника. Они принадлежат одной из статуй, которая располагается у входа в Ангкор-Тхом, и были привезены в Ангкор-Ват в этом веке, когда мощеная дорога ремонтировалась.

Верхние части трех секций этой башни - одна в центре и две по бокам - обвалились. Подходы по обеим концам галереи, возможно, служили проходом для слонов, лошадей и повозок, поскольку они размещаются на самом нижнем уровне.

Когда в 1920 году Хелен Черчилль Канди увидела эти проходы, она отметила, что идея создания строения, предусматривающего проходы для слонов, была очень необычной. Статуя стоящего Вишну (с восемью руками) находится справа от башни у входа. Слева, на потолке башни видны следы первоначального цвета. Продолжайте идти на запад вдоль второй дорожки (длина 350 м (1148 футов), ширина 9 м (30 футов)).

По обеим сторонам расположена низкая балюстрада, напоминающая тело змеи. Балюстраду поддерживают небольшие колонны. Если посмотреть на запад, то можно увидеть знаменитую панораму Ангкор-Вата, изображенную на Камбоджийском флаге. Стоя в этой точке, хочется сфотографировать пять чудесных куполов - друзей неба, сестер облаков?и понять, находишься ли ты в реальном мире или в выдуманной фантазии. Шесть пар торжественных лестниц с платформами по обеим сторонам дороги ведут во внутренний двор.

Лестницу обрамляет продолжающаяся балюстрада в виде змеи. Такую структуру иногда называют посадочной платформой. В конце балюстрады змея под прямым углом устремляется к небу и грациозно расправляет свои девять голов в форме веера. Во внутреннем дворе, прямо за серединой мощеной дороги, находятся два здания, в которых расположена библиотека. Эти "драгоценные шкатулки кхмерского искусства" имеют идеальную форму.

Большая центральная область, колонны и ступени расположены в форме креста. Для прочности некоторые колонны были заменены на цементные. Первоначальная колонна располагается перед левым зданием библиотеки. Перед зданиями библиотеки находятся два водоема (длина - 65 м (213 футов), ширина - 50 м(164 фута)). Водоем слева заполнен водой, а второй обычно пуст.

"Пройдя библиотеку, но не доходя до водоемов, поверните налево и пройдите по дороже около 40 м (131 фут) до большого дерева. С этой точки открывается отличный вид на пять башен Ангкор-Вата, особенно на закате. Дорожка ведет к крестообразной террасе, известной как "Терраса ужаса". Эта терраса располагается прямо перед главной башней у входа в Ангкор-Ват. "


Терраса характеризуется поддерживающими колоннами и вырезанными рисунками у ее основания. С трех сторон террасы располагаются лестницы, по обеим сторонам которых сидят львы. Здесь проводились ритуальные танцы. Возможно, что именно с этой точки король наблюдал за процессиями и принимал иностранных гостей. В 20-х годах Кейзи отмечал: "Невозможно не почувствовать, что лишь несколько часов назад в этом месте пульсировала жизнь. Над алтарями горели факелы. Священники шептали ритуальные молитвы. По лестницам порхали танцующие девушки…Это было лишь час или два назад, не более…".

С террасы открывается прекрасный вид на галерею первого уровня, которая называется "Галерея барельефов" (215 x 187м (705x614 футов)). Внешняя сторона, которая ближе к посетителям, представляет собой ряд из 60 колонн. Внутренняя сторона представляет собой непрерывную стену, украшенную барельефами.

"В этой точке вы можете или продолжить движение прямо к центральным башням, или повернуть направо, чтобы посмотреть Галерею барельефов. Крестообразные галереи представляют собой связующее звено между первым и вторым уровнями. Этот уникальный архитектурный дизайн состоит из двух крытых галерей с квадратными колоннами в виде креста. Внутренний двор разделен на четыре равные части и декорирован водоемами и лестницами. Несколько декоративных элементов в этих галереях - это окна с балюстрадами, розетки на сводах, бордюр из апсар под карнизами и аскеты у основания колонн. "

"Некоторые колонны в галереях этого внутреннего двора имеют надписи на кхмерском языке и санскрите. По обеим сторонам двора расположены две библиотеки, которые по размеру уступают библиотекам около входа в комплекс. В правой библиотеке - Галерее 1000 Будд - когда-то хранилось множество изображений, относящихся к периоду упадка Ангкор-Вата. До наших дней дошло лишь несколько таких изображений. Левая библиотека - Зал Эхо - получила такое название благодаря своей необычной акустике."

"Чтобы услышать эхо, нужно пройти в конец галереи, встать в левый угол спиной к стене, ударить себя по грудной клетке и внимательно прислушаться. Если вы хотите побывать в библиотеке, пройдите в дверь в конце галереи. С этой библиотеки открывает хороший вид на верхний уровень Ангкор-Вата."

"Вернитесь в центр крестообразных галерей и продолжите движение к центральным башням. Вам предстоит подниматься по лестнице. Внешняя стена галереи второго уровня - та, что ближе к посетителям (100 x 115 м, 328 x 377 футов) - сплошная и недекорированная. Возможно, это было сделано для того, чтобы создать подходящую обстановку для медитаций священников и короля."

Строгость внешней стены галереи второго уровня компенсируется ее внутренним убранством. Стены галереи украшены более 1500 апсарами (небесные танцовщицы). Эти красивые грациозные создания приводят посетителей в восторг.

Когда впервые входишь во двор, то такое множество танцующих женских фигур может показаться однообразным. Но если подойти ближе и присмотреться, то видно, что все они разные и отличаются прическами, одеянием и украшениями. Эти эфирные обитательницы небес изображены в Ангкор-Вате по две или три.

В 17 веке камбоджийский поэт Панг писал об апсарах: "Миллионы грациозных существ наполняют тебя такими эмоциями, что твои глаза не устают, душа обновляется, а сердце насыщается! Они не были вырезаны руками человека! Они были созданы богами - живые, прекрасные женщины! ". На третий уровень Ангкор-Вата допускались лишь высшие священники и король. На третьем уровне нет крытых галерей, как на двух других, но этот уровень является основой для пяти центральных башен, на одной из которых расположен самое священное изображение храма.

Высота квадратной основы (длина - 60 м) верхнего уровня составляет 13 м и возвышается над вторым уровнем на 40 м. В центре каждой стороны расположены двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая. По углам имеются еще две лестницы с углом наклона в 70°, обеспечивающих доступ на этот уровень.

Третий уровень представляет собой пространство в форме креста и характеризуется крытыми галереями и четырьмя мощеными дворами. На верху каждой лестницы расположены башня и колонны. Башня у входа соединяется с центральной структурой при помощи коридоров, которые с двух сторон поддерживаются двойными рядами колонн. В углах верхнего уровня расположены четыре башни. Ступени одновременно и соединяют, и разделяют различные части структуры. Верхний уровень опоясывается узкой крытой галереей с двойным рядом колонн, а на внешней стороны расположены окна и балюстрады. Центральное святилище возвышается над верхним уровнем на 42 м. Высота самой большой из пяти башен равна высоте собор Нотр-Дам в Париже. В центральном святилище хранится священное изображение храма. Первоначально там было четыре прохода, обращенные на четыре стороны света, однако они были закрыты через некоторое время после разграбления Анкгор-Вата в середине 15 века. Почти 500 лет спустя французские археологи обнаружили вертикальное углубление в центре верхнего уровня на глубине 27 м, в котором находилось множество изделий из золота. С верхней точки храма наконец-то можно увидеть весь архитектурный план Ангкор-Вата. Открывается вид потрясающей красоты, подтверждающий гениальную способностью кхмерской архитектуры к созданию гармоничных пропорций.

"Пройдитесь по всему периметру внешней галереи верхнего уровня, чтобы насладиться видом окружающей вас местности, мощеной дороги на западе и центральной группы башен. Галерея не настолько высока, чтобы предоставить полноценный вид окружающей местности. Но все же вы сможете увидеть достаточно, чтобы осознать, какая смелость потребовалась архитекторам, чтобы воздвигнуть этот храмовый комплекс. Вам будет видна северно-западная часть рва до высящейся вершины в виде лотоса, принадлежащей центральному святилищу. С этой точки Ангкор-Ват кажется таким необъятным, что трудно осознать, что такое грандиозное строение было воздвигнуто людьми."

Галерея барельефов

"Они привлекают внимание своей красотой и удерживают его своей необычностью ", - писала Хелен Черчилль Канди в барельефах в 1920 году. Галерея барельефов, опоясывающая первый уровень Ангкор-Вата, представляет собой 1200 м 2 изображений, вырезанных из песчаника. Барельефы покрывают большую часть внутренней стены со всех четырех стороны галерей. Их высота составляет 2 м.

Детали, качество композиции и исполнения дают им право относиться к величайшим образцам мирового искусства. Колонны, расположенные вдоль внешней стены галереи, создают на рельефе интересную игру света и тени. В результате получается эффект текстурных обоев, которые похожи скорее на работу художников, нежели скульпторов. Барельефы отличаются невероятно богатым убранством - творение, обладающее мощью, спокойствием, воображением и силой фантазии, и производящее впечатление "высочайшего достоинства", как писал один посетитель 50 лет назад.

Барельефы разделяются на 8 частей - по две на каждой стене квадратной галереи. Каждая часть отражает определенную тему. Более того, по углам восточной Галереи имеются два павильона, в которых также изображены различные темы.

Панели с барельефами расположены горизонтально и обычно состоят из двух или трех частей. В некоторых местах края панелей тоже декорированы. Темы для барельефов брались их двух основных источников - индийский эпос и священные книги и военные предметы Ангкорского периода. Некоторые ученые предполагают, что расположение барельефа зависело от темы, отраженной в нем. Например, барельефы на восточной и западной стенах изображают темы, связанные с восходом и закатом солнца. Слово "ба" означает "низкий" или "мелкий" и означает степень проекции рельефа. Метод создания рельефов в Ангкор-Вате заключался в том, что мастера вырезали фон, оставляя таким образом само изображение в рельефе. Поверхность некоторых рельефов кажется отполированной.

Это можно объяснить двумя теориями. Наличие и расположение отполированных участков в важных частях рельефа дает основание предположить, что это дело рук посетителей, которые постоянно прикасались к поверхности. На некоторых рельефах также видны следы позолоты и краски, в частности - черной и красной. Это, возможно, остатки грунтовки или закрепляющего вещества. На некоторые барельефах изображены самые обычные предметы и явления. Река изображена в виде двух параллельных вертикальных линий, между которым плавает рыба. Как и в египетском искусстве, ранг человека определяется размером его изображения: чем выше ранг, тем больше размер. В сценах сражений сломанная рукоятка на зонтике вождя означает поражение. Временная отдаленность сцены определяется по количеству планок, размещенных одна над другой: чем выше такая "стена", тем древнее изображенное событие. Фигуры с разведенными ногами и согнутыми коленями означает пребывание в полете.

Посещение Галереи барельефов

Те, кто захочет подольше остаться в этой замечательной Галерее барельефов, обязательно откроют для себя что-то новое, ведь Ангкор-Ват предлагает посетителям множество приятных сюрпризов.

"Помните, что барельефы Ангкор-Вата следует смотреть слева направо. Зайдите с западного входа, заверните направо и войдите в галерею, а потом продолжайте движение против часовой стрелки. Если вы начнете осмотр с другой точки галереи, то следите за тем, чтобы храм оставался по левую сторону от вас. Если ваше время в Анкгор-Вате ограничено, мы советуем вам посмотреть следующие барельефы."

Эта сцена является главной темой, описанной в древнеиндийском эпосе "Махабхарата". В сцене изображена последняя битва в Курукшетре - одной из индийский провинций - между двоюродными братьями, которые враждовали между собой. Армии Кауравов и Пандавов приближаются друг к другу, направляясь к центру панели. Принадлежность воинов к тому или иному клану можно определить по их головным уборам. Сцена начинается с того, что в битву вступает пехота, а музыканты в это время играют ритмичную мелодию. Этот барельеф изображает рукопашный бой, в котором погибло множество воинов.

Старшие офицеры и генералы, изображенные в большом масштабе, наблюдают за ходом битвы из колесниц или восседая на слонах и лошадях. Напряжение сцены постепенно возрастает и достигает кульминации в рукопашном бою. Бисма (изображенный в начале панели), один из героев "Махабхарата" и предводитель кауравов, был поражен стрелой и теперь умирает, окруженный своими верными воинами. Арджуна (человек со щитом, на котором изображено лицо демона раху) пускает стрелу в своего единокровного брата Карну и убивает его. После смерти Кришна (с четырьмя руками) становится возничим на колеснице Арджуны.

"В настоящее время готовятся к публикации фотографии галерей."

Угловой павильон (юго-запад)

Зайдите в павильон и осмотрите сцены, изображенные перед вами. Затем продолжите движение по павильону по часовой стрелке. Барельеф в этом павильоне изображает сцены из древнеиндийского эпоса "Рамаяна".

Восток

А - Слева, Праздник воды; два корабля с апсарами, игроки в шахматы (верхний корабль)
В - Центр, над дверью: Бог принимает дары

Юг

С - Слева, сверху вниз. Битва между Вали и королем обезьян Сугрива; Рама пронзает Вали стрелой, Вали умирает на руках своей жены (трехконечный головной убор); обезьяны оплакивают его смерть
D - Центр, над дверью: убийство демона; Кришна гасит огонь
E - Слева: Шива сидит со своей женой Паравати на горе Кайлас
F - Центр, над дверью: Кришна вырывает деревья при помощи камня
G - Справа: Равана в обличье хамелеона является во дворце Индры

Север

H - Левая сторона: Взбивание Молочного моря
I - Центральная часть, над дверью: Рама убивает Марику, который в обличье золотого оленя помогал похитить Ситу
J - Правая сторона: Кришна поднимает холм Говардхана, чтобы пастухи и овцы могли укрыться под ним от шторма, посланного разгневанным Индрой.

Южная (историческая) галерея - армия короля Сурьявармана II

В этой галерее изображена великолепная триумфальная процессия воинов, возвращающихся после битвы между кхмерами и их врагами. На рельефе изображены использовавшиеся боевые методы, преимущественно рукопашный бой, поскольку в те времена люди еще ничего не знали о технике и огнестрельном оружии.

На заднем фоне невероятно правдоподобно и натуралистично изображены деревья и животные. В качестве центральной фигуры этой галереи выступает император Сурьяварман II, по приказу которого был построен храмовый комплекс Ангкор-Ват. Сурьяварман II изображен в галерее дважды. Он подписан своим посмертным именем, что дает основание предполагать, что надпись была нанесена уже после его смерти. В треугольных отверстиях, беспорядочно вырезанных в галерее, могли находиться ценные предметы, хранившиеся в Ангкор-Вате. На верхнем ярусе император, на теле которого видна позолота, проводит собрание на вершины горы, окруженной лесом.

Вся армия собирается вместе для проведения осмотра, и командиры, восседающие на слонах, объединяют свои войска, которые начинают маршировать навстречу врагу. Ранг командира можно определить по надписи около его изображения. Император Сурьяварман II сидит верхом на слоне (головной убор конической формы, меч через плечо). Его окружают слуги, держащие 15 зонтиков. Вишну восседает на Гаруде, которая сидит на флагштоке неподалеку от слона короля. В оживленной и шумной процессии Священного огня участвуют знаменосцы, музыканты и шуты. Брахманы поют под аккомпанемент цимбал. В паланкинах несут королевские жертвоприношения.

Ближе к концу панели: к процессии присоединяются войска тайских воинов (в гофрированных юбках с цветочным рисунком; волосы заплетены в косы; головные уборы с перьями; короткие усы), возглавляемые командиром верхом на слоне. Вероятно, тайские войска были наемниками из провинции Лоуво (нынешняя провинция Лопбури), укрепившими кхмерскую армию. На кхмерских воинах шлемы, украшенные рогами различных животных (оленей, лошадей). На некоторых щитах изображены чудовища.

Суд ямы. Небеса и ад.

На трех ярусах изображен проводимый Ямой суд над человечеством, а на других двух ярусах - небеса и ад. Судя по надписям, тут изображено 37 небес, где можно бродить по прекрасным дворцам, и 32 ада со сценами наказания и страдания. Небеса и ад отделены друг от друга портьерами и апсарами. В низу нижнего яруса изображен ряд Гаруд. Крыша галереи была разрушена молнией в 1947 году, но затем потолок был восстановлен усилиями французов. На всадниках, изображенных в начале панели, видны следы позолоты. Нижняя часть панели была серьезно повреждена, и трещины были замазаны цементом.

Нижний ярус: Верховный судья Яма (многорукий, имеет посох и ездит верхом на буйволе) указывает своим помощникам на верхнюю дорогу, представляющую Небеса, и нижнюю дорогу, представляющую Ад. Духи умерших людей ожидают его приговора. Помощники Ямы толкают злодеев в дверцу, ведущую в Ад, где они несут различные наказания. Например, тех людей, которые при жизни постоянно передали, распиливают пополам, а у преступников переламывают кости. На одних наказуемых надеты железные кандалы, в головы других воткнуты гвозди. Верхний ярус: Гаруды и апсары поддерживают небесный дворец, парящий в воздухе.

Восточная галерея - Взбивание молочного моря

Это наиболее известный барельеф Ангкор-Вата, основывающийся на древнеиндийском эпосе "Бхагавата-пурана". В этой сцене ангелы и демоны взбивают Молочное море, чтобы получить амриту - эликсир жизни. Они хотят вернуть потерянные сокровища - источник бессмертия, богиню богатства Лакшми, молоко белого слона Индры и нимфу красоты. Эти объекты символизируют благополучие и процветание. Это событие происходит во время второго пришествия Вишну, когда он вернулся в образе черепахи.

Сцена занимает три яруса. В нижнем ярусе представлены различные морские животные - как настоящие, так и мифические. Нижний ярус окаймляет змея. С одной стороны среднего яруса изображен ряд из 92 демонов (круглые выпученные глаза, шлемы с гребнями), а с другой стороны - ряд из 88 богов (миндалевидные глаза, головные уборы конической формы). Демоны и боги взбивают море телом змея Васуки. Им помогает Хануман - бог обезьян. Вишну в обличье черепахи держит на своем панцире гору Мандара, вокруг которой и происходит взбивание. Вишну находится на дне Моря. Демоны держат змея за голову, а боги - за хвост. Ритмично вращая длинное тело змея, они взбалтывают им море.

Боги и демоны подчиняются трем богам (их изображения больше по размеру). Индра стоит над Вишну, а справа союзник богов Хануман щекочет змея Васуки. Верхний ярус: во время взбивания моря появляются различные женские духи. В этой сцене снова изображен Вишну, однако уже в образе человека. Он управляет взбиванием моря, которое, согласно легенде, длилось более тысячи лет.

Здесь изображены и другие существа - например, трехглавый слон Индры, апсары и богиня красоты Лакшми. На морских волнах виден смертельный яд, который изрыгнул змей Васуки. Опасаясь, что яд может погубить богов и демонов, Брахма просит Шиву выпить яд, который оставит незаживающий след в его горле. Шива повинуется, и в результате производит амриту. Демоны бросаются, чтобы перехватить элексир. Вишну спешит на помощь, приняв образ обворожительной красавицы Майи. Вишну удается спасти драгоценную жидкость.

Надпись

В середине Восточной галереи имеется интересная надпись, относящаяся к началу XVIII века - времени, когда Ангкор-Ват был буддистским монастырем. В надписи рассказано об управляющем одной из провинций, который построил небольшую гробницу, чтобы хранить там кости своей жены и детей. Гробница находится в плохом состоянии, однако она четко видна. Она расположена прямо перед надписью в галерее.

Победа Вишну над Демонами.

Барельефы в Восточной галерее и в южной части Северной галереи, должно быть, были завершены позже, в XV или XVI столетии. Об этом свидетельствуют некая скованность, церемонность в изображении фигур и невысокий уровень мастерства. Армия демонов направляется к центру панели. В центре изображен четырехрукий Вишну, сидящий на Гаруде.

Затем следует сцена битвы. Вишну поражает своих врагов, наступающих со всех сторон, отбрасывая от себя их тела. Предводители демонов (сидящие верхом на животных или едущие в колесницах, запряженных чудовищами) окружены воинами. К ним присоединяется другая группа воинов (с луками и стрелами) под предводительством своих вождей, которые едут на колесницах или сидят верхом на огромных павлинах.

Победа Кришну над королем демонов Баной

В начале панели Вишну в образе Кришны восседает на Гаруде. Агни, многорукий бог огня, сидит верхом на носороге позади Вишну. Эта сцена изображена несколько раз. Окружающая город стена пылает, что мешает Кришне и его армии богов проникнуть в город. Эта сцена с Кришну также повторяется на панели несколько раз. Гаруда тушит пожар водой из священной реки Ганг. Многорукий демон Бана (верхом на носороге) приближается к армии богов с другой стороны. Правая область панели: Кришна (1000 голов, руки скрещены на груди) становится на колени перед Шивой, который восседает на троне на горе Кайлас со своей женой Парвати и сыном Ганеса (с головой слона). Они просят Шиву помиловать Бану.

Битва между Богами и Демонами

21 бог Брахманского пантеона шагает в процессии, неся свои классически атрибуты и восседая на традиционных для них животных. Изображены сцены противостояния одного бога одному демону. На заднем плане изображена битва между армиями, выступающими на стороне богов и на стороне демонов. Бог богатства Кубера (с луком и стрелами) предстает верхом на яке, бог войны Сканда (многоголовый и многорукий) - на павлине, Индра? на слоне, четырехрукий Вишну - на Гаруде. Бог смерти и правосудия (с мечом и щитом) Яма стоит в колеснице, запряженной лошадьми. Бог воды Вариан запряг и оседлал пятиглавого змея.

Угловой павильон (северо-запад)

Зайдя в павильон, двигайтесь против часовой стрелки. Несколько сцен в этом павильоне сохранились в хорошем состоянии.

Север

А - Справа: женская часть дворца.
В - Центр, над дверью: попытка похищения Ситы в лесу
С - Слева, изображение серьезно повреждено: сцена из "Рамаяны"
Сверху: ярус с обезьянами и погребальный костер

Запад

D - Справа: Рама в своей колеснице, запряженной гусями, возвращается с победой в город Айодхья
E -Центр, над дверью: Рама и Лакшмана окружены обезьянами
F - Слева: Беседа между Ситой и Хануманом в лесу; Хануман дает Сите кольцо Рамы.

Юг

G - Справа: Сидящий четырехрукий Вишну окружен апсарами
H - Центр, над дверью: Рама и Лакшмана сражаются с чудовищем (без головы, лицо на животе)
I - Слева: Рама побеждает в соревновании среди лучников; Рама и Сита сидят вместе.

Восток

J - Справа: Четырехрукий Вишну верхом на Гаруде; Кришна (верхом на Гаруде) возвращает обратно гору Манипарвата, которую он отнял у убитого им демона; его армия несет остатки демона.
K - Центр, над дверью: обсуждение союза
Слева: Рама и его брат Лакшмана
Справа: Король обезьян Сугрива
L - Слева: Вишну склоняется к змею Внизу: Группа из девяти богов верхом на своих животных
(1) Сугрива в колеснице, запряженной лошадьми
(2) Кубера на яке
(3) Брахма на гусе
(4) Сканда на павлине
(5) Неизвестный бог на лошади
(6) Индра на трехглавом слоне
(7) Яма на буйволе
(8) Шива на быке
(9) Неизвестный бог на льве

Западная галерея - битва на ланке

Эта сцена из "Рамаяны" представляет собой долгую и жестокую битву между Рамой и королем демонов Раваной (10 голов и 20 рук), изображенную в центре галереи. Это один из самых впечатляющих барельефов Ангкор-Вата. Сражение, происходящее на Ланке (остров Шри-Ланка), заканчивается поражением Раваны, который похитил прекрасную жену Рамы Ситу. Центральными фигурами выступают обезьяны-воины, сражающиеся на стороне Рамы.

Жестокость войны сопоставляется с грациозностью и проворностью обезьян. Около центра: Рама стоит на плечах Сугривы под градом стрел; около Рамы стоят его брат Лакшмана и старый демон. Неподалеку король демонов Равана (10 голов и 20 рук) едет в колеснице, запряженной мифическими львами.

Между ними изображен Нала, опирающийся на головы двух львов. Нала это обезьяна, которая построила мост Рамы до Ланки. Нала швыряет через плечо тело побежденного им воина. Принц обезьян вытаскивает бивень слона из своего трехконечного головного убора и швыряет бивень и демона на землю.

Основной достопримечательностью Камбоджи являются древние храмы. Храмов в Камбодже великое множество, но я напишу про самые интересные, величественные и красивые, которые поражают своими барельефами и интересной кладкой. Храмы Ангкора в Камбодже — это целый комплекс храмов, в который входит и всем известный храм Ангкор Ват. Все эти храмовые комплексы расположены на территории более чем 210 км² и многие из них все еще находятся в стадии исследований.

Камбоджа привлекает внимание своей самобытностью — это совсем не Таиланд, весь выхолощенный, прилизанный, удобненький и туристический. До сих пор вспоминаю, удивительные ощущения от пересечения Тайско-Камбоджийской границы во время февральской поездки 2015 года. Красота, культура, подтянутые люди в форме, почти сразу сменяются деревенской простотой, помогалами, торгашами и пузатым таможенником топлесс. Впечатлили дикие земли, по которым ехали бесконечно долго, свободные жители, способные спать в шалаше из полиэтилена и при этом радоваться жизни, но большее всего поразили храмы Камбоджи.

О наших первых впечатлениях от посещения Камбоджи,Таиланд я постарался рассказать в отдельной статье, которая получилась в меру эмоциональной и надеюсь интересной. Для сравнения предлагаю прочитать статью про подобную поездку внутри Вьетнам — отличия налицо

  • Как доехать от Фукуока до Хошимина своим ходом

Это удивительные храмовые ансамбли, которые не смог обойти даже Голливуд, не раз выбиравший их в качестве декораций к своим фильмам. Туристами замечены особенности связанные с осмотром достопримечательностей Камбоджи, о которых следуют знать всем, прежде чем планировать поездку к храмам:

  • каждый храм прекрасен в разное время суток: какой-то на рассвете, какой-то днем
  • в любое время суток можно получить замечательные фотоснимки
  • осмотр храмовых комплексов Камбоджи занимает много времени, поэтому следует уделить этому мероприятия не менее 2-3 дней, чтобы успеть посетить самые достойные места. На эти дни можно подыскать отель в близлежащем городке Сиемрип.

О том как подбирать дешевое жильё заграницей при самостоятельном путешествии читайте в статье, кроме того предлагаю воспользоваться отельной картой для подбора подходящего места на первые дни прибывания в Камбодже:

Кроме того для осмотра всего комплекса Ангкор стоит задуматься об аренде транспорта, т.к. многие храмы находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга. Ранее я уже писал об аренде основных видов транспорта, а так же об общественном транспорте Камбоджи. Однако туристам собравшимся в на осмотр храмов Камбоджи предоставляется расширенный вариант, поэтому здесь подведу итоги.

Все виды транспорта Камбоджи на 2015 год

  • Велосипед — интересное предложение, если задержитесь на несколько дней в Сием Рипе (это ближайшее место к Храмам). Приблизительно 2$ за велосипед на день.
  • Мопед — аренда мопедов (8-10$ в день) иностранцами в Сием Рипе запрещена законом. Однако если приехали из другого города, то обязательно оставляйте транспорт на платных парковках, .
  • Такси — можно арендовать на один день за 30-40$.
  • Слон — можно прокатиться на слоне от ворот Ангкор Тома до храма Байон. Стоимость 10$. А в Ангкор Виладж можно не только покататься на слоне, но и еще взять урок у профессиональных погонщиков. Погонщик поможет научиться уверенно сидеть на слоне и даже с ним можно выучить несколько команд для слона. Стоит приблизительно 50$.
  • Воздушный шар — этим удивительным транспортном можно воспользоваться за 11$ за одного человека (в корзину входит до 30 чел.). Можно будет увидеть только Ангкор Ват с воздуха и запечатлеть это на фотоаппарат. Но шар поднимается только в хорошую погоду.
  • Микроавтобус — Стоимость аренды микроавтобуса с водителем (на 12 человек) – приблизительно 50$ в день.
  • Моторикша (тук-тук) — думаю, самый популярный транспорт для передвижения по территории комплекса Ангкор. Стоимость аренды тук-тука варьируется от 10 до 20$ в день.

О том как не попасть впросак при аренде байков или мотобайков в Камбодже, обязательно прочитайте важную статью, помните несоблюдение правил может стоить вам крупных денег за ремонт или кражу мотоцикла. А также можно прочитать информацию о транспорте в Камбодже:

Цена входного билета на территорию храмов Ангкора:

  • за один день составляет 20$,
  • за 3 дня – 40$ (можно посетить в течении недели)
  • за неделю – 60$ (ей можно воспользоваться в течении месяца).

Часы посещения самого известного храма Камбоджи — Ангкор Вата с 5 утра до 6-ти вечера. Не вздумайте терять основной (входной) билет, т.к. на территории храмового комплекса присутствует собственный сисуритл, сотрудники которого очень быстро заметят отсутствие билета и выпишут штраф.

Храм Ангкор Ват

Одно из главных строений на сегодняшний момент, которое является национальной гордостью и изображено на флаге Камбоджи.

Храм Ангкор Ват был построен, когда правил король Сурьявармана II (1112 - 1152). Во время его правления Камбоджа стала великой державой. Анкгор Ват представляет собой удивительное архитектурное сооружение, которое создано без каких либо смесей (скрепляющих материалов), каменные блоки подогнаны так, что они держаться друг на друге очень точно. Храм был построен за 89 лет, строителей, которые участвовали в постройке насчитывается около 150 млн человек.

Сердце храма — это пять башен — одна в центре (это мифическая гора Меру, где живут все боги и богини) и четыре башни (храма) вокруг нее, и все это место находиться посередине рва (океана), а солнце и луна вращаются вокруг горы. Ангкор Ват можно признать самой большой религиозной постройкой в мире, т.к. он построен на вере в богов и богинь. Поэтому его делят на три мира: низший мир, мир людей, и мир богов. Виденье этих миров проглядывает не только в самом строении, но и на барельефах, и скульптурах, которыми украшены все стены храма.

Очень много тонн камня было использовано на строительство храма, и вес одного блока мог доходить до 500 кг., поэтому, кхмерам при строительстве помогали слоны, чтобы передвигать особо тяжелые блоки. При раскопках и изучении местности ученые не нашли построек обычных кхмеров — строителей, кто строил древние сооружения, поэтому была высказана теория, что эти постройки вообще не были возведены людьми, но это уже другая история….

Ангкор Ват окружён рвом, в древние времена в нём обитали крокодилы. Храм хорошо сохранился по сравнению с другими строениями Ангкора, т.к. буддийские монахи живут здесь до сих пор.

В 1992 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду Юнеско. Храм Ангкор Ват главная туристическая достопримечательность Камбоджи.

Есть еще в этом комплексе много прекрасных храмов, которые тоже стоит обязательно увидеть, про них коротко расскажу в :

  • Ангкор Том
  • Байон Тэмпл
  • Бапуон
  • Королевский Корпус и Пиманакас
  • Пре Палилэй
  • Теп Пранам
  • Терраса Прокаженного Короля
  • Слоновья Терраса
  • Клинги и Прасат Сор Прат
  • Храм Та Пром – самый захватывающий душу храм Ангкора и каждый кто приехал посмотреть Камбоджу должен его увидеть. Он интересен тем, что заброшен и отдан на растерзание джунглям, деревьям, которые его пронизывают.

  • Бантей Кдей и Сра Сранг
  • Ta Keo
  • Храм Пре Кан
  • Пре Нек Пиан
  • Ta Сом
  • Преа Вихеа

Как видите, посмотреть есть на что, поэтому, решившись познакомиться с древней архитектурой, запасайтесь не только терпением, но и силами. Так как ходить придется много, слушать, если наймете хорошего гида, ещё больше, но и впечатлений получите предостаточно. Всё что, сейчас нужно — это выбрать наиболее удачный момент для полёта в Камбоджу и запланировать отпуск, а жизнь в этой стране достаточно бюджетна, даже для избирательных путешественников. Успехов в изучении древних строений.

Продолжение рассказа читайте в следующей статье:

И помните, что в Камбоджу не обязательно лететь прямым рейсом, вам вполне подойдут, как Таиланд, так и Вьетнам, а дальше дешевыми автобусами дорога займет 7-8 часов, в течении которых можно будет насладиться колоритам этой удивительной страны. Не бойтесь . Нужно сделать всего лишь маленький шаг.

Вас очень трудно удивить? Вы побывали во всех уголках планеты и считаете, что видели все? Тогда предлагаю развеять ваш скепсис очередным туром, что включает посещение одного из самых ярких памятников древней религии кхмеров. Сегодня мы отправляемся в далекую Юго-Восточную Азию, в джунглях которой сокрыто ничуть не меньше тайн и артефактов, чем в Южной Америке с ее знаменитыми поселениями майя и инков. Конечная цель нашего туристического путешествия – величественный храм Ангкор-Ват, история которого насчитывает примерно 900 лет.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 июля:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AF2000TGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров в Тунис от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте . Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Если верить официальным источникам, то строительство храма было начато еще в 12 веке. Считается, что Ангкор-Ват являлся частью некогда огромной Кхмерской империи, вокруг которой даже сегодня существует немало споров.

Ангкор – это название города, который считался центром империи. Его размеры поражают. Изначально считалось, что город занимал территорию в 200 квадратных км, а теперь эта цифра выросла еще в десятки раз. Ученые утверждают, что в самый рассвет империи здесь проживали не менее 500 тысяч кхмеров. Сам храмовый комплекс был посвящен богу Вишну и считался самым ярким представителем индуистской религии. Именно архитектура строений напоминает о религии, что проповедовалась на этой территории многие века.

Строительство было завершено во время пребывания на троне короля Сурьявармана II. Именно в этот период Анкор переживал пик своего становления, представлял собой мегаполис и насчитывал население в несколько сотен жителей. Всего же к храму были отнесены огромные площади с деревнями и другими поселениями, в которых проживали не менее 80 тысяч крестьян. Немногим позже, Анкор-Ват стал не только центром для поклонения Вишну, но и Будде.

Уже в те далекие годы храм поражал воображение своей величественностью. По всему его периметру были вырыты огромные рвы (примерно 200 м), наполненные водой. Высота главной башни храма составляет рекордные для того времени 42 метра, а самая высокая точка находится над землей на 65 метрах.

Вся самая интересная информация и обзор самых потрясающих достопримечательностей Камбоджи в нашем путеводителе.

Расположение религиозного центра

Уникальное в своем роде строение, которое поражает гениальной архитектурой, размерами и богатым убранством, расположено всего в 5 км на севере от города Сием-Рип. Интересно то, что о таком строении несколько столетий подряд, начиная с 15 века, почти никто не вспоминал. Это и привело к тому, что храм пришел в некий упадок. Джунгли надежно скрыли грандиозное строение от посторонних глаз, а огромные корни тропических деревьев нанесли непоправимый вред религиозному комплексу, которые на протяжении многих лет успешно сочетал в себе центр двух религий – индуизма и буддизма.

Стоит отдать должное местным активистам и властям, которые вовремя спохватились и занялись облагораживанием территории величественного храма. И сегодня у всех нас есть уникальная возможность насладиться монументальным строением в полной мере, сделать редкие снимки и отметить красным карандашом еще одно место на карте, в котором стоит побывать еще не один раз.

Запущена программа масштабной реставрации громадного комплекса, поиском средств на которую занимается всемирная организация ЮНЕСКО. Масштабность храма и объем необходимых работ требуют серьезных инвестиций в восстановление храма. С 1992 года храмовый комплекс зачислен в список памятников культурного достояния и находится под защитой. Несмотря на это, годы наносят непоправимый ущерб строению, основой для которого выступал хрупкий песчаник. Поэтому, если хотите увидеть грандиозное строение 12 века своими глазами, не стоит откладывать вопрос с заказом путевки в долгий ящик. Поспешите собственными глазами увидеть храм и прикоснуться руками к древней истории!

Есть версия, что известного писателя Редьярда Киплинга посетила идея написания произведения «Книга джунглей» именно после посещения этого грандиозного комплекса сооружений. Кто знает, может и у вас посетит муза или озарение на создание какого-нибудь шедевра…

Чем уникален?

Как уже упоминалось ранее, храм имеет внушительные размеры и богатую архитектуру, даже отдельные элементы которой никак нельзя назвать излишеством. Кроме этого, уникальность строения обусловлена редким сочетанием сразу двух религий, что мирно уживались в стенах храма. Такого не встретишь нигде более.

Но есть и еще одна особенность. Несмотря на размеры и значение для Кхмерской империи, храм не являлся открытым для всех желающих. Попасть за его стены для совершения молебен могли лишь избранные – представители знати и короли. Здесь же находили последнее пристанище души умерших правителей, а их тела навсегда занимали отведенных места в усыпальнице. Это связано с одной особенностью здешней религии того времени. Кхмеры считали, что в храме живут боги, поэтому общаться с ними и видеть их могли исключительно избранные представители духовной и светской знати. Здесь каждая деталь имеет свое значение и играет определенную роль. Три огромные башни имеют форму бутонов лотоса, а их дизайн дополняют особые скульптуры и неповторимый барельеф.

Общая площадь храмового комплекса, который имеет форму прямоугольника, составляет без малого 200 га! А все без исключения строения возводились оригинальным способом – сверху вниз. Такой технологии археологи и ученые не встречали нигде на планете.

Считается, что внешний вид и структура комплекса в конечном итоге должны были соответствовать легендарной священной горе Мере. Строения словно повторяют все ее очертания: башни – ее пик, внешние стены – скалистые выступы, а ров у подножия – это океан, который окружает Вселенную.

Кхмеры не жалели ни сил, ни драгоценностей для создания уникального храмового комплекса. Изначально, Ангкор-Ват был самым впечатляющим по своему богатому наполнению религиозному центру кхмеров. Но в результате гражданской войны, нашествия атеистов, что больше известны как «красные кхмеры» и солдат Пола Пота в 1970-х годах, большинство украшений и артефактов было разграблено, а самому комплексу нанесен непоправимый ущерб. Защитить храм от нашествия вандалов удалось лишь в 1992 году, когда над ним был установлен контроль со стороны ЮНЕСКО.

Экскурсия по древнему храму

Сегодня туристические экскурсии по храмовому комплексу доступны практически каждому. Главное требование – соблюдать простые правила пребывания в храме и уважительно относиться к этому культурному и архитектурному памятнику.

Ангкор-Ват подарит одни из самых ярких впечатлений каждому, кто окажется в Камбодже. Экзотические приключения, история, пропитанная восточной культурой и удивительная религия – это лишь малая доля того, с чем вам предстоит познакомиться за его стенами.

Нужно также знать, что комплекс строений включает в состав несколько десятков храмов и отдельных строений, а вся ирригационная система, которой насчитывается 900 лет, и сегодня исправно работает и выполняет свои функции. Особого внимания заслуживают храмовая гора, что имеет название Байон, изображения главного бога Будды, вытесанные из камня, Слоновая терраса и изваяние Прокаженного Короля. Конечно, описать словами грандиозное творение рук человека невозможно. Каждое строение выполнено в особом стиле и имеет свои особенности. Остановимся на некоторых достопримечательностях подробнее.

Одним из ранних строений Ангкоры считается Пном-Бакхенг. Считается, что он возводился в девятом столетии и в конечном итоге получил вид сооружения с пятью ярусами и несколькими башнями. Центральная область комплекса называется Ангкор-Тхом, что в дословно переводе означает «большой город». По всему периметру он окружен водяным каналом и стенами (100 м и 8 м соответственно). Цитадель включает пять ворот, что окружают высокие башни, стены которых украшены изображениями божеств.

За стенами цитадели находится пирамида Байон, о которой уже упоминалось выше. Ее окружают 54 башни. Здесь же находятся и такие достопримечательности, как храм Бафуон (точнее его руины, которые сохранились до наших дней), дворец, святилища Бапхуоп и Пимеанакас (что больше известен как «Дворец Неба»), терраса Слонов (с которой правители и наблюдали за ходом всех церемоний). Здесь же можно насладиться оригинальными чертами Врат Победы и мостами из камня, что украшены ликами богов.

Если упомянутые выше строения, в большинстве своем, подвергались частичной или полной реставрации, то некоторые храмы сохранили свой первозданный вид. К примеру, Та-Пром.

Как добраться и где остановиться

Добраться до храмового комплекса можно из Пномпеня (240 км) или из Сием-Рипа (6 км). Именно Сием-Рип пользуется наибольшей популярностью среди туристов, поскольку в последнее время здесь активно развивается туристический бизнес. Для удобства посещения Ангкор-Ват, посмотреть на который ежегодно отправляются сотни тысяч туристов, здесь построен аэропорт международного значения, а удобство для посетителей без проблем обеспечат масса современных отелей. Добираться до храмового комплекса отсюда довольно просто. Что и обусловило такую популярность среди туристов.

Если вы отправляетесь с туристическим визитом в Камбоджу впервые, лучше воспользоваться услугами гида. Даже сегодня территория страны усеяна минами и другими опасными для жизни и здоровья напоминаниями о нашествии «красных кхмеров». Поэтому добраться безопасно до храма и получить те впечатления, за которыми вы сюда приехали, проще всего в составе туристической группы под предводительством опытного гида.

Ангкор (Камбоджа) – центр старинной Кхмерской империи, комплекс храмов, сохранившихся и по сегодняшний день. Это культурное достояние внесено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и по праву считается самой популярной достопримечательностью страны. Как добраться до Ангкора, график работы и стоимость посещения храмов – вся необходимая для удачного путешествия информация в этой статье.

Ангкор-Ват

Не путайте! Ангкор – старинный город, на чьей территории расположены свыше 20 храмов, среди которых самый большой – Ангкор-Ват.

Экскурс в историю

Начало строительству комплекса Ангкор положил основатель местной династии – принц, объявивший о независимости Камбуджадеши (сегодняшней Камбоджи), Джайяварман II. С тех пор практически каждый король возводил в период своего правления одно или несколько священных зданий, часто знаменуя этим определённое события. Закончилось строительство комплекса в 1218 году, после смерти Джайявармана VII, по приказу которого были возведены храмы Преа-Кан (в честь победы над тямами), Та-Прохм (в память о матери величественного правителя) и др.

Интересный факт! Самый большой в истории храм Ангкор-Ват строили более 30 лет. Он занимает такую же территорию, как и государство Ватикан.

Величественная кхмерская империя пала в середине 15 века в результате многовековой борьбы с тямами и таями. В 1431 году сиамские войска оккупировали Ангкор, а все его жители покинули свои дома, решив, что лучше жить спокойно, хоть и вдали от родины. В конце концов, опустошённый город вместе со всеми храмами поглотили джунгли.


Ангкор был заново открыт в 1861 году французским учёным Анри Муо, но из-за тяжелых времён в истории Камбоджи, сопровождаемых кровопролитными войнами, его восстановлением никто не занимался. Только через 130 лет ЮНЕСКО внесёт храмовый комплекс в список Всемирного наследия, а в Китае будет создана организация, объединяющая специалистов, которые и по сей день занимаются реставрацией этой величественной достопримечательности Камбоджи.

Удивительные подробности! Все храмы Ангкора построены без использования цемента и других связывающих материалов.

Где находится Ангкор

К храмовому комплексу можно доехать на тук-туке (около 2$), велосипеде (0,5$/час) или такси (от 5$), предварительно попав в город Сием-Рип, расположенный на западе Камбоджи. Для этого можно воспользоваться:



Аэропорт Сием-Реапа

Сравните цены на проживание с помощью данной формы

График работы Ангкора и стоимость посещения

Кассы храмового комплекса открываются в 5 утра и работают до 17:30, в это же время сюда пускают туристов. По официальным правилам все путешественники должны покинуть территорию Ангкора до 18:00, но, если вы не попадётесь полицейским, можете задержаться там немного дольше и насладиться красотой храмов при заходящем солнце.


Цена входа в Ангкор варьируется от количества дней. Всего есть три варианта:

  • Однодневное посещение за 20$;
  • Трёхдневное культурное просвещение за 40$;
  • Семидневная прогулка по храмам за 60$.

Вы можете использовать абонемент на три дня в течение недели с момента покупки, а абонемент на 7 дней будет действителен в течение месяца. На лицевой стороне такого билета должно быть ваше фото, его делают в кассе непосредственно при покупке.

Обратите внимание! Купить билет день-в-день можно только до 17:00, оставшиеся полчаса продаются абонементы на следующий день.

Структура Ангкора (Камбоджа)

На территории старинного города расположены более 30 храмов, которые занимают площадь в 500 000 квадратных метров. Посетить их все за один день – абсолютно нереально, чаще всего туристические агентства и путешественники, посетившие эту достопримечательность Камбоджи, советуют потратить от трёх до пяти дней на прогулку по храмовому комплексу.



Самый популярный маршрут по Ангкору рассчитан на три дня и делится на посещение храмов малого круга, большого круга, а также дальних храмов, до которых доходят наиболее стойкие и любопытные.

Совет! Если вы собираетесь посещать храмовый комплекс компанией, возьмите напрокат байки или велосипеды. Это поможет вам сэкономить время и силы (так как протяженность того же маршрута по храмам малого круга 20 км), и не лишиться арендованного имущества, если вы отвлечётесь, чтобы сделать фото Ангкор-Вата и других мест.

Малый круг

Сюда относят те храмы, которые обязан увидеть каждый путешественник – самые величественные, красивые и ценные. Расстояние маршрута – 20 км, рассчитан на один день. Направление путешествия показано в названиях следующих разделов: сначала Ангкор-Ват, потом Ангкор Том и т.д.

Ангкор-Ват

Этот храм занимает огромную территорию и может по праву считаться целым комплексом. Он окружен рвом, который в период дождей наполняется водой, вокруг много деревьев, зелёной травы, цветов и диких животных.



В центре Ангкор-Вата находится храм-гора, построенный таким образом, что с любой стороны видно его пять идентичных башенок. Второй ключевой достопримечательностью комплекса считается библиотека – одноэтажное здание, окруженное пальмами и туристами.





Не менее интересными считаются галереи Ангкор-Вата, на которые можно взглянуть и сверху, поднявшись по каменным лестницам на заднем дворе. Всего на территории храма построены 8 галерей с барельефами, плотно покрывающими стены. Наиболее известная среди них – Галерея ада и рая.

Совет! Если вы хотите сделать безлюдные фото Ангкор-Вата, дождитесь полного восхода солнца и загляните на задний двор храма. В это время все туристы, встречавшие рассвет, отправляются отдыхать, а новоприбывшие путешественники расходятся по основным частям комплекса.

Ангкор Том

Это ещё одна достопримечательность из списка того, что обязательно посетить в Камбодже, последняя столица империи кхмеров и величественный город 13-14 веков с населением более миллиона человек. Его название объясняет его популярность и в современном мире – «Большой Ангкор» действительно впечатляет своими масштабами, необычной архитектурой, гармонией и великолепием.



Структура Ангкор Тома очень логична – город представляет собой квадрат с каменными стенами, внутри которого находятся различные постройки. Самые значимые из них:




Кроме того, в Ангкор Томе есть Терраса Прокаженного Короля, Терраса Слонов, несколько прасатов, Ворота Победы и необычный мост с фигурами богов и демонов. Рекомендуемое время посещения этой достопримечательности – 3-4 часа.



Совет! Отправляйтесь в Байон до восхода солнца, чтобы избежать столпотворения туристов и получить наиболее эффектные фото.

Та Пром

Ещё одна из самых красивых построек Камбоджи – Та Пром, который стал популярен после съёмок фильма «Лара Крофт: расхитительница гробниц» и сегодня носит гордое имя Храма Анджелины Джоли. Семь веков это здание играло роль монастыря и университета, где получали образование и проводили научные исследования местные жители.



Та Пром в разы меньше, чем Ангкор-Ват или Ангкор Том, на его территории нет отдельных значимых достопримечательностей, все они являются частью самого храма. Так, галереи Та Прома являются одними из самых интересных во всём комплексе, поскольку они встроены одна в другую и напоминают небольшой лабиринт.



Другой особенностью храма считается его сближенность с джунглями – корни деревьев обвивают каменные стены и поражают своими размерами. Та Пром и по сегодняшний день не могут очистить от растительности, потому как именно за счёт неё постройка сохранилась до наших времён.

Загадка тысячелетия. Среди живописных барельефов храма есть изображение динозавра. Над вопросом, что делает на стенах Та Прома это древнее существо уже не первый год бьются как учёные, так и туристы.



Малые храмы малого круга



В эту категорию попали Пре Кан (построен последним королём Камбоджи в честь его отца), Та Кео (самый высокий храм-гора, строительство которого не завершили, так как в здание попала молния, что считалось дурным знаком) и Пном Бакенг (храм в скале, с которого открывается панорамный вид на весь Ангкор). Общая продолжительность визита по всем трём постройкам – 4-5 часов.

Большой круг


Бантей Кдей

Маршрут включает в себя более десяти небольших храмов, общая продолжительность – 25 км. Самые популярные постройки, которые стоит посетить в первую очередь:

  1. Бантей Кдей. Был построен в качестве Буддистского храма, состоит из множества галерей, украшенных барельефами.
  2. Пре Руп. Храм-гора, созданный в честь бога Шивы.
  3. Бантей Самре. Отличается изяществом архитектуры и необычными стенами с резьбой. Был возведён в честь древнеиндийского бога Вишну.
  4. Та Сом. Место для эффектных фотографий, отображающих единение природы и старинных зданий.
Дальние храмы

В эту категорию относят несколько храмовых комплексов, распложенных на приличном расстоянии от центра Ангкора. Добраться туда можно только на такси или арендованном авто (не стоит брать байк или велосипед, иначе вы погрязнете в пыли грунтовых дорог Камбоджи). Стоимость такой поездки – 50-60$, поэтому постарайтесь найти попутчиков или сами станьте таковыми.

Бенг Мелиа


Расположенный в 67 км от Сием-Реапа, этот храм однозначно достоин того, чтоб вы его посетили. На входе вас встретят необычные охранники в образе семиглавых змей, а попав вовнутрь вы поймёте, в чём прелесть каменного хаоса. Особенность Бенг Мелиа в том, что к его стенам не прикасались руки реставраторов, поэтому у вас есть отличная возможность увидеть его таким, каким он был найден в конце 19 века.

Важно! Стоимость посещения храма – 5$, не входит в общий билет Ангкора.

Бантей Срей


Его называют «Крепостью красоты», цитаделью женщин и жемчужиной Ангкора. Это уникальная постройка, не похожая на все остальные здания комплекса из-за:

  • Своего размера. Бантей Срей действительно миниатюрный, что очень впечатляет, особенно после посещения Ангкор-Вата;
  • Материалов. Храм построен из розового песчаника (остальные – из жёлтого), что придаёт ему особого шарма и красоты, особенно рано утром;
  • Резьбы ручной работы и барельефов, которыми покрыты стены Бантей Срея.

На территории храма есть библиотека, центральное святилище, множество статуй. Рекомендуемое время посещения – 2-3 часа. Расстояние от Сием-Реапа – 37 км.

Это место является священным для всех жителей Камбоджи, ведь именно здесь 1200 лет назад была провозглашена независимость страны. Тут находится знаменитая статуя лежащего Будды, сакральный храм, куда ежегодно отправляются паломники, река тысячи лингамов и самый живописный водопад Камбоджи.

Стоимость посещения Пном Кулена – 20$ (оплачивается отдельно от общего билета в Ангкор), расположен в 55 км от Сием Рипа. Доехать можно только на такси или арендованном авто.

Узнайте ЦЕНЫ или забронируйте любое жилье с помощью данной формы


Карта города Сиемреап, на которой отмечены достопримечательности, в т. ч. Ангкор-Ват и некоторые важные объекты инфраструктуры.

В юго-восточной части Азии расположилась необычайно красивая страна с великой историей – Камбоджа. Долгое время это королевство было закрыто от туристов, но сегодня стало очень популярным туристическим направлением. Эта экзотическая страна привлекает путешественников мягким климатом, теплыми водами Сиамского залива, белоснежными пляжами, и, конечно же, величественными храмовыми сооружениями.

Люди съезжаются со всего мира, чтобы своими глазами увидеть таинственные святыни – древние храмы Камбоджи, возведенные более тысячи лет назад.

Как и когда строили храмы

Возведением святилищ занимались предки нынешних камбоджийцев – кхмеры, которые с незапамятных времен населяли территорию королевства. Произошел этот народ, если верить легенде, от связи дочери короля змееподобных существ – нагов, и индийского отшельника.

Грандиозное строительство началось еще в IX столетии, когда многочисленные кхмерские княжества под руководством императора Джайявармана II объединились в великое государство – Кхмерскую империю со столицей в городе Ангкор. В ней основатель династии возвел первый храмовый комплекс, а его преемники впоследствии продолжили это дело. Сегодня все уцелевшие храмы древней столицы образуют главную достопримечательность страны – храмовый комплекс Ангкор. Его размеры поражают – храмы Ангкора в Камбодже расположилась на площади более 200 тысяч кв. км.

Строительство религиозных сооружений в столице продолжалось вплоть до XII века – именно в этот период и были построены самые известные храмы Камбоджи. Вокруг них к тому времени уже был отстроен огромный город, который населяли более миллиона жителей. В X-XIII вв. великая Кхмерская империя стала самым развитым государством во всей Юго-Восточной Азии в военном и экономическом отношении.

Однако уже во второй половине XV века после длительной осады сиамцев ее столица пала и была разрушена.

Жители вынуждены были бежать и бросить город. С годами Ангкор был поглощен джунглями, влажный климат не пощадил многие жилые помещения и вскоре от них ничего не осталось, а вот храмовым сооружениям удалось уцелеть. На 400 лет люди забыли о древней Ангкоре, пока в 1860 году французский путешественник и естествоиспытатель Анри Муо не набрел на нее в непроходимых зарослях.

Ангкор-Ват

Самым большим храмом на всем земном шаре считается камбоджийский Ангкор-Ват, возвышающийся в нескольких километрах от города Сиемреал. Эта святыня была возведена в первой половине XII столетия в честь верховного бога в индуизме – Вишну. Правил империей в те времена король Сурьяварман II.

По мнению ученых, на строительство этого сооружения потребовалось 5 млн. тонн камней – столько же, сколько было затрачено на возведение второй по величине египетской пирамиды Хафры (Хефрена).

Древние строители вложили немало усилий, чтобы создать поражающее воображение архитектурное творение – все каменные глыбы, из которых выстроено это сакральное сооружение, художественно обработаны – на всех поверхностях вырезаны сюжеты из истории кхмеров, индуистской мифологии и древнеиндийских эпосов.

Но самое удивительное то, что для закрепления глыб между собой кхмеры не использовали никакие растворы – камни обтесаны и подогнаны друг к другу так, что порой стыки между ними найти просто невозможно.

Главный культовый комплекс Камбоджи храм Ангкор-Ват состоит из 3 строений, внутри — 5 башен в форме лотоса, высота центральной достигает 65 метров. Окружает комплекс ров шириной 190 метров, который из-за обильных дождей всегда заполнен водой. По замыслу строителей, этот грандиозный проект символизирует обитель Брахмы – священную гору Меру: центральная башня это вершина, стены – скалы, а огромный ров – мировой океан, омывающий со всех сторон Вселенную.

Несомненно, этот храм в Камбодже – 8 чудо света, ведь именно так его называют историки всего мира.

Байон

Неподалеку от Ангкор-Вата расположилось второе по величине древнее культовое сооружение. Это храм Байон, отстроенный в XII столетии при правителе Джаявармане VII.

Храм Байон в Камбодже имеет 54 башни, и не случайно – каждая из них являлась символом провинции, находившейся под властью правителя. На каждой башне высечено 4 лика – по одному с каждой стороны света.

Древним строителям удалось сделать невозможное – выражения всех этих лиц меняются в зависимости от освещения и времени суток.

Они могут быть добрыми, улыбаться, грустить, а иногда своим взглядом и вовсе наводят леденящий душу ужас. Примечательно, что в какой бы части храма ни находился человек, он всегда будет под пристальным взглядом каменных глаз. Считается, что высеченные лики — это лицо божества сострадания Авалокитешвары. Прообразом его внешности стал король Джаяварман VII.

Изначально центральная башня храма имела золотое покрытие, однако оно было содрано захватившими город сиамцами. На ней располагалась четырехметровая фигура Будды, но она тоже была разрушена. Стены храма покрыты красивейшими барельефами, где запечатлены сцены из жизни камбоджийцев – военные походы, кровавые сражения, поклонение богам, цирковые представления, пиршества и многое другое.

Та Пром

Храм Та Пром (Та Прохм, Та Прум) – еще одно буддийское культовое сооружение, входящее в структуру города Ангкора. Этот храм-монастырь был построен в конце XII века в честь матери короля Джаявармана VII. Именно поэтому, считают ученые, в его оформлении в барельефах и скульптурах преобладают апсары – полубогини индуистской мифологии, духи воды и облаков.

Большую популярность Храм Та Пром в Камбодже приобрел в 2001 году после выхода на экраны фильма «Лара Крофт: расхитительница гробниц» – именно по этому заброшенному сооружению бродила голливудская актриса Анджелина Джоли.

В настоящее время комплекс представляет собой удивительное зрелище в лучших традициях сюрреализма – все сооружения от основания и до кровли опутаны причудливой густой растительностью. Здесь корни и стволы деревьев веками взбирались по стенам, обрамляли двери и окна, ломали каменные крыши, пробивая себе путь на свободу.

Создается впечатление, что на этой территории когда-то была беспощадная битва между богами и природой, и последняя победила, сделав уникальное сооружение частью земли. Теперь Та Пром и джунгли – неделимое целое.

Бапуон

В самом центре священного города Ангкор-Том находится еще один удивительный храм высотой 49 метров – Бапуон. Он появился в XI веке во времена царствования Удаядитьявармана II. Это сооружение по форме представляет собой пятиступенчатую пирамиду, состоящую из трех ярусов.

От других святилищ Бапуон отличают особые барельефы – они выполнены в форме маленьких квадратиков, в которых высечены сцены из повседневной жизни кхмеров. В свои молодые годы храм поражал великолепием.

Еще в XIII столетии им восхищался китайский дипломат Чжоу Дагуань, называя его «поистине удивительным зрелищем». До наших дней Бапуон добрался в очень плачевном состоянии, и виной тому песчаное основание, на котором он был построен. Оно оказалось неустойчивым, и грандиозная постройка начала стремительно разрушаться.

Менее знаменитые храмы Камбоджи

В Камбодже существует несколько сотен древних культовых сооружений, которые завораживают своей красотой и оригинальной архитектурой. Весьма интересным считается храмовый комплекс Кох Кер, расположившийся в 90 км от Ангкора. Туристы посещают это место редко, поскольку добраться туда непросто. Больше всего привлекает внимание в этом комплексе храм-гора Прасат Пранг высотой 32 метра.

Этот храм в Камбодже еще именуют «пирамидой смерти» из-за того, что на его вершине имеется глубокий колодец. Согласно легенде, после жертвоприношений демонам в него сбрасывали бездыханные тела. Считалось, что этот колодец ведет в преисподнюю.

Еще один изумительный по красоте храм – Преа Вихеа, или, как его еще называют, «Храм на небесах». Возведен он на горе, на высоте 600 метров над уровнем моря. Считается очень значимой постройкой для древних кхмеров, поскольку возводился он очень долго – строительство растянулось на время правления семи королей.

Оригинальностью отличается буддийский храм Неакпеан, созданный в XII веке. Находится он в Ангкоре, недалеко от города Дананг, на маленьком искусственно созданном острове посреди водоема. Если верить древней легенде, вода в этих местах наделена целебными свойствами. Собственно, это и подвигло короля Джаваярман VII построить здесь храм.

Еще одно чудо кхмерской архитектуры – храм Бантеайсрей, расположенный на территории провинции Сиемреал. Был построен в честь бога Шивы в X веке. Храм прославился своим украшением – все его стены покрывает ювелирная резьба, которую практически не тронуло время. Еще одна особенность этого сооружения – в нем находятся древние розовые статуи обезьян-хранителей.

  1. Английские исследователи Г. Хэнкок и Д. Грисби провели масштабные компьютерные исследования, и пришли к весьма любопытному выводу: главные религиозные сооружения Камбоджи связаны с картой звездного неба 10500 года до н. э. По их мнению, ангкорские храмы Камбоджи на карте, если их соединить одной линией, воссоздают очертания созвездия Дракона.
  2. Храмы Камбоджи не предназначались для посещения их верующими людьми. Эти культовые сооружения считались обителью богов, входить в них могли только жрецы и монахи. В некоторых храмах возводили усыпальницы для правителей, которых они считали воплощением бога на земле.
  3. Каждый кхмерский король следовал традиции – вступив на престол, он начинал строительство двух храмов – для себя и своих предков. Если он умирал, а сооружения еще не были достроены, их оставляли в незаконченном виде, и сразу же приступали к новой стройке.
  4. На стене храма Та Пром вырезано изображение, которое по сей день не дает покоя ученым всего мира. А запечатлен там травоядный динозавр, а если точнее – стегозавр, живший на планете более 150 млн. лет назад. Откуда древние кхмеры узнали об этом животном, до сих пор остается загадкой.
  5. На территории Камбоджи есть несколько храмов в форме пирамиды. Как известно, такие грандиозные сооружения найдены только в Перу, Египте и Камбодже. Старинная легенда объясняет этот факт – все они были возведены одними людьми, которые кочевали по этим странам.
  6. Многие камбоджийские храмы включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.